Статья посвящена борьбе с экстремизмом в Великобритании. В ней анализируются действующее законодательство, правоприменительная практика и правительственная программа в области противодействия различным видам экстремизма.
Насильственный экстремизм, внутренний экстремизм, преступления на почве ненависти, разжигание расовой и религиозной вражды, правонарушители, уголовное право, правоприменительная практика, превенция.
Несмотря на то что в Британии насчитывается более 8000 законов, содержащих нормы об уголовной ответственности за конкретные преступления, ни один из них не включает в себя норм об ответственности за экстремистскую деятельность. Законодатель не использует термин «экстремизм», хотя, безусловно, различные типы поведения и правонарушения, которые принято называть действиями экстремистского характера, в уголовном порядке преследуются.
Отсутствие законодательного определения экстремизма восполняет правоприменительная практика прокуратуры, полиции и судов, анализ которой позволяет подразделить экстремистские преступления на две большие группы. К первой группе относятся деяния, связанные с насильственным экстремизмом (violent extremism), т.е. наиболее опасные виды преступлений экстремистской направленности. «Насильственный экстремизм, - поясняет Королевская прокуратура Великобритании, - может быть определен как демонстрация неприемлемого поведения с помощью любых средств или способов (включая использование электронных носителей данных) для выражения взглядов, которые разжигают, оправдывают или прославляют террористическое насилие в целях реализации конкретных убеждений; провоцируют других лиц на совершение террористических актов; побуждают или провоцируют других лиц на провокацию опасных преступных деяний; или исповедуют ненависть, способную привести к межобщинному насилию в Великобритании».
Насильственный экстремизм может проявляться в различных преступных действиях, связанных с публичными выступлениями, созданием фильмов и видеороликов, записей в Интернете, написанием песен, изготовлением баннеров, рукописей и публикаций. Наиболее опасными преступлениями, связанными с насильственным экстремизмом, в настоящее время признаются подстрекательство к убийству и разжигание расовой ненависти. Так, уголовному преследованию в качестве насильственного экстремизма в первую очередь подлежат радикальные действия, которые часто выражаются в угрозах или призывах применения крайнего насилия (убийство, причинение увечья и т. п.), вызывающих у конкретного человека или группы лиц сильный страх за свою личную безопасность в связи с их цветом кожи или религией.
Помимо угроз основанием для уголовного преследования может стать и поведение, если оно, не доходя до уровня насилия, носит крайне угрожающий или оскорбительный характер и направлено на разжигание расовой ненависти. Как отмечают английские юристы, случаи, когда человек явно намеревается вызвать расовую ненависть путем публичного выступления с осуждением группы людей из-за их принадлежности к определенной расе и сознательного призыва совершить акты насилия, происходят достаточно редко. Обычно доказательства по таким делам не четки, и если обвинение не в состоянии доказать, как минимум, что действия обвиняемого направлены на возбуждение расовой ненависти, оно должно доказать, что действия обвиняемого при всех обстоятельствах будут возбуждать ненависть, а не просто «по всей вероятности» или «возможно» возбудят ее.
Кодекс королевских прокуроров (The Code for Crown Prosecutors) содержит рекомендации относительно решений о возбуждении уголовного дела. Согласно данному документу каждое сообщение о насильственном экстремизме, поступившее из полиции, прокуратура должна рассматривать с двух точек зрения: имеются ли доказательства совершенного преступления и существует ли общественный интерес в преследовании деяния в уголовном порядке. Кодекс предусматривает, что в первую очередь оценке подлежит достаточность доказательств, обеспечивающих реалистичную перспективу осуждения каждого правонарушителя по каждому обвинению. Если по делу недостаточно доказательств, оно не может быть передано в суд, независимо от его важности или опасности.
1. Glet A. The German Hate Crime Concept: an Account of the Classification and Registration of Bias-motivated Offences and the Implementation of the Hate Crime Model into Germany’s Law Enforcement System. URL: http://www.internetjournalofcriminology.com/Glet_German_Hate_Crime_Concept_Nov_09.pdf (дата обращения: 06.08.2013).
2. GMP begins to record alternative subculture hate crimes. URL: http://www.gmp.police.uk/content/WebsitePages/BCE5CBFBA182F06380257B43002A81E5?OpenDocument (дата обращения: 21.08.2013).
3. Rehabilitation of hate crime offenders. Research Report. Spring 2011. Submitted to the Equality and Human Rights Commission (Scotland) by P. Iganski and D. Smith. URL: http://paperedu.org/docs/index-25594.html (дата обращения: 21.08.2013).
4. UK Preventing Violent Extremism Programme - Winning hearts and minds 2007. URL: http://resources.cohesioninstitute.org.uk/Publications/Documents/Document/DownloadDocumentsFile.aspx?recordId=133&file=PDFversion (дата обращения: 21.08.2013).