ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ ЧЕРЕЗ ИМПЛИЦИТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье отражено представление о дополнительных дидактических ресурсах школьного предмета «Физика» как об имплицитных характеристиках предметного содержания науки. Иллюстрация неосновного характера обучения на занятиях по физике идет на примере имплицитных возможностей формирования мировоззрения учащихся при изучении школьного курса физики. На основании ключевых задач методики преподавания физики рассматривается процесс формирования знаний об основных методах физического познания, таких, как теория и эксперимент, научное мировоззрение учащихся. Необходимо отметить, что в процессе обучения физике при формировании научного мировоззрения затрагивается личное субъективное отношение к приобретаемым предметным знаниям. Показаны возможные пути реализации формирования научного мировоззрения на занятиях по физике через использование имплицитных методов, приемов, форм в обучении.

Ключевые слова:
научное мировоззрение, имплицитные возможности физики, школьный курс физики, имплицитные формы обучения.
Текст

Методика преподавания физики как отрасль педагогического знания развивается уже около двухсот лет. За это время учеными-методистами и методистами-практиками был наработан большой опыт по использованию различных приемов в методике обучения физике.

Учитывая наработки мировой, а также отечественной педагогической и методической науки, считаем, что в понимании структуры процесса обучения можно выделить два направления:

1) открытое осознанное обучение;

2) скрытое неосознанное обучение.

Первое направление характеризует эксплицитное обучение, второе отражает суть имплицитного обучения. В связи с этим возникает необходимость дать определения ключевым понятиям, связанным с имплицитными и эксплицитными процессами обучения.

Список литературы

1. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. - М.: Педагогика, 1976. - 224 с.

2. Искандеров Н.Ф. Структура, функции и принципы имплицитного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №6 (48). - Ч. 3 (июнь). - С.37-40.

3. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. и др. Теория и методика обучения физике в школе: общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368с.

4. Майер Р.В. Психология обучения без огорчения: кН. для начинающего учителя. - Глазов, 2010. - 116 с.

5. Мощанский В.Н. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на уроках физики. - М.: Высшая школа, 1983. - 88 с.

6. Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977. - 168 с.

7. Пономарева Е.А. Анализ методов и приемов, содержащих имплицитные признаки при обучении физике // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 7 (49). - Ч. 2 (июль). - С.51-55.

8. Пономарева Е.А. Изучение педагогических понятий, связанных с терминами «эксплицитный» и «имплицитный» // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №2 (51). - С.133-138.

9. Пономарева Е.А., Искандеров Н.Ф. Дидактические основы эксплицитной и имплицитной методики обучения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - №5. - Ч. 2. - С.214-222.

10. Разумовский В.Г., Майер В.В. Физика в школе. Научный метод познания и обучения. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2007. - 463 с. (Библиотека учителя физики).

11. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. - Труды д.р. чл-кор. Российской академии образования (РАО).

12. Формирование научного мировоззрения учащихся/ под ред. Э.И. Моносзона, Р. Правдина, Р.М. Роговой. - М.: Просвещение,1985. -232с.

13. Шаронова Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике: учеб. пособие по спецкурсу для студентов педвузов. - М.: МП «МАР», 1994. - 183 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?