В настоящее время для оценки эффективности бизнеса применяется достаточно обширный инструментарий: от набора классических финансовых показателей до но¬вых концепций экономической добавленной стоимости (EVA) и сбаланси¬рованной системы показателей (ССП). В ст. обосновывается необходимость оптимизации числа показателей для оценки эффективности функционирования предприятия. Сделана попытка структурировать показатели финансовой эффективности, показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, что позволит оценить вклад каждого из них в формирование конечного результата – уровня доходности собственного капитала, темпа его прироста и прибыли на одну акцию. Предложенный подход к оценке финансовой эффективности бизнеса может быть использован субъектами хозяйствования для контроля и принятия бизнес-решений.
эффективность бизнеса, индикаторы эффективности, финансовый результат, прибыль, показатели рентабельности, стоимости компании.
Проблема эффективности занимает ведущее место среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной она становится на современном этапе развития экономики в связи с повышением дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, усилением предпринимательских рисков.
В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой - это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к увеличению эффективности своей деятельности на основе рационального использования имеющегося ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, повышения качества и конкурентоспособности реализуемой продукции и услуг. В связи с этим изменяется подход к оценке эффективности функционирования предприятия.
За последние годы опубликовано достаточно много работ, посвященных проблемам оценки эффективности предприятий в новых условиях хозяйствования [6, 8, 11, 14 ,15, 16, 17, 18 и мн. др.]. Следует отметить, что взгляды современных исследователей по вопросу сущности эффективности в основном совпадают, и проблема стоит только в определении составляющих эффективности. Они сходятся во мнении, что экономическая эффективность - это результативность хозяйствования. Она раскрывает связь между затратами в процессе производства и его результатом. В работах и словарях современных зарубежных и отечественных авторов экономическая эффективность трактуется как соотношение между полученным экономическим результатом и затратами на его осуществление. Предприятие работает эффективно в том случае, если доходы, получаемые им в результате производственно-хозяйственной деятельности, превышают расходы на производство. Но, несмотря на схожесть мнений о сущности эффективности, критерии и индикаторы для ее оценки выдвигаются разные. Многие проблемы, относящиеся к этой предметной области, трактуются по-разному.
Эффективность - сложная экономическая категория и для измерения ее уровня обычно используют обширный перечень разнообразных индикаторов. По своему экономическому содержанию все показатели эффективности представляют собой отношение результата к затратам или к ресурсам:
В зависимости от того, что принимают в качестве эффекта функционирования предприятия - объем производства (реализации) продукции или финансовый результат, различают показатели производственной эффективности и показатели финансовой эффективности.
В условиях плановой системы экономики, ориентированной на увеличение объемов валового производства, приоритет отдавался показателям производственной эффективности (производительности труда, фондоотдаче основных средств, материалоотдаче и другим частным показателям), которые на наш взгляд характеризуют не эффективность, а интенсивность использования ресурсов. Если производится неконкурентоспособная, убыточная продукция и предприятие «работает на склад», то повышение интенсивности использования основных средств, трудовых, материальных и финансовых ресурсов способствует быстрейшему разорению предприятия.
В условиях рыночной экономики на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль, получение которой является главной целью любого субъекта хозяйствования, и которая является основным источником наращивания собственного капитала и стоимости компании.
Однако у модели максимизации прибыли существует много критиков, основными доводами которых является то, что наряду со стремлением увеличить прибыль у предприятия могут быть и другие цели: максимизация продаж, максимизация роста. Кроме того, по их мнению, в социально-ориентированной экономике прибыль не может служить основной целью предприятий, поскольку они имеют обязательства и перед обществом в решении социальных, экологических и других программ.
Для обоснования модели максимизации прибыли и в противовес доводам противников данной теории можно выдвинуть следующие положения.
Во-первых, без прибыли невозможно выжить в условиях сильной конкуренции на рынках товаров и капиталов. Чем выше прибыльность предприятия, тем ему легче удержаться и укрепить свои позиции на обоих рынках. Предприятие, не максимизирующее свою прибыль, не выдерживает конкуренции и погибает. Модели максимизации продаж и максимизации роста не противоречат цели максимизации прибыли. Их можно рассматривать как составную часть стратегии роста прибыли в будущем. Решение по максимизации роста предприятия неизбежно связано с ожиданиями увеличения прибыли в перспективе. Следовательно, какие бы различия не проявлялись в краткосрочных целях предприятия, долгосрочные его цели будут одинаковыми - получение максимума прибыли, как основы своего успешного функционирования и процветания.
Во-вторых, без прибыли невозможно решать и проблемы социального характера - как на уровне предприятия, так и на уровне государства. Убыточное или низкорентабельное предприятие не может выполнять свои обязательства ни перед обществом, ни перед трудовым коллективом. Напротив, прибыльное предприятие, успешно использующее свои ресурсы, обеспечивает занятость, создает новые высокооплачиваемые рабочие места, улучшает условия труда и быта своих работников, платит налоги, необходимые для выполнения общегосударственных программ. Прибыль - это «локомотив», приводящий в действие экономическую систему на общее благо всех членов общества.
Для оценки эффективности функционирования предприятий могут быть использованы различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом.
1. По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие операционные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
2. По составу включаемых элементов различают маржинальную, валовую прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль от основной (операционной) деятельности, прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
· Валовая прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
· Маржинальная прибыль - это разность между выручкой (нетто) и переменными затратами, относящимися к реализованной продукции.
· Прибыль от реализации продукции - это разность между суммой валовой прибыли и коммерческими и управленческими расходами периода.
· Прибыль от основной (операционной) деятельности равна прибылиот реализации продукции плюс сальдо прочих доходов и расходов, связанных с основной деятельностью.
· Брутто-прибыль включает финансовые результаты (до выплаты процентов и налогов) от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
· Прибыль до налогообложения- это результат после выплаты процентов кредиторам.
· Чистая прибыль - это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо вычленять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.
4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные, но и неявные затраты, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.
Кроме рассмотренных выше показателей прибыли для оценки тех или иных аспектов финансовой результативности бизнеса применяется целый ряд производных от нее показателей.
Прибыль от реализации продукции и услуг до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT). Данный показатель прибыли используется при расчете многих финансовых коэффициентов. Поскольку он исключает влияние налогового окружения и способов финансирования, то сравнение эффективности компаний на его основе дает более стабильные результаты, чем при использовании чистой прибыли.
Чистая операционная прибыль после налогообложения (NOPAT):
NOPAT = EBIT×(1-УН),
где УН - уровень налогообложения прибыли.
Прибыль от операционной деятельности после налогообложения и до вычета амортизации по долгосрочным активам (EBITDA):
При исчислении данного показателя в расчет принимается не только операционная прибыль после налогообложения, но и амортизация, т.е. вся сумма средств, поступающая из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования. Поэтому в силу различий в амортизационной политике межхозяйственный сравнительный анализ уровней рентабельности, в основу расчета которых положена прибыль, может быть не всегда корректным, тогда как использование положительного денежного потока от операционной деятельности позволяет получить вполне сопоставимые результаты.
Экономическая добавленная стоимость (EVA - economic value added). Данный показатель нашел очень широкое распространение в Западных странах для оценки эффективности бизнеса и является одним из наиболее востребованных в современном финансовом менеджменте. Рассчитывается он следующим образом:
где EBIT - прибыль от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов;
Т Т - налоги и другие обязательные платежи из прибыли (Taxes);
WACC- средневзвешенная цена инвестируемого капита;
NOA - капитал, вложенный в активы, которые служат для обеспечения операционной (основной) деятельности предприятия (Net Operating Assets);
ROI - рентабельность инвестированного капитала в операционные активы;
NOPAT - прибыль от операционной деятельности компании после налогообложения, но до процентных выплат по заемным средствам (NOPAT = EBIT -Taxes).
При определении значения EVA, прежде всего, необходимо обеспечить соответствие между NOA и NOPAT. Если определенные операции и соответствующие им активы включены в NOA, то необходимо, чтобы и расходы и доходы, связанные с ними, были включены в NOPAT, и наоборот.
EVA будет иметь положительное значение, если рентабельность инвестированного капитала предприятия превышает средневзвешенную его рыночную доходность. В этом случае повышается рыночная стоимость и инвестиционная привлекательность предприятия, что определяет поведение ее собственников и кредиторов.
В противоположной ситуации, если EVA<0, т.е.WACC > ROI, происходит уменьшение рыночной стоимости организации и собственники теряют вложенный в нее капитал за счет потери альтернативной доходности.
Следовательно, экономическая добавленная стоимость - это достаточно универсальный показатель, который можно использовать для финансового анализа эффективности и оценки стоимости бизнеса. Кроме показателей прибыли для оценки эффективности бизнеса используют и другие более обобщающие показатели финансового результата, такие как прирост собственного капитала (чистых активов), коэффициент устойчивого роста собственного капитала за счет капитализированной прибыли, прирост стоимости компании.
Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 1.1.
Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц
Рис. 1. Модель формирования показателей финансовых результатов
Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции - валовая прибыль, для определения уровня рентабельности затрат и рентабельности оборота, а также доходности операционного капитала - прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала - общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала - чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия - капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д. Желательно, чтобы финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах в таком разрезе.
Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат - чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Наемный персонал также заинтересован в информации о прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая позволяет оценивать способность нанимателя обеспечить ему гарантированный уровень заработка и социальной защищенности.
При этом следует иметь в виду, что прибыль - это абсолютный финансовый эффект и сам по себе он не может характеризовать уровень эффективности работы предприятия без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами.
Оценить эффективность функционирования иделовую активность предприятия можно только по относительным показателям доходности или по соотношению темповых показателей:
· темп прироста совокупных активов;
· темп прироста объема продаж;
· темп прироста прибыли;
· темп прироста чистых активов (собственного капитала);
· темп прироста собственного капитала за счет капитализированной прибыли (коэффициент устойчивости роста).
В первую очередь, необходимо сопоставить темпы прироста совокупных активов (Такт), объема продаж (Тvрп) и прибыли (Тп), соотношение которых должно выглядеть следующим образом:
Первое неравенство (100 < Такт) показывает, что предприятие наращивает экономический потенциал и масштабы своей деятельности.
Второе неравенство (Такт < Тvрп) свидетельствует о том, что объем продаж растет быстрее экономического потенциала. Из этого можно сделать вывод о повышении интенсивности использования ресурсов на предприятии.
Третье неравенство (Тvрп < Тп) означает, что прибыль предприятия растет быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала, вследствие чего повышается уровень рентабельности продаж.
Данные соотношения принято называть «золотым правилом экономики предприятия». Если данные пропорции соблюдаются, то это говорит о динамичности развития предприятия и укреплении его финансового благополучия.
Можно также сравнить темпы приростов активов с темпами прироста чистых активов и темпами устойчивого прироста собственного капитала:
Сопоставив темпы прироста активов (Такт) с темпами прироста чистых активов (ТЧА) можно сделать вывод об изменениях финансовой структуры капитала. Если ТЧА> Такт, то это свидетельствует об увеличении доли собственного капитала в формировании активов предприятия, а, следовательно, об укреплении его финансового состояния.
Если темп прироста коэффициента устойчивого роста собственного капитала (ТУР) превышает общий темп его прироста (ТСК), то это говорит о положительных сдвигах в структуре собственного капитала, т.е. об увеличении доли капитализированной прибыли в его составе.
Использование показателей рентабельности. Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные величины - показатели рентабельности (доходности, прибыльности бизнеса). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их применяют для оценки эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодности производства отдельных видов продукции и услуг. Их используют как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Значимость относительных показателей заключается и в том, что они обеспечивают сопоставимость результативности бизнеса, обусловленных разным уровнем или изменением масштабов деятельности; сглаживают влияние инфляции.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибыли с затратами:
1.1.Рентабельность отдельных видов продукции
Характеризует окупаемость производственных затрат по каждому виду продукции, Используется при формировании производственной программы.
1.2.Рентабельность (окупаемость затрат) продукции в целом по предприятию
Данный показатель рассчитывается в целом по предприятию. Он полнее предыдущего характеризует окупаемость затрат, поскольку учитывает не только производственные затраты, но и управленческие и коммерческие расходы.
1.3. Рентабельность операционной деятельности
Рассчитывается он также только в целом по организации. Он позволяет судить о степени прибыльности основного вида деятельности. Его уровень обычно ниже значения предыдущего показателя, поскольку при его расчете учитываются прочие доходы и прочие расходы, относящиеся к текущей деятельности, в частности расходы на персонал, занимающие значительный удельный вес в общих расходах организации.
1.4. Рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж, уровень которых определяется соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции:
2.1. Рентабельность продаж отдельных видов продукции (по валовой прибыли)
Отношение валовой прибыли к выручке (уровень валовой прибыли) показывает, какой процент доходов от продаж остается в распоряжении предприятия в качестве валового дохода (в торговле - розничной наценки), предназначенного для возмещения управленческих и коммерческих расходов и формирования конечного финансового результата. Данный показатель можно рассчитать, как в целом по организации, так и по каждому виду продукции. Он учитывает прямые производственные затраты, относящиеся к конкретным видам продукции и услуг, и поэтому представляет большую ценность для оценки эффективности их производства и формирования производственной программы предприятия.
2.2. Общая рентабельность продаж
Данный показатель характеризует эффективность производственной и сбытовой деятельности, в частности, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитать его можно только в целом по предприятию, поскольку управленческие и коммерческие расходы не распределяются по видам продукции. По уровню агрегирования факторов он является более комплексным и полнее, чем рентабельность затрат, характеризует результаты деятельности предприятия.
Важным индикатором эффективности развития предприятия является показатель рентабельности, рассчитанный отношением прибыли от основной деятельности до уплаты процентов, налогов (ПОД) к доходам от основной деятельности (ДОД), куда включается не только выручка (нетто), но и прочие доходы от основной деятельности:
2.3. Уровень маржинальной рентабельности
Этот показатель используют для определения безубыточного объема продаж, предельных значений суммы постоянных затрат, уровня переменных затрат, отпускных цен, для оценки степени операционных рисков, для выбора оптимального управленческого решения при наличии альтернатив и т.д.
3) Показатели, в основе которых лежит ресурсной подход, и уровень которых определяют отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям инвестированного капитала:
3.1. Рентабельность совокупных активов (общая рентабельность)
RTA(returnontotalassets) показывает, сколько прибыли зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы, для всех заинтересованных сторон. Он является одним из наиболее ценных и наиболее широко используемых показателей экономической эффективности деятельности организации.
Во втором показателе (ROTA), в отличие от первого (RTA), исключена сумма налогов, уплачиваемая в бюджет. Рентабельность капитала, рассчитанная на основе второго показателя прибыли, будет представлять интерес, прежде всего, для собственника и кредиторов.
Числитель этого показателя состоит из чистой прибыли, предназначенной собственникам, и процентов, выплачиваемых кредиторам за использование их капитала с учетом налоговой экономии, а знаменатель соответствует сумме собственных и заемных капиталов.
3.2.Рентабельность операционного капитала, задействованного в основной деятельности
3.3. Рентабельность финансовых инвестиций (RФИ) определяется отношением прибыли от инвестиционной деятельности (процентов, дивидендов от ценных бумаг) к средней сумме финансовых инвестиций (ФИ):
3.4. Рентабельность собственного (акционерного) капитала (ReturnonEquity)
Для акционерных обществ большой интерес представляют и такие показатели, как:
3.5. прибыль на одну обыкновенную акцию (EarningperShare)
3.6. прибыль на акционерный капитал:
По уровню данных показателей можно судить, насколько эффективно используется капитал акционеров, инвестированный в предприятие, и является ли данное предприятие привлекательным для вложения капитала.
В экономической литературе предлагаются и другие показатели рентабельности: такие как рентабельность чистых активов, рентабельность запасов, рентабельность дебиторской задолженности и других видов активов.
На наш взгляд, это искусственное «усложнение» анализа, т.к. рентабельность чистых активов дублирует, по существу, рентабельность собственного капитала.
Расчет рентабельности запасов, дебиторской задолженности не имеет экономического смысла, поскольку нельзя выделить прибыль, заработанную каждым видом активов.
Довольно часто в экономической литературе делаются попытки сконструировать сводный обобщающий показатель для оценки эффективности использования ресурсного потенциала, объединив все виды ресурсов: основные средства, материальные ресурсы и труд (в форме оплаты рабочей силы):
Данный показатель, по мнению его сторонников, вбирает в себя все качественные характеристики частных показателей. Более того, некоторые авторы [13, c. 92] считают необходимым в знаменатель данного алгоритма добавлять еще и другие затраты, выпадающие из категории «оборотные средства» (например, расход воды, электроэнергии, газа, тепла).
На наш взгляд, такой обобщающий показатель - это надуманная искусственная конструкция, построенная на основе суммирования «не суммируемых» ресурсов. Ведь очевидно, что основные и оборотные средства - это ресурсы, в которые вложен капитал, и которые имеются в распоряжении предприятия на отчетную дату, а фонд заработной платы - это текущие затраты за период.
В отличие от первых двух ресурсов работники только нанимаются за соответствующую плату, а не приобретаются в собственность. Предприниматель ничего не вкладывал в этот ресурс, он только выплачивает согласно договору найма часть созданной их трудом добавленной стоимости. Напротив, наемный персонал в какой-то мере авансирует предпринимателя, поскольку он ежедневно своим трудом создает добавленную стоимость, а заработную плату получает один или два раза в месяц. Следовательно, как минимум средняя семидневная задолженность по оплате труда бесплатно используется предпринимателем в качестве источника формирования оборотных активов.
Даже если предприниматель и резервирует какую-то часть капитала для оплаты труда наемного персонала (разумеется, не годового, а полумесячного или месячного), то это все равно найдет отражение по соответствующим статьям актива баланса (денежная наличность, краткосрочные финансовые вложения). Начисленная же заработная плата, равно как и потребленная электроэнергия, газ, вода, тепло и др., также находят отражение по соответствующим статьям активов (в остатках незавершенного производства, готовой продукции, отгруженной продукции покупателям, поступившей выручки на расчетный счет и др.). Поэтому, если к активам прибавим сумму начисленной заработной платы, стоимость потребленной энергии, газа, воды только потому, что эти потребленные ресурсы не числятся на балансе, то допустим грубую ошибку. Тот факт, что эти ресурсы не находят отражения в запасах сырья, вовсе не означает, что инвестированный капитал на их оплату не отражен в активах предприятия. Ведь аналогичная ситуация может возникнуть и с сырьем и материалами, если организовать их доставку прямо к конвейеру, минуя склад. Будет ли это основанием для исключения их из категории «оборотные активы»? Естественно, нет. Тогда почему же средства, затраченные на оплату труда, потребленной энергии, газа, воды, хотим еще раз прибавить к инвестированному капиталу? Очевидно, что для этого нет никаких оснований.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что такой показатель не несет никакой смысловой нагрузки и здесь уместно привести мнение В.В. Ковалева, что «данный показатель исключительно условен и в западной учетно-аналитической практике не применяется» [9, с. 361-362].
Таким образом, стремление некоторых авторов применить как можно больше показателей не всегда оправдано, так как зачастую они дублируют друг друга, а некоторые из них не несут никакой смысловой нагрузки, не проясняют ситуацию, а наоборот ее затемняют. Поэтому необходим поиск оптимального числа системных индикаторов, с помощью которых можно было бы комплексно оценить эффективность работы предприятия.
Система показателей - это не механический набор разрозненных индикаторов эффективности работы предприятия, а их упорядоченное множество, в котором каждый показатель вытекает из другого, не дублируя его и занимая определенное место в структурированной цепи. Чтобы совокупность показателей признать системой, необходимо структурировать взаимосвязи между ними. Разработка такой системы требует глубокого анализа сущности изучаемых явлений и всестороннего обоснования.
«По сравнению с отдельными показателями или некоторым их набором, система показателей является новым образованием и всегда более значима, чем сумма отдельных ее частей, так как помимо сведений о частях она несет определенную информацию о том новом, что появляется в результате их взаимодействия, т.е. о развитии системы в целом» [9, с. 90].
Связь между показателями рентабельности капитала, его оборачиваемостью и прибыльностью продукции показана на рис. 1.2. Каждое слагаемое в данной системе играет определенную роль и имеет свой порядок.
Наиболее обобщающим показателем по уровню агрегирования факторов, который позволяет создать целостную картину эффективности работы предприятия, является рентабельность собственного капитала (для акционерных предприятий - прибыль на одну акцию), от уровня которого зависит темп прироста собственного капитала и стоимости компании. Все остальные показатели, характеризующие с разных сторон эффективность деятельности предприятия, рассматриваются с позиции их влияния на его уровень. Они дополняют общую картину, раскрывая его содержание.
Такого же мнения придерживаются многие ученые. Ж. Ришар называет его самым важным показателем в экономическом и финансовом анализе, в котором сходятся различные стороны деятельности предприятия [14, c. 296]. О.В. Ефимова также считает, что «обобщающим показателем, выступающим в качестве критерия оценки рациональности принимаемых решений в области осуществляемых предприятием видов деятельности (операционной, инвестиционной и финансовой), служит показатель рентабельности собственного капитала» [5, с. 385].
Рис. 1.2. Взаимосвязь показателей рентабельности и факторов,
формирующих их уровень
Рентабельность собственного капитала характеризует способность предприятия к наращиванию его размера. Если вся чистая прибыль предприятия капитализируется, то уровень данного показателя будет одновременно характеризовать и темп устойчивости роста. Его величина непосредственно зависит от уровня процентного и налогового изъятия прибыли, общей рентабельности совокупных активов и коэффициента финансового рычага (отношения совокупных активов к собственному капиталу). Уровень финансового рычага характеризуется соотношением доли заемного и собственного капитала в формировании активов предприятия. При высоком финансовом рычаге есть риск снижения доходности собственного капитала. Поэтому, оценивая финансовую эффективность предприятия, необходимо учитывать и этот фактор.
Среди остальных показателей ключевым фактором, формирующим рентабельность собственного капитала, является рентабельность операционного капитала, которая в свою очередь зависит от скорости его оборота и рентабельности продаж. Рентабельность продаж непосредственно зависит от доли прибыли в общей сумме маржи покрытия и среднего уровня маржинальной рентабельности, которая, в свою очередь, может измениться из-за структуры продаж, уровня отпускных цен и переменных затрат на единицу продукции (услуг).
От доходности операционного капитала и его доли в общей сумме активов непосредственно зависят показатели рентабельности активов (RТА и ROТA), по уровню которых судят о способности предприятия зарабатывать прибыль на рубль вложенного капитала.
Именно по уровню данных показателей нужно сравнивать эффективность работы предприятий разных отраслей, а не по уровню окупаемости затрат или рентабельности оборота. К примеру, торговое предприятие, где отмечается высокая скорость оборота капитала, может успешно функционировать при уровне рентабельности оборота равном 2-3%, чего нельзя сказать о сельскохозяйственных предприятиях, на которых коэффициент оборачиваемости совокупного капитала составляет примерно 0,3 - 0,5. Для того чтобы заработать 30 коп. прибыли на рубль совокупного капитала, ему необходима рентабельность оборота как минимум 60% .
Предприятие
|
Уровень показателя |
||
Коэффициент оборачиваемости активов |
Рентабельность продаж, % |
Рентабельность совокупных активов, % |
|
Торговое |
10 |
3 |
30 |
Сельскохозяйственное |
0,5 |
60 |
30 |
Рентабельность продаж и скорость оборота капитала являются основными факторами, формирующими уровень доходности вложенного капитала. В зависимости от рыночной ситуации можно маневрировать рентабельностью продаж и скоростью оборота капитала, но главный ориентир должен быть на рост доходности совокупного и собственного капитала.
Использование предложенной системы показателей в практической деятельности, постоянный мониторинг за их уровнем, оценка их чувствительности к принимаемым управленческим решениям будет способствовать повышению уровня результативности менеджмента.
Резюме
Развитие экономики в целом и каждого отдельного предприятия зависит от возможности повышения эффективности их деятельности. В современной экономической науке эффективность рассматривается как категория, характеризующая результативность хозяйствования. Она раскрывает связь между затратами ресурсов, применяемых в процессе производства, и результатами их использования.
Обзор литературных источников показал, что по исследуемой проблеме отсутствует общепризнанная система показателей, характеризующая эффективность функционирования предприятия. Столь же очевидно, что не существует и единого показателя, который в полной мере адекватно оценивал бы этот процесс. Предлагаемые некоторыми авторами системы показателей являются разнородными, трудно поддающимися структуризации. Становится все сложнее определить, в какой мере и какие именно подразделения, продукты и процессы влияют на эффективность бизнеса, и как мотивировать отдельных сотрудников и подразделения на достижение конечных финансовых результатов предприятия.
Наметившаяся в последние годы тенденция увеличения числа показателей для оценки эффективности деятельности предприятий, зачастую пустых и бесполезных, создающих только «информационный шум», не облегчает, а затрудняет принятие правильных управленческих решений. Рассчитать большой перечень показателей не сложно, но они могут ввести в заблуждение, если анализировать их изолированно, независимо друг от друга. Кроме того, проведение анализа по подобным методикам перегружает практических работников, исчерпываются естественные возможности освоения информации, и она становится бесполезной. Избыток противоречивой информации запутывает человека гораздо больше, чем ее недостаток.
Следовательно, каждая организация для повышения эффективности своей деятельности должна создать такую систему оценочных показателей, которая мотивировала бы к достижению целевых параметров эффективности как коллектив в целом, так и отдельных ее сотрудников.
Идеальными оценочными показателями считаются те, которые носят всеобъемлющий характер и которые можно последовательно проследить от низших до высших уровней компании и которые можно проанализировать как по вертикали, так и по горизонтали. Это, как правило, финансовые показатели, методика расчета которых требует отдельного рассмотрения.
1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента [Текст]/ И.А.Бланк: том 1. М.: Омега-Л, - 2012. - 656 с.
2. Брейли Р. Принципы корпоративных финансов [Текст]: пер. с анг. / Р. Брейли, С. Майерс. -М.: Олимп-Бизнес, - 1997. - 1120 с.
3. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент: экспресс-курс [Текст] / Ю. Бригхем, Дж. Хьюстон: Пер. с англ.. -Спб: Питер, - 2007. - 541 с.
4. Ван Хорн, Дж.К. Основы финансового менеджмента [Текст]/ Дж.К.Ван Хорн, Дж. Вахович, 12-е изд.; пер.с англ. М.: ООО «ИД «Вильямс». - 2008. - 1232 с.
5. Ефимова О.В. Финансовый анализ [Текст] - 4-е изд., перераб. и доп./О.В.Ефимова М.: Изд-во «Бухгалтерский учет». - 2002. - 528 с.
6. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. ЗАО "Олимп-Бизнес", Москва, - 2003. - 214 c.
7. Карлин Томас П. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP) [Текст]: Учебник //Томас П.Карлин, Альберт Р. Макмин; пер. с анг.. М.: ИНФРА-М, - 1998. - 448 с.
8. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент [Текст]/ В.В.Ковалев. М.: Финансы и статистика, - 1999. - 768 с.
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. -М: Финансы и статистика, -2001. - 560 с.
10. Коласс Бернар. Управление финансовой деятельностью предприятия: проблемы, концепции и методы[Текст]/ Б.Коласс; пер. с фр. Под ред. Я.В.Соколова. М.: Финансы; ИО «ЮНИТИ», - 1997. - 576 с.
11. Мейер М.В. Оценка эффективности бизнеса. Что будет после Balanced Scorecard? : Пер. с англ. / М. В. Мейер. М. : Вершина, - 2004. - 270 с.
12. Мельник М.В. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения [Текст]: учебное пособие/ М.В.Мельник, В.В.Бердников. М.: Экономистъ, - 2006. - 159 с.
13. Пивоваров К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. М., - 2003. - 120 с.
14. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] /Ж.Ришар; пер. с фр. под ред. Л.П. Белых. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 375 с.
15. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты [Текст]: монография/ Г.В.Савицкая. - М.: ИНФРА-М, - 2015. - 272 с.
16. Суша Г.З. Экономическая эффективность предприятия: Учебно-практическое пособие / Г. З. Суша. - Минск: Акад. управл. при През. РБ, - 2003. - 96 с.
17. Толкач Владислав. Построение системы Balanced Scorecard: проекция «Финансы/Экономика». Минск: Финансовый директор, - 2015. - № 1. - С.69-74.
18. Шеремет А.Д., Ионов А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. М.: ИНФРА-М, - 2009. - 279 с.