АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ В РОССИИ (ОБЗОР УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ» СЕРИЯ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» СЕМЕНОВОЙ Т.А.)
Рубрики: РЕЦЕНЗИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен обзор актуального учебного пособия «Технология формирования навыка активного чтения» Семеновой Татьяны Анатольевны, в котором подчеркивается взаимосвязь между формированием духовных ценностей человека и навыком активного чтения. Актуальность пособия и анализирующей его статьи обусловлена тем, что проблема чтения в России – это не проблема чтения вообще, а проблема технологии формирования навыков чтения. Так как вся совокупность изданий по литературе, философии, истории, политологии, культурологии, экономике, психологии, педагогике, медицине и другим наукам расширяют представления человека о мире и происходящих в нем процессах, позволяют адекватно оценивать окружающую его действительность и легко ориентироваться в ней, открывают новые возможности для комфортного существования и самореализации.

Ключевые слова:
педагогическая технология, навыки активного чтения, культура чтения в России.
Текст

В серии «Практическая педагогика» вышло пособие «Технология формирования навыка активного чтения» Семеновой Татьяны Анатольевны, в котором подчеркивается взаимосвязь между формированием духовных ценностей человека и навыком активного чтения.

Методический материал для данного пособия собирался в течение нескольких лет. В 2013 г. в МГГУ имени М.А. Шолохова была проведена конференция «Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи», по итогам которой было принято решение «разработать содержание учебной дисциплины для студентов-бакалавров, направленной на формирование духовной культуры педагога» [2, с. 5]. В результате в учебные планы по направлениям подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «магистр») магистерская программа «Педагогика дошкольного образования» была включена дисциплина «Развитие ценностных ориентаций у дошкольников».

В рамках изучения дисциплины отмечалось, что сегодня духовность проникает во все сферы деятельности: экономику, политику, науку, образование, искусство, семейные и профессиональные отношения, отношение к природе, информационные технологии и др. [3, с. 5]. Взаимоотношения человека с окружающей его действительностью преломляются сквозь призму духовности, которая выражает способность личности к самосовершенствованию и преобразованию окружающего ее мира. «Поэтому в современных условиях востребована личность с широким мировоззренческим кругозором, активной жизненной позицией и высоким уровнем нравственной и эстетической культуры» [5, с. 9]. То есть речь идет о социально активной личности, готовой саморазвитию и самосовершенствованию.

В воспитательно-образовательном процессе духовность рассматривается как «педагогическое взаимодействие, основанное на сознательном выборе нравственных ценностей и построении в соответствии с ними своего поведения» [4, с. 8]. Интеграция образования и культуры в данном случае является важнейшим условием формирования личности, осознающей свою принадлежность к определенной культурной среде и способной жить в ней.

Система получения образования в России регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) и предполагает формирование у человека системы научных знаний, приобретаемых вследствие последовательного прохождения нескольких уровней: дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего. Стратегии личностного роста и самообразования составляют в этой структуре одно из приоритетных направлений. Образование может быть получено в образовательной организации, системах домашнего и дополнительного образования, а также путем самообразования. В данном случае самообразование является формой получения знаний, а средством выступают нематериальные ценности: культура, искусство, наука.

Необходимость образования взрослых обусловлена двумя причинами. С одной стороны, рынок труда предъявляет все более высокие требования к компетентности и профессионализму специалиста. С другой стороны, научно-технический прогресс и разработка новейших технологий требуют постоянного обновления уже имеющихся знаний и умений. Таким образом, у человека возникает необходимость переподготовки и получения новых знаний для повышения своей конкурентоспособности. Одним из средств решения данной проблемы видится чтение книг, без которого невозможно самообразование и познание окружающего мира. «При чтении книг происходит общение читателя с автором (коллективным субъектом), который транслирует ему знания, передает общественно-исторический опыт. Результатом этого процесса является рост грамотности населения» [6, с. 66].

Грамотность – базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, расширять доступ к богатствам мировой и национальной культуры и тем самым совершенствовать свой внутренний мир, свою внутреннюю культуру. В этом случае речь идет о системе информального, т.е. находящегося вне какой-либо формы, образования. Это обучение, «встроенное» в течение всей жизни человека, которое может осуществляться в процессе общения людей между собой, под влиянием средств массовой информации, просветительских акций, при чтении книг, переживании собственного жизненного опыта и осмысления опыта других людей [7, с. 5]. Читающие люди, по мнению специалистов, имеют больший объем памяти, у них более развито творческое воображение и речь. Они точнее формулируют собственные мысли, критичны и самостоятельны в суждениях и поведении. Понимание и оценка происходящих изменений в России и мире, их интеграция в контекст уже существующего социокультурного пространства, адекватное использование информации повышают социальную значимость каждой отдельной личности и культурный статус страны в целом.

Тем не менее, как показывает практика, навыки обучения взрослых людей, сформированные в школьные годы и за время обучения в среднем специальном и высшем учебном заведении, не отвечают требованиям современной образовательной ситуации. Согласно исследованиям Т.И. Блиновой, людей старше сорока лет смущает объем информации, поступающей из окружающего мира, пугает множественность, вариативность и клиповость этих сведений. Таким образом, перед взрослым человеком повторно встает уже знакомая школьная задача – научиться работать с информацией [7, с. 4]..

При чтении книг происходит общение читателя с автором (коллективным субъектом), который транслирует ему знания, обобщая общественно-исторический опыт. Результатом этого процесса является рост грамотности населения, которая рассматривается Всемирной Организацией Здравоохранения в числе 12 показателей, характеризующих здоровье нации, и, наряду с продолжительностью жизни и нормальным уровнем жизни, в качестве индекса развития человеческого рода. Таким образом, речь идет о необходимости воспроизводства культуры чтения, которое имеет глубокий социально-экономический и культурно-исторический смысл, представляя собой сложное и многогранное явление.

Наступивший XXI в. открыл человеку новые возможности получения информации. Появились аудиокниги и. электронные библиотеки. Потоки цифровой информации скачиваются опытными пользователями сети Интернет. Однако, современные гаджеты не заменяют полноценного общения с книгой. Вдумчивый читатель, пробегающий взглядом по «контенту», уступает место рядовому потребителю информации, умеющему формулировать преимущественно поисковые запросы.

Увлечение молодежи информационно-коммуникационными технологиями нашло отражение в содержании интернет-проектов, направленных на популяризацию чтения, например: «PROдвижение чтения: новый взгляд» и «Читать не вредно – вредно не читать!». Участникам проекта предлагается читать книги и вести блог, в котором описывать свои впечатления от прочитанных произведений.

Для очного общения читателей разработаны проекты «Книжный гид» и «Школа великих книг», в рамках которых небольшие группы читателей под руководством наставников изучают литературные произведения, осмысливают их и обсуждают жизненно важные вопросы.

На основе вышесказанного можно заключить, что проблема чтения в России – это не проблема чтения вообще, а проблема технологии формирования навыков чтения. Так как вся совокупность изданий по литературе, философии, истории, политологии, культурологи, экономике, психологии, педагогике, медицине и другим наукам расширяют представления человека о мире и происходящих в нем процессах, позволяют адекватно оценивать окружающую его действительность и легко ориентироваться в ней, открывают новые возможности для комфортного существования и самореализации.

Для активного чтения характерно любование искусством писателя и мастерством поэта, смакование слов и удачных словосочетаний, радость по поводу удачного выражения, изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли. Так как именно глубина авторской мысли показывает духовные ценности жизни, развивает вкус.

Автор с помощью текста произведения делится с читателями своими чувствами, переживаниями, но читательская аудитория воспринимает информацию именно в том объеме, в котором она понятна и доступна на данный момент. При этом совсем необязательно, что умозаключения читателя совпадут с мнением автора. Для глубокого понимания внутренних смысловых оттенков текста помимо богатого читательского багажа необходимы навыки активного чтения.

Пособие «Технология формирования навыка активного чтения» (серия «Практическая педагогика») составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3+), учебным планом дисциплины «Развитие ценностных ориентаций детей дошкольного возраста» для направления подготовки бакалавров по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» и магистратуры по программе «Педагогика дошкольного образования».

Цель настоящего издания: дать общие представления о технологии активного чтения, сформировать практические навыки чтения разнообразных текстов аналитическим, синтетическим и оценочным способами, побудить желание заниматься самообразованием и самосовершенствованием.

Результатом успешного освоения технологии активного чтения должно стать формирование читательской компетентности, под которой понимается «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях» [1, с. 6], способность к самоорганизации и самообразованию, а также рост читательской активности для успешной адаптации личности в современном обществе.

В результате освоения технологии навыка активного чтения обучающийся должен:

·        понимать ценность чтения и необходимость воспитания книжной культуры;

·        знать алгоритм чтения текста аналитическим, синтетическим и оценочным способом;

·        уметь анализировать прочитанный материал и формулировать собственную точку зрения

·        владеть навыками аргументации собственной позиции.

Основу технологии формирования навыка активного чтения составляют три способа чтения, описанные М. Адлером, адаптированные для российского читателя и дополненные схемами для лучшего усвоения материала; а также приемы руководства повышением качества чтения как средства самообразования, разработанные отечественными учеными: Н.А. Рубакиным, С.И. Поварниным, М.Н. Куфаевым, А.М. Левидовым, М.А. Зигановым и др.

В пособии подробно описана технология формирования навыка активного чтения, состоящая из трех этапов [7]:

I этап – овладение правилами чтения для понимания (последовательно элементами первого, второго и третьего способа чтения);

II этап – овладение техникой активного чтения (первый, второй и третий способ чтения, применяемые одновременно);

III этап – совершенствование навыка активного чтения (с помощью великих книг и техники расширенного чтения).

Структура пособия «Технология формирования навыка активного чтения» представлена введением, пятью главами, списком литературы и приложением. В первой главе «Культура чтения в России» говорится о необходимости воспроизводства культуры чтения, раскрывается роль чтения как средства самообразования личности, обосновывается значение активного чтения и обучающая роль книги. Во второй главе «Особенности активного чтения» дано описание этапов формирования навыка активного чтения, его показателей, а также требований к подбору книг, оптимально способствующих формированию навыка активного чтения. Третья глава «Способы чтения книги» посвящена описанию аналитического, синтетического и оценочного способов чтения. Для каждого способа предлагается определенный алгоритм действий. В четвертой главе «Правила расширенного чтения» автор раскрывает значение расширенного чтения для уточнения знаний по какому-либо вопросу, выделяет специфику чтения практических и теоретических книг, а также произведений художественной литературы и периодической печати. Пятая глава «Великие книги» посвящена характеристике классических произведений мировой литературы. По окончании каждой главы сформулированы контрольные вопросы и предложены практические задания для самопроверки полученных знаний.

Пособие «Технология формирования навыка активного чтения» (серия «Практическая педагогика») может быть адресовано широкому кругу читателей, прямо или косвенно имеющих отношение к системе образования и желающих заниматься самообразованием. Навык активного чтения, несомненно, будет полезен студентам бакалавриата и магистратуры при изучении научных текстов, подготовке рефератов, выполнении выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации.

Список литературы

1. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст]. - М.: МЦБС, 2007. - 56 с.

2. Семенова Т.А. Введение // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (11 апреля 2013 г.) [Текст] / Отв. ред. Т.А.Семенова. - М.: Издательство «Спутник+», 2013. - С. 4-5.

3. Семенова Т.А. Введение // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г) [Текст] / Отв. ред. Т.А. Семенова. - М.: Издательство «Спутник +», 2014. - С. 6-7.

4. Семенова Т.А. Введение // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы III международной научно-практической конференции (16 апреля 2015 г) [Текст] / Отв. ред. Т.А. Семенова. - М.: Издательство «Спутник +», 2015. - С. 7-8.

5. Семенова Т.А. Духовность как философско-педагогическая проблема. // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (11 апреля 2013 г.) [Текст] / Отв. ред. Т.А.Семенова. - М.: Издательство «Спутник+», 2013. - С. 9-12.

6. Семенова Т.А. О необходимости воспитания читателя // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы III международной научно-практической конференции (16 апреля 2015 г) [Текст] / Отв. ред. Т.А. Семенова. - М.: Издательство «Спутник +», 2015. - С. 67-71.

7. Семенова Т.А. Технология сопровождения информального самообразования взрослого населения России: На примере формирования навыка активного чтения [Текст]: Учебное пособие / Т.А. Семенова. - М.: Издательство «Спутник+», 2014. - 99 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?