В статье обосновывается актуальность разработки комплексной модели профессионального становления учащейся молодежи. Дается концептуальное представление отмеченного феномена как процесса актуализации профессионально-личностного потенциала индивида, как первой стадии его профессионального развития. Предлагаются показатели и индикаторы результативности этого процесса, индуцирующие текущие и рубежные значения потенциала. Раскрываются их смысл и роль в оценке состояния профессионального становления. Приводятся методики и результаты эмпирического исследования этих показателей для некоторых этапов профессионального становления абитуриентов, студентов, выпускников вузов. Полученные различными методами значения показателей позволяют объяснить некоторые причины, ведущие к дисфункции такого социально-психологического процесса, как профессиональное становление учащейся молодежи. Отмечается важность мониторинга этого процесса посредством оценки приведенных показателей силами вузов.
профессиональное становление личности, конкурентность, конкурентоспособность, успешность, готовность, профессионально-личностный потенциал, профессионально формирующая среда
1. Бекетов Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 11. - С.13-16.
2. Горелова Г.Г., Шибанова Е.К., Степанов В.А. Концепция стратегии развития регионального вуза, основанная на запросах субъектов образовательного пространства // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 5. - С. 25-32.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
4. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход: автореф. дис.... докт. психол. наук. - Томск, 2008. - 44 с.
5. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. - М, 1985. - С. 132-143.
6. Леонтьева Н.А. Модернизация системы высшего образования в России: количественные и качественные преобразования // Среднерусский вестник общественных наук.- 015.-№2.- С. 50-55.
7. Маркова И.А. Проектирование и реализация технологии формирования готовности абитуриентов к обучению в вузе: на примере естественно-научных специальностей международного университета «Дубна»: дис.... канд. пед. наук. - Тольятти, 2004. - 170 с.
8. Оганян К.М., Пророк В.Я. Технология профессионального становления специалиста // Социальные технологии и современное общество. - СПб.: СПбГИЭУ. - 2003. - С. 23-29.
9. Павлова А.М. Психологические особенности профессионально-личностного потенциала субъекта трудовой деятельности: автореф. диc… канд. психол. наук. - Казань, 2004. - 13 с.
10. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
11. Семенова Т.Ю. Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности: социолого-управленческий аспект: автореф. дис. …канд. социол. наук. - М, 2003. -24 с.
12. Фомин В.Н. Профессиональное становление и профессиональное определение личности: актуализационно-потенциальный подход. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. - 163 с.