Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу подготовленного коллективом авторов под руководством профессоров Багдасаряна В.Э. и Орлова И.Б. учебного пособия «История сервиса». Показано значение изучения генезиса сферы услуг для исторического и сервисного образования. Обращается внимание на методическую и содержательную новизну учебного пособия. Представляется изложенная в книге содержательная канва сервисного развития России и мира.

Ключевые слова:
история сервиса, история повседневности, методология, сервисное развитие, сервисные системы.
Текст

Долгое время сервис оказывался вне сферы исторического изучения. На это обращали внимание многие видные методологи истории. Если история промышленного или сельскохозяйственного развития мира в целом и отдельных стран прорабатывалась достаточно детально, то сервисного, вероятно, из-за возникающих методологических сложностей, игнорировалась. В результате складывалось деформированное видение прошлого. Первые научные комплексные труды по истории сервиса появились сравнительно недавно [6]. На настоящее время достигнут тот уровень признания сложившегося направления исследований, что стала возможной постановка вопроса о формировании учебного курса и соответствующих учебных пособий.

Предлагаемая книга [1] представляет собой преемственное издание учебному пособию «Введение в специальность. История сервиса», опубликованному в 2007 г. в издательствах Альфа-М, Инфра-М. Книга вызвала тогда большой интерес и оказалась практически востребованной не только при подготовке по сервисным, но и историческим специальностям. С момента ее выпуска были получены значительные пионерские результаты в изучении истории сервиса, которые и получили отражение в новом издании. От ряда выдвигаемых десятилетие прежде позиций пришлось отказаться. Была сформирована интегральная концепция мирового сервисного развития. Выявлены, в том числе на основании работы в архивных фондах, неизвестные ранее факты. Все это позволило наполнить посвященное истории сервиса учебное пособие существенно новым в содержательном отношении материалом.

Актуальность представляемого учебного пособия определяется отсутствием учебных аналогов по изучению дисциплины истории сервиса, как по направлению подготовки «история», так и по направлению «сервис». Единственное учебное пособие по истории сервиса было издано десять лет назад и нуждается в существенном обновлении [4].

Для обучаемых по направлению «сервис» особое значение имеет изучение генезиса сервисной деятельности. Современное состояние мировой и национальных сервисных систем не может быть адекватно понято без наличия представлений о том, каким образом и под влиянием каких обстоятельств они сложились [2, c. 10–19]. Методологически у студентов вырабатываются навыки процессного понимания через обращение к профильному для направления подготовки фактическому материалу.

Для учащихся по направлению «история» изучение сервисной компоненты исторического процесса принципиально важно с точки зрения достижения целостности в реконструкции прошлого. Без наличия этой компоненты возможно возникновение ошибок в характеристике общественных систем прошлого. Кроме того, в процессе освоения курса происходит овладение определенными методологическими подходами, такими как история повседневности, имеющими важное значение в профессиональной подготовке историков [5].

Представляемое учебное пособие имеет эксклюзивный характер. Парадокс состоит в том, что доминирующий в мировой системе занятости вид экономической деятельности, каковым является сервис, до настоящего времени не имеет собственной учебной исторической литературы [3, c. 68–71]. Предлагаемая вниманию книга ликвидирует данный пробел.

Представляемая книга может быть использована при подготовке студентов-бакалавров, обучаемых как по направлению «сервис», так и по направлению «история», что соответствует стандартам подготовки бакалавров обоих направлений.

Результатом обучения станет овладение учащимися рядом профессиональных компетенций. Посредством освоения курса «История сервиса» студент, обучающийся по направлению «история» будет:

– знать – основные этапы и закономерности исторического развития общества в сервисной сфере; социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в формировании национальных сервисных систем; движущие силы исторического сервисного процесса; место человека (антропологические модели) в истории сервиса; связи истории сервиса с политической организацией общества;

– уметь – использовать полученные экономические знания по сервисной компоненте экономики; воспринимать культурные различия; критически анализировать базовую историческую информацию и концепции различных историографических школ; применять полученные данные по истории сервиса в работе с органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления.

– владеть – приемами использования базовых полученных знаний по истории сервиса в исследованиях в области всеобщей и отечественной истории, специальных исторических дисциплин, теории и методологии исторической науки; пониманием закономерностей исторического процесса в его преломлении в сервисной сфере; навыками работы с информацией по истории сервиса для обеспечения культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности.

Студенты, освоившие представляемый курс по направлению подготовки «сервис», предполагается, помимо совпадающих общекультурных компетенций, будут также:

– знать – отечественный и зарубежный исторический опыт организации сервисной деятельности; социально-психологические особенности потребителя услуг с учетом национально-региональных факторов;

– уметь – планировать производственно-хозяйственную деятельности предприятия сервиса с учетом социальной политики государства и факторов исторического развития; применять современные сервисные технологии с учетом исторически сформировавшихся запросов потребителя; диверсифицировать сервисную деятельность в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями;

– владеть – методологией формирования инновационных проектов в сфере сервиса; методами проведения экспертизы или диагностики объектов сервиса с учетом полученных исторических знаний; навыками выявления исторически сформированных психологических особенностей потребителя в процессе сервисной деятельности.

Новое издание книги более методологически и методически акцентировано, в сравнении с книгой «Введение в специальность. История сервиса» (2007 г.), на подготовку историков. Выяснилось, что сервисная компонента является недостающим звеном профессионального исторического образования. Особая ее востребованность обнаруживается по ряду профилей, как, например, историко-культурному туризму. Учебное пособие снабжено методическим инструментарием: вопросами для самоподготовки, списком рекомендуемых тем докладов и рефератов, перечнем рекомендуемой литературы. Методологически курс история сервиса соотносится с теорией истории повседневности, что определяется фокусировкой изучения сервисного развития на потребительских запросах человека. Впервые представлен перечень историографических подходов к истории сервиса и его месту в мировом развитии.

Дальнейшее развитие задач, решаемых в учебном пособии, видится как в определенной тематической акцентировке, так и в применении используемых в нем методологических подходов. Могут быть разработаны специальные курсы по истории отдельных отраслевых направлений сервиса. Целесообразно также осуществление интеграции материала по истории сервиса в курсы по периодам мировой и российской истории. Должен получить развитие в применении к историческим и сервисным дисциплинам методологический подход, связанный с изучением истории повседневности. Другим перспективным направлением, вытекающим из логики развития курса, является историческая антропология, акцентированная в данном случае на исторически варьируемых типах потребительской культуры. В дальнейшем, при соответствующей профильной доработке, курс история сервиса может быть включен в учебные планы по ряду других направлений подготовки.

Учебное пособие структурировано в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. Оно включает введение, три основные раздела, заключение, методические материалы и приложение [1].

Первый раздел «Сервис как исторический и цивилизационный феномен» представляет основные существующие в науке подходы к осмыслению сервисного развития. В нем раскрывается история сервиса в мега временной всемирно исторической развертке, выявляются этапы его генезиса и исторические факторы сервисного развития.

Во втором разделе «Сервис и повседневная культура в Российской империи» излагается история развития сферы услуг в России XVIII – начало XX вв. Значительное внимание уделяется обычаям и нормам повседневной жизни российского народа, его потребительским запросам. Реконструируются традиционные ритуалы жизненного цикла русского народа.

Третий раздел «Система бытового обслуживания в СССР в контексте советской модели повседневности» посвящен изложению истории сервисной деятельности в советском обществе. Акцентированное внимание уделяется государственной политике СССР по бытовому обслуживанию населения, формированию и удовлетворению запросов граждан. Развитие сервиса соотносится с основными вехами истории страны в двадцатом столетии.

В приложениях даются очерки истории отдельных направлений сервисной деятельности. Приводимый в этой части учебного пособия материал может быть использован как образец при подготовке учащимися докладов по различным сферам истории сервиса.

История сервиса ведет свое начало с традиционных архаических сообществ, где элементы протосервиса соотносились с мифологической традицией, а закреплялись посредством исполнения ритуала. Участие в сервисном ритуале преследовало не только прагматические, но и воспитательные цели. А генезис сервиса был тесно связан с формированием культуры гостеприимства. Примером сервисоориентированных обществ античной эпохи могут служить греческие и финикийские рабовладельческие города-государства, где услуги составляли преимущественное содержание рабского труда.

В иерархическом феодальном обществе сервисная деятельность ассоциировалась с низшим сословным статусом. Сфера услуг считалась недостойной свободного человека, а в ряде стран даже несовместимой с мужским достоинством и относилось к женской деятельности. Сервис эпохи феодализма ориентировался не столько на бытовые удобства, сколько на поддержание социального статуса. Но именно через феномен прислуги осуществлялась переориентация сферы сервиса с обслуживанием конкретного лица к услугам массового потребителя.

Одновременно под влиянием христианства происходила не только «реабилитация» услуги, но и перемещение ее на почетное место в иерархии видов деятельности. Основой произошедшей трансформации послужил христианский императив «служения человеку». Поэтому происхождение многих сервисных служб (банков, госпиталей, гостиниц и т.п.) восходит к мо­нашеским орденам. В свою очередь, протестантизм привнес в сознание западного человека парадигму бытоцентризма и способствовал вытеснению сословного сервиса профессиональным.

Впрочем, складывание сервиса в его современном понимании связано с формированием общества индустриального типа, когда сфера услуг стала важным производственным фактором. А омассовление сервиса способствовало окончательной реабилитации ряда ранее «презренных» профессий.

При этом процесс модернизации сервиса в индустриальную эпоху применительно к различным политическим системам имеет свои особенности, что наглядно демонстрирует исторический опыт России. Происшедшие в XVIII столетии радикальные перемены в образе жизни знати и городского населения стимулировались попытками переноса на отечественную почву сложившейся в Европе сервисной системы. Однако барьером на этом пути стало крепостное право. Не способствовали развитию сферы услуг и российские просторы. Тем не менее, не только столичные, но и провинциальные власти стали больше следить за чистотой и благоустройством улиц, заводить аптеки и пожарные команды, а отмена обязательной дворянской службы способствовала складыванию богатой усадебной культуры. Под влиянием западноевропейских традиций (прежде всего, французских) сложился новый столовый этикет, появились ресторации с иностранной кухней и поваром-чужеземцем и парикмахерские. В свою очередь, в городах для приезжих и городских низов начали строить общественные бани и примитивные гостиницы.

В XIX в. до отмены крепостного права ведущим фактором развития сервисной сферы стало крестьянское отходничество. Большинство юридически несвободных извозчиков и банщиков, парикмахеров и прачек, нянек и официантов в городе оказывали платные услуги. В силу этого, сфера услуг стала распространяться на все более широкие круги городского платежеспособного населения. Активно развивались почтовые и медицинские услуги. С конца 1830-х годов почтовые отправления стали перевозить по железной дороге, а в 1840-х годах были созданы городские почты в Петербурге и Москве. В 1830–1840-е годы в губернских и уездных городах возникла сеть публичных библиотек, открылись первые местные, доступные для широких слоев населения, музеи, стали проводиться выставки сельскохозяйственных культур и породистого скота, изделий местного производства и произведений провинциальных художников. В городах появились кухмистерские (столовые) с европеизированной кухней и простым обслуживанием, рестораны и кондитерские, гостиницы и извозный транспорт. За границу стали ездить не только для лечения и учебы, но и для отдыха. Обустраивались и русские курорты, прежде всего, Кавказские Минеральные Воды, ставшие альтернативой заграничному лечению.

После отмены крепостного права в образе жизни россиян сословная принадлежность стала вытесняться доходами и образованностью. Отказ государства от прямой регламентации образа жизни и внешнего вида подданных, развитие железных дорог, появление телеграфной связи и фотографии, рост тиражей газет и журналов, – все это способствовало сближению уровня жизни жителей столиц и провинции. Развитие земств сопровождалось возникновением публичных библиотек и краеведческих музеев, становлением доступной земской медицины, формированием санитарной медицины, следившей за степенью загрязнения воды и воздуха, уборкой мусора и нечистот, торговлей продуктами и пр. Резко расширилась сеть общественного питания, особенно в местах массового отдыха, на железнодорожных станциях и пристанях, в театрах и увеселительных заведениях. Организованное государством и общественностью движение за трезвость способствовало открытию многочисленных чайных не только в городах, но и крупных селах. Быстрыми темпами развивался железнодорожный, водный и городской транспорт (пассажирские экипажи на резиновых шинах, конные железные дороги). Одновременно с повышением комфортабельности транспорта, расширялась сфера транспортных услуг (носильщики, буфеты и пр.).

Пореформенная эпоха породила дачный сервис, сложившийся, в первую очередь, вокруг Петербурга и Москвы. В губернских городах проводились регулярно сельскохозяйственные и кус­тарно-промышленные выставки. Появились и передвижные художественные выставки. В публичных библиотеках стали устраивать народные чтения и лекции. Делу создания народных развлечений было придано государственное значение.

В целом, генезис сервисных технологий на рубеже XIXXX вв. шел в формате национальной традиции, совмещенной с технологическими новшествами ХХ столетия. Все более доступными для населения становились электричество, водопровод и канализация, телефон, синематограф и граммофон, трамвай и автомобиль. Вмешательство государства в бытовую сферу в этот период свелось к минимуму. Одновременно под влиянием ускорившейся модернизации складывалась массовая бытовая культура с ее стремлением к комфорту и тенденцией унификации семейных праздников. Появились торговля по почте и служба проката лодок, расширилась сеть водолечебниц, купален и фотоателье. В крупных городах появилась служба скорой медицинской помощи, быстрыми темпами развивался аптечный сервис. Возросли профессиональный уровень и разнообразие предоставляемых услуг. В частности, трамвай произвел настоящую революцию в городском транспорте. Начал развиваться туризм в современном его понимании, когда можно было купить тур через специальные агентства. В свою очередь, возросшая мобильность населения способствовала совершенствованию гостиничного сервиса.

Но ситуация кардинально изменилась после октября 1917 г. Советская служба быта во многом отличалась от современного определения сферы сервиса. Например, в сервисные услуги не включалась «индустрия развлечений» и (до 1977 г.) ритуальные услуги. Муниципальное хозяйство оказалось «распиленным» на отрасли, привязанные к центральным ведомствам. Процесс становления информационного сервиса тормозился в силу догоняющего характера развития компьютерной сферы в СССР. Консолидация разрозненных отраслевых групп бытовых услуг в самостоятельную отрасль произошла только в начале 1960-х годов. Но даже после создания соответствующего министерства, единства отраслей, традиционно относимых к службе быта, не было. Организационная разобщенность отрасли усугублялась привлечением к оказанию бытовых услуг предприятий других отраслей народного хозяйства. Кроме того, предприятиям службы быта в 1962–1981 гг. было вменено в обязанность обслуживание бытовых нужд «коллективных клиентов» (медицинских учреждений, заведений общественного питания и торговли, предприятий и организации железной дороги и пароходств, воинских частей и органов милиции). За кадром оставались теневая экономика и сфера частных услуг (домашняя врачебная практика, репетиторство и т.п.), номенклатурное снабжение и обслуживание.

Только во второй половине 1980-х годов эффективность сферы обслуживания стала измеряться не только удовлетворением спроса на товары и услуги, но и улучшением качественных характеристик населения – уровня образования, культуры и физического развития, состоянием здоровья и т.п. Конечно, технологическая революция (внедрение в быт элементов механизации и автоматизации) не обошла стороной и советскую службу быта. Значительное влияние на стиль городского быта оказывали американские и западноевропейские стандарты повседневности и сервиса (салоны «Весна» для обслуживания новобрачных, пивные бары и пивные автоматы, молодежные кафе с западной культурой потребления кофе, магазины самообслуживания и кулинарии, столы заказов и пр.). Но идею ликвидации домашней кухни реализовать не удалось. Посещение ресторанов и кафе не стало повседневной практикой советских людей.

Годы «перестройки» стали временем создания кооперативов не только в сфере производства, но и услуг: транспортных (такси), в сфере образования (детские сады и репетиторство), здравоохранения, физкультуры и спорта (лечебно-оздоровительные центры), культуры (видеосалоны). Но кооперативы, призванные ослабить дефицит товаров и услуг и увеличить вторичную занятость населения, на практике частью перешли к выполнению работ для государственных предприятий и колхозов, частью стали ширмой для различных криминальных группировок.

В России постсоветская экономическая модель способствовала росту значимости сферы быта и услуг. Поэтому уже с середины 1992 г. началась массовая приватизация предприятий бытового обслуживания, и к концу 1993 г. было приватизировано 50% предприятий отрасли. Но вместо предполагаемого экономического эффекта происходило сокращение объемов производства и разрушение сложившихся хозяйственных связей. Актуальной оставалась проблема высококвалифицированных кадров.

 

Переход к «постиндустриальному» обществу способствовал новой сервисной революции. В «экономике сервисного типа» в ведущих западных странах сектор услуг занимает до 80% совокупного общественного производства и вовлекает более 3/4 трудоспособного населения. Но модель «сервисного общества» локализована в странах, принадлежащих к мировой «золотомиллиардной» элите и коррелируется с деиндустриализацией. В современном обществе практически стирается грань между сервисом и не сервисом. Происходит активное сращивание производства с предприятиями сервиса, когда производители предоставляют потребителю вместе с товаром пакет сопутствующих услуг по установке и обслуживанию. На этапе формирования общества глобального сервиса все большее развитие получает сфера социокультурного сервиса, возрастает значение информационных (в том числе телекоммуникационных) технологий. Но одновременно с унификацией сервисных услуг обнаружился тренд (в том числе и в России в последнее десятилетие) национальной стилизации сферы услуг.

Список литературы

1. Багдасарян В.Э. История сервиса [Текст]: учебное пособие / В.Э Багдасарян. - М.: ИНФРА-М, 2017.

2. Багдасарян В.Э. Сервис и консюмеризм: вызов общества неограниченного потребления [Текст] / В.Э Багдасарян // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2014. - № 2. - С. 10-19.

3. Багдасарян В.Э. История сервиса - отсутствующий компонент школьного учебника [Текст] / В.Э Багдасарян // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 9. - С. 68-71.

4. Введение в специальность: история сервиса /Д.А. Аманжолова, В. Э. Багдасарян, В. Н. Горлов и др. : учебное пособие. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2007.

5. Орлов И.Б. История повседневности: смерть или новое рождение? [Текст] / И.Б. Орлов // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 3. - С. 32-38.

6. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Сервис в историческом и философском осмыслении [Текст] / А.А. Федулин, В.Э. Багдасарян. - М.: Собрание, 2010.

7. Федулин А.А., Багдасарян В.Э. Сервис и ценности: вызов консюмеризма [Текст] / А.А. Федулин, В.Э. Багдасарян. - М.: Собрание, 2012.

Войти или Создать
* Забыли пароль?