Статья посвящена влиянию сюжетно-ролевой игры на формирование картины мира дошкольников. Рассмотрены особенности сюжетно-ролевой игры. В статье указаны имена выдающихся ученых, занимавшихся проблематикой сюжетно-ролевой игры и ее влияния на формирование картины мира дошкольников. Раскрывается важность ознакомления детей с различными профессиями: базовыми и современными. Представлен творческий проект, состоящий из трех блоков: подготовительный, практический и завершающий. В каждом из блоков описан один вариант действий по реализации данного проекта. Проект направлен на расширение кругозора детей и формирование обобщённых представлений о труде взрослых и их профессиях. Проект содержит рекомендации для педагогов и/или родителей по его реализации. К рекомендациям отнесены: проведение мастер-классов для родителей, создание профессионального уголка в группе детского сада, проведение домашней работы родителей с детьми.
сюжетно-ролевая игра, картина мира, творческий проект, картина мира дошкольников, детям о профессиях.
Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование у ребенка целостной картины мира. Картина мира – это система сведений, знаний, представлений о мире, и его различных сферах [3, с.91–92]. Уже в младшем дошкольном возрасте дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, с взрослыми и ровесниками, тем самым накапливая сенсорный опыт, который в будущем поможет им определять свойства и качества различных предметов и явлений. А главным средством взаимодействия детей с взрослым миром является сюжетно-ролевая игра – она является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Сюжетно - ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которого они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [1, с. 45–100].
Многие ученые, занимающиеся проблематикой сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, трактуют ее как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Здесь стоит отметить такие имена, как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Макаренко А.С, К.Д. Ушинский, И.А. Сикорский, Н.К. Крупская и др.
К особенностям сюжетно-ролевой игры относят: своеобразную структуру – наличие в ней воображаемой ситуации (сюжета), которая раскрывает содержание игры, т.е. характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. В ходе сюжетно-ролевой игры ребенок осваивает моральные нормы, мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к труду, к людям, вещам. В игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе, а также расширяется общий кругозор и развивается эмоциональная сфера ребенка.
Одной из основных форм деятельности человека является профессиональная деятельность. Выдающийся педагог А.С. Макаренко, в своих «Лекциях о воспитании детей», пишет: «Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [2, с. 42]. Он считал, что каков ребенок в игре, таков он будет и в работе.
Знакомя детей с профессиями взрослых людей, важно обозначить какой вклад человек определенной профессии вносит в жизнь других людей и что любая деятельность человека имеет результат. Дошкольники, играя во взрослых, подражая их профессиональной деятельности, формируют свою собственную картину мира. Чем глубже знания детей о профессиях и их назначении, тем шире их кругозор.
В рамках нашего исследования, был разработан проект «Моя любимая профессия». Данный проект был ограничен во времени (7 дней). В его основе лежала творческая деятельность участников. Участниками проекта были: дети старшего дошкольного возраста (10 чел.), родители (10 чел.) и педагог. Проект был проведен в начале учебного года.
Целью проекта являлось расширение кругозора детей с помощью сюжетно-ролевых игр. Задачи были таковы: расширение кругозора детей, определение значимости профессий; обогащение словаря; развитие диалогической речи; формирование обобщённых представлений о труде взрослых; самостоятельное создание игровой обстановки; формирование умения играть по собственному замыслу; поощрение творческих проявлений в сюжетно-ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
Описание проекта: в течение тематической недели, посвященной профессиям, педагог, рассказывает детям о значимости различных сфер деятельности человека, организует сюжетно-ролевые игры, совместно с детьми составляет рассказы, загадки, разучивает стихи. Педагог задает темы для сюжетно-ролевых игр, а дети придумывают сюжеты, исходя из своего личного опыта, впечатлений и понимания окружающего мира и отношения к нему.
Проект осуществляется в три этапа. На первом, подготовительном, этапе изучалась литература о профессиях; проводилось родительское собрание, на котором родителям было дано задание – рассказать дома ребенку о своей профессии; подобрать наглядный материал, под ним понимаются: презентации, изображения представителей определенных профессий. Также были подобраны сюжетно-ролевые игры, загадки и стихи о профессиях.
На втором, практическом, этапе проводились мероприятия по реализации проекта: Во-первых, была проведена предварительная беседа с детьми о профессиях, в рамках которой выяснялись предпочтения детей в той или иной профессии. Во-вторых, детьми были составлены рассказы об их любой профессии. В-третьих, дети составляли загадки и разучивали стихи. Итогом данного этапа являлось: создание уголка профессий с рисунками детей. Также были организованы сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Дорожное движение», «Космос», «Пожарные», «Полицейские», «Юные архитекторы», «Кондитерская».
На третьем, завершающем, этапе была организована итоговая беседа. Целью этой беседы было выяснить, сформировалось ли у детей полноценное представление о труде взрослых, об определённых профессиях и о результатах деятельности представителей той или иной профессии.
Предполагаемые итоги реализации проекта: проявление уважительного отношения к труду взрослых; умение определять основные профессии по их описанию; умение брать на себя роли и придерживаться их; умение самостоятельно придумывать сюжет игры в соответствии с заданной темой воспитателя; углубление знаний детей о профессиях.
Результаты проекта: родители и педагоги довольны реализацией проекта, дети проявляют уважительное отношение к представителям всех профессий, имеют целостный взгляд на труд взрослого человека, с помощью воспитателя, дошкольники могут составить связный, последовательный рассказ, благодаря использованию сюжетно-ролевых игр, дети могут самостоятельно придумать сюжет, умеют брать на себя различные роли и придерживаться игровой ситуации.
Подводя итог, стоит отметить, что ребенку дошкольного возраста необходимо наглядно показать социальный, взрослый мир «изнутри», чтобы он мог самостоятельно прочувствовать его и таким образом обогатить свой сенсорный опыт. В современном обществе ребенок сталкивается не только с базовыми профессиями (повар, парикмахер, врач, полицейский и т.д.), а также и с новыми профессиями, такими как: мастер маникюра, офис-менеджер, стилист и пр., поэтому важно познакомить ребенка с как можно большим количеством профессий.
Для успешной реализации нашего проекта, следует учесть рекомендации: информация, полученная детьми в ходе нашей работы, должна быть закреплена, и повторена 3-5 раз в течение учебного года. Необходимо провести мастер-классы с родителями для их дальнейшей работы с детьми дома. Могут быть организованы уголки «профессий» в группе детского сада, которые будут содержать информацию, доступную и интересную для детей дошкольного возраста. Также может быть организован поход в детскую библиотеку на тематическую экскурсию.
1. Краснощекова Н.В.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста, / Феникс, 2006.
2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие, / Знание 1984.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. / ИКАР. 2009.
4. Аксенова Ю.А. Картина мироустройства в рисунках детей и взрослых /Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. -С.181 - 194.
5. Алямовская В., Касьян А. Мировоззрение и дети! //Обруч. 1995
6. Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром: Дис..д-рапед.наук.- М., 1994.
7. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993.
8. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель: Монография.
9. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968. С. 164. Югай Г. А. Диалектика части и целого в живой природе. - М., - 1966. - 31с.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М. СПб. ПИТЕР.:2003 г.
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1985.
12. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: автореферат д-ра пед.н. М., - 2009. - 54 с.
13. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
14. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М.: Педагогика, 1981.
15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. - М., 1994.
16. Мухина В.С. «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», М., 1981.
17. Маркова Т.А.. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики- М., 1979.
18. Парамонова Л.А., Ушакова О.С. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /М., 1987.
19. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 1996. - №6.
20. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". М., 1967.
21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982-145.
22. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979. 175с.
23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 1997-127.
24. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание - 1989-№4-23-29.
25. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М., 1993-87.