«RUSSIAN JOURNAL OF MANAGEMENT» О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ И ТЕХНОЛОГИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен обзор статей журнала «Russian journal of management» за 2015-2016 гг., опубликованных в рубрике «Стратегический менеджмент».

Ключевые слова:
менеджмент, стратегический менеджмент, стратегия.
Текст

Современные условия ведения бизнеса заставляют руководителей российских предприятий все больше внимания уделять изучению факторов внешней среды и разработке стратегических направлений развития предприятий.

Быстрые темпы изменения внешней среды являются настолько интенсивными, что стратегический менеджмент представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей.

При осуществлении в нашей стране реформ в социальной, политической и экономической жизни возникает масса сложных проблем. Одна из них - как предвидеть опасности и как выработать хозяйственную политику и стратегию? От этого, возможно, будет зависеть судьба не только данного предприятия, но и региональной политики, и, в конечном счете, всей страны в целом.

Проблемы стратегического менеджмента рассматриваются многими отечественными учеными. Так, в журнале «Russian Journal of Management», который издается Научно-издательским центром «ИНФРА-М» совместно с Институтом проблем управления им. Трапезникова РАН и Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства и включен с 2015 г. в перечень рецензируемых изданий ВАК, для освещения новых идей в стратегическом управлении предприятиями выделена отдельная рубрика «Стратегический менеджмент». За 2015-2016 гг. в этой рубрике было опубликовано более двадцати статей.

В ст. «Исследование влияния инновационной активности российских организаций на конкурентоспособность экономики» Архипова М.Ю., опираясь на предлагаемую статистическую модель, доказывает, что существует положительная связь между инновационным развитием организации и возможностью выхода на глобальные и национальные рынки. Таким образом, в долгосрочной перспективе конкурентоспособность российской экономики вообще и российских компаний в частности напрямую будет зависеть от инновационной активности российских организаций [1].

Обеспечение устойчивого развития экономики страны во многом зависит от эффективности процесса внедрения инноваций в российских компаниях. В связи с этим разработка стратегии инновационного развития крупных наукоемких компаний, где требуется государственная поддержка, становится крайне важной задачей. Как отмечает Р.М. Нижегородцев в ст. «Стратегии инновационного развития крупных наукоемких компаний: институты и механизмы управления изменениями», типология инвесторов и отработанные подходы взаимодействия с ними необходимы как для компаний, так и для государства, поскольку принятие решений о государственной поддержке тех или иных инвесторов требует ясного понимания того, каких стратегий с позиции инновационного развития придерживаются эти инвесторы [2]. В противном случае существует серьезный риск ошибиться, поддержав агентов, не имеющих прямого отношения к инновационным решениям, либо лишив поддержки тех, кто является первопроходцем в соответствующих направлениях технического развития. Систематизируя концепции конкурентных стратегий и важнейшие факторы успеха в рамках стратегий инновационного развития крупных корпораций, Нижегородцев Р.М. приходит к выводу, что нельзя пренебрегать ни одной из возможных конкурентных стратегий, поскольку каждая из них отражает определенный срез реальности, связанной со стратегическим управлением изменениями в наукоемких компаниях [2].

Крайне интересным представляется исследование, проведенное Клочковым В.В., результаты которого приведены в ст. «Экономические проблемы распределения инвестиционных ресурсов при модернизации предприятий авиационной промышленности». Автор убедительно доказывает, что фактор низкой загрузки мощностей оказывает решающее влияние на эффективность проектов модернизации материально-технической базы предприятий, нацеленных на снижение прямых затрат производства, преобладающих в структуре издержек при высокой загрузке производственных мощностей. Автор приходит к выводу, что если проект модернизации направлен на снижение удельных прямых затрат на 5-10%, он будет заведомо неэффективен, если загрузка модернизированных мощностей будет менее 70-80%, то средняя себестоимость единицы продукции может вырасти в 1,5-2 раза и более по сравнению с исходным уровнем [3]. Таким образом, по мнению автора, развитие методов оценки потерь, возникающих вследствие ограниченной рациональности распорядителей ресурсов, при выделении средств предприятиям, неспособным обеспечить эффективную загрузку производственных мощностей, а также потерь вследствие сдвига сроков принятия решений позволят выработать экономически обоснованные процедуры принятия стратегических управленческих решений.

Управленческая деятельность имеет множество сфер применения и областей использования. Такое разнообразие усложняет исследование, выбор и приспособление управленческих инструментов для их использования в практической деятельности в рамках социально-экономических систем, к которым относятся и современные организации. При подготовке управленцев необходимо их ориентировать на понимание форм и содержания управленческой деятельности и на адекватность воздействий в каждой конкретной ситуации. По мнению д-ра экон. наук, профессора Герасимова Б.Н. [4], необходимо иметь некоторую стратификацию управленческой деятельности, что позволит значительно продвинуть методологическое и технологическое оснащение современных управленцев в их практической работе. В последнее время появились рассуждения об управленческих патологиях, которые очень опасны для здоровья организации. В ст. «Повышение эффективности управленческой деятельности на основе оптимизации взаимодействия ее элементов» Герасимов Б.Н. приходит к выводу о том, что концепция патологичности управления при соответствующем методологическом оснащении обещает стать эффективным инструментом исследования и осознанного применения всех видов управленческой деятельности, а также элементов менеджмента для усиления управленческих воздействий.

Статья канд. экон. наук, доцента Ивченко Ю.С. [5] посвящена анализу объемов и динамики инвестиций в основной капитал РФ за период 2001-2012 гг., изучению источников финансирования инвестиций, выявлению структуры инвестиционных вложений по отраслям экономики и оценке сложившейся в России инвестиционной ситуации. Обозначенная автором проблема действительно является весьма актуальной, что определяется тем фактом, что инвестиции в основной капитал являются основным фактором долговременного экономического роста в странах с развивающимися рынками, к которым относится Россия. Проведенный автором анализ, результаты которого представлены в рамках ст., показал, что период высокой инвестиционной активности с 2001 по 2007 г. не позволил кардинально изменить структуру инвестиционных вложений по источникам финансирования и по отраслям. Россия продолжает строить экономику с сильным топливно-энергетическим комплексом и развитой транспортной инфраструктурой за счет собственных средств предприятий, средств вышестоящих организаций и бюджетных средств. При этом в таких отраслях экономики как тяжелая, легкая, наукоемкая промышленности, сельское хозяйство, образование и здравоохранение наблюдается торможение инвестиционной активности и недостаток инвестиционных ресурсов. Проведенный анализ позволил выявить перекосы в инвестиционной ситуации в стране, напрямую влияющие на развитие экономики и ее направленность. Ивченко Ю.С. приходит к выводу, что выявленные дефекты инвестиционного климата всерьез и надолго встроены в экономическую систему России, а изменить ситуацию можно только с помощью изменения существующей экономической и инвестиционной политики государства.

В ст. Шестопала Ю.Т., Дорофеева В.Д., Щетининой Н.Ю. «Контроллинг в стратегическом управлении качеством» [6] рассмотрена возможность реализации контроллинга на базе системы управления качеством (СМК). Значительную роль авторы отводят вопросам текущего контроля. Объединение механизмов СМК и контроллинга, по мнению авторов, дает возможность значительно повысить эффективность работы всей организации, поскольку некоторые вопросы управления достижением запланированных результатов могут более эффективно решаться в формате СМК с опорой на систему международных стандартов ИСО 9000. С точки зрения авторов статьи, «стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения. Цель стратегического контроллинга - обеспечение выживаемости предприятия и постоянная координация движения предприятия к целям его развития» [6, c. 432].

«Сегодня глобальная конкуренция между странами сводится к конкуренции между отдельными регионами …, а наиболее прогрессивным и инновационным подходом к развитию региона в условиях «новой экономики», является кластерный подход» [6, c. 433] - отмечают исследователи. Авторы ст. предлагают модель достижения целей кластера в долгосрочной перспективе путем мониторинга стратегических характеристик с помощью контроллинга.

Попович А.М., Филиппи Э.С. в ст. «Использование метакомпетенций в цикле стратегического управления» [7] рассматривают цикл стратегического управления, включающий в себя в качестве одного из важнейших элементов управление метакомпетенциями. Авторы обосновывают, что использование метакомпетенций позволяет формализовать создание организационных компетенций и интегрировать теорию заинтересованных сторон в стратегическое управление. Также метакомпетенции играют значимую роль при формировании ценностей организации, стандартов лидерства и иных элементов корпоративной культуры и, как отмечают авторы «создают предпосылки для реализации принципов теории заинтересованных сторон при подготовке и реализации мероприятий по достижению стратегических целей» [7, С. 554].

Статья Курдовой М.А. «Моделирование системы управления устойчивостью высшего учебного заведения» [8] посвящена исследованию проблем управления устойчивостью высшего учебного заведения. Автор отмечает, что «для обеспечения устойчивости вуза в постоянно изменяющихся экономических условиях образовательные учреждения должны непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг, оценивать свое положение на этом рынке» [8, С. 555].

Г.А. Резник в ст. [9] раскрывает роль маркетинга в системе стратегического управления предприятием. Автором выявлены причины резкого роста значения стратегического планирования и управления, в частности: ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, изменение роли человеческих ресурсов.

Анализ подходов зарубежных и отечественных ученых к осуществлению стратегического управления позволил автору определить наиболее распространенные проблемы практического внедрения систем стратегического управления в отечественном практическом менеджменте.

В ст. «Особенности развития экономических систем в зависимости от характеристик транспортного пространства региона (на примере Северо-Западного макрорегиона)» [10] автор Н.А. Рослякова представляет результаты исследования особенностей и отличий элементов, на основе которых образована транспортная система региона. Автор анализирует, как различие элементов обуславливает характер самой транспортной системы, степень и направление влияния на экономику регионов. На примере Северо-Западного Федерального округа выделены различные виды элементов транспортной системы и дана оценка их стратегического влияния на экономику регионов.

Е.А. Неретина и Т.Г. Соловьев в ст. «Статус вуза как конкурентное преимущество и инструмент налаживания партнерских отношений» [11] в качестве важнейшего конкурентного преимущества рассматривают статус вуза, который является инструментом формирования и укрепления партнерских отношений с другими вузами, исследовательскими и предпринимательскими структурами, органами власти. Авторы уточняют отличительные особенности содержания понятий «статус», «бренд», «репутация» организации [11, С. 687], акцентируя внимание на том, что создание и «сохранение высокого статуса - важная стратегическая задача вуза, сложность решения которой связана с тем, что вуз должен одновременно обладать конкурентными преимуществами, положительной репутацией, иметь свой бренд, быть привлекательным для целевых аудиторий и стратегических партнеров, своевременно реагировать на вызовы внешней среды и риски, связанные с действиями конкурентов, органов власти, средств массовой информации» [11, С. 691].

Григорьева А.В. в ст. «Кластерный подход в развитии российской системы образования» раскрывает сущность применения кластерного подхода к системе образования, а также ее развития [12]. Автором раскрыты возможности применения кластерного подхода в системе образования в рамках Концепции развития России, определены выгоды субъектов образовательного кластера и интеграции образовательных учреждений разных типов, форм и уровней.

Ст. «Организация и управление деятельностью золотодобывающих предприятий при освоении россыпных месторождений» Краденых И.А., Барчукова А.В. раскрывает направления развития и роста эффективности золотодобывающих предприятий. Авторы обосновывают необходимость преодоления отставания в развитии техники и технологии, обеспечения высокого качества добычи и переработки золотосодержащего сырья, а также реализации организационных изменений, предполагающих перестройку хозяйственной деятельности и изменение существующей системы управления [13]. Авторами определены особенности организации производства золотодобывающих предприятий, отличающие их от общепринятых режимов работы на прочих производствах, которые обуславливают проблемы стратегического развития. В ст. предложены практические направления решения существующих проблем.

Авторы Волкова И.А., Козлова О.А., Захарова Н.В. представили в своей ст. «Механизм реализации стратегии технологического развития сельского хозяйства» [14] механизм реализации стратегии управления технологическими процессами в сельском хозяйстве. Механизм является частью единой системы стратегического управления технологическим развитием сельского хозяйства и предусматривает системность в реализации стратегии с учетом текущего состояния экономического развития, выраженности и пропорциональности социальной и производственной составляющих. Авторами обоснована необходимость разработки методологии, методики и системы статистических показателей, с помощью которых можно было бы измерять устойчивость стратегического развития [14, с. 120]. Разработанная авторами модель позволяет позиционировать субъекты федерации по уровню экономического развития [14, с. 123]. Ее реализация предполагается на основе использования инструментов, представленных в виде четырех групп: стратегически ориентированные; программно-целевые; партнерские и ресурсные [14, С. 125].

Ст. «Стратегическое планирование развития территории: принципы и подходы к выбору инструментария» Швец И.Ю. [15] раскрывает принципы и подходы к выбору инструментария, используемого при разработке стратегии пространственного развития территории. Автором рассмотрены основные этапы стратегического планирования территории, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Автор выделяет группы факторов, определяющих дальнейшее пространственное конкурентоспособное развитие регионов России. Кроме того, в ст. описано влияние геоинформационных систем на конкурентоспособное развитие регионов [15, с. 142].

В ст. «Региональные аспекты развития жилищного строительства: проблемы и направления их решения» авторы Шипкова Е.В., Борисова Н.И., Борисов А.В. рассматривают одну из острых и актуальных среди населения социально и экономически значимую проблему жилищного строительства. Отдельно авторами выделены негативные и благоприятные факторы высотной застройки в городе Волгограде, а также наиболее актуальные проблемы, требующие обязательного внимания со стороны руководства [16].

Н.А. Гудз, Э.В. Кондратьев, М.А. Якомаскина в ст. «Диагностика предприятия как средство управления организационной политикой совершенствования» [17] обобщают существующие подходы к проведению диагностики бизнес-системы. Среди наиболее известных, которые, по мнению авторов, вызвали интерес и живой отклик со стороны бизнес-сообщества, выделены шесть методик: Оценка ПС «ToyotaEngineeringCorporation», БОП Р. Гудзона, Оценка ПС «ГАЗ», диагностики компаний McKensey, и «Росатом» и методику Кубка лидеров производительности им. А.К. Гастева. На основе изучения структуры и содержания диагностической системы, авторы определили критерии оценки по направлениям и по уровням. Авторская методология содержит 32 оценочных критерия, разделенных на 4 блока, из которых 12 критериев являются основными, а 20 критериев второстепенными [17, С. 261].

В ст. «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» Л.М. Капустиной, Н.А. Портнова описаны ключевые положения инициатив Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)[18]. Авторами определены предпосылки появления инициатив, которые в первую очередь должны быть направлены на повышение дисциплины бизнеса в части налогового планирования по всему миру, рассмотрено влияние внедрения данных инициатив на инвестиционный климат некоторых стран. Как отмечено в ст., внедрение предлагаемых инициатив позволит увеличить собираемость налогов и обеспечить более высокий уровень благосостояния граждан через систему государственных институтов.

Ст. А.В. Лукиной раскрывает перспективы развития велотранспорта в городе Москва как экологически безопасного вида транспорта, способствующего решению проблемы антропогенного загрязнения в городе [19]. В тоже время, автором выделен ряд ограничений по использованию велосипедов в Москве: основной сезон использования велосипедов май-сентябрь, требуется специальная экипировка, зимой велосипед требует особого ухода и обслуживания и др. При этом, как отмечает автор, велосипед в России воспринимается в основном как культурно-досуговый транспорт, а не как городской вид транспорта.

В ст. Щвец И.Ю. «Возможности и ограничения пространственного развития» [20] отмечено, что особенности территориального развития России при определении возможностей и ограничений пространственного развития позволяют утверждать, что один и тот же параметр характеристики территории может быть как фактором развития, так и механизмом, ограничивающим реализацию потенциальных возможностей отдельных регионов страны. В связи с этим, целью ст. является выявление базовых факторов, которые формируют возможности и ограничения пространственного развития РФ. К возможностям пространственного развития России автор относит: экономически выгодное транзитное положение территории страны;значительный производственный потенциал страны; наличие сети железнодорожных и автомобильных дорог; высокий научный, инновационный и образовательный потенциал и др. К ограничениям пространственного развития России отнесены: узкая, в первую очередь сырьевая специализация страны в мировом и региональном разделении труда; монопрофильность экономики значительной части регионов, деформированность структуры и сохраняющаяся дезинтегрированность экономики; наличие факторов, значительно снижающих производительность труда и увеличивающих рискованность аграрного производства и др.

Цель ст. «Ключевые факторы развития рынка делового туризма и гостиничных услуг региона» [21] состоит в исследовании ключевых факторов развития рынка делового туризма Свердловской области и города Екатеринбурга. Авторами выявлены принципиальные аспекты механизма формирования спроса со стороны субъектов делового туризма, а также проведен структурный анализ предложения средств размещения, в том числе гостиниц. Выявленные факторы позволили сформулировать основные проблемы текущего состояния рынка делового туризма Свердловской области и перспективы его дальнейшего развития. Представленные в ст. результаты исследований могут быть использованы как предприятиями индустрии туризма в рамках формирования своих стратегических планов развития, так и исполнительными органами государственной власти при разработке нормативно-правовой документации регулирующей рынок делового туризма.

Клочков В.В., Селезнева И.Е.отмечают, что при переходе от полного цикла производства сложной продукции и всех ее основных компонент на каждом предприятии к сетевой организации производства с выделением специализированных производств для каждого вида компонент возникает ряд проблем. В частности, выделенные - заведомо немногочисленные - специализированные поставщики приобретают значительную рыночную власть на рынках выпускаемых ими компонент. Вызванный этим прирост отпускных цен покупных комплектующих изделий может превысить экономию, достигаемую благодаря снижению себестоимости производства компонент на специализированных предприятиях. В ст. «Анализ эффективности реструктуризации российской высокотехнологичной промышленности с учетом фактора рыночной власти» на основе авторской модели двусторонней олигополии как замкнутой системы массового обслуживания проведена оценка олигополистической надбавки к цене компонент. Предлагаемый метод позволяет оценить эффективность перехода от полного цикла производства сложной продукции на каждом предприятии к сетевой структуре отрасли с учетом влияния рыночной власти поставщиков комплектующих изделий [22].

 

В целом, номера журнала «Russian Journal of Management» включают разнообразные по тематике работы, связанные как с решением проблем менеджмента в целом, так и по отдельным его направлениям. Интерес для читателей представят статьи, раскрывающие актуальные тенденции современных научных исследований в области стратегического менеджмента.

Список литературы

1. Архипова М.Ю. Исследование влияния инновационной активности российских организаций на конкурентоспобность экономики / М. Ю. Архипова // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №. 1. - C. 16-25. DOI:https://doi.org/10.12737/11783

2. Нижегородцев Р.М. Стратегии инновационного развития крупных наукоемких компаний: институты и механизмы управления изменениями / Р. М. Нижегородцев // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №. 1. - C. 2-15. DOI:https://doi.org/10.12737/11763

3. Клочков В.В. Экономические проблемы распределения инвестиционных ресурсов при модернизации предприятий авиационной промышленности / В.В. Клочков // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №. 2. - C. 111-122. DOI:https://doi.org/10.12737/11861

4. Герасимов Б.Н. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе оптимизации взаимодействия ее элементов / Б. Н. Герасимов // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №. 3. - C. 240-247. DOI:https://doi.org/10.12737/12075

5. Ивченко Ю.С. Статистический анализ инвестиций в основной капитал в России за период 2001-2012 гг. и общая оценка сложившейся инвестиционной ситуации как фактора экономического роста / Ю. С. Ивченко // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №. 3. - C. 228-239. DOI:https://doi.org/10.12737/12062

6. Шестопал Ю.Т. Контроллинг в стратегическом управлении качеством / В. Д. Дорофеев, Ю. Т. Шестопал, Н. Ю. Щетинина // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №. 5. - C. 431-437. DOI:https://doi.org/10.12737/14550

7. Попович А.М. Использование метакомпетенций в цикле стратегического управления / А. М. Попович, Э. С. Филиппи // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №. 6. - C. 543-554. DOI:https://doi.org/10.12737/16591

8. Курдова М.А. Моделирование системы управления устойчивостью высшего учебного заведения / М. А. Курдова // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №. 6. - C. 555-561. DOI:https://doi.org/10.12737/16594

9. Резник Г.А. О роли маркетинга в системе стратегического управления предприятием / Г. А. Резник // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 1. - C. 17-21. DOI:https://doi.org/10.12737/17897

10. Рослякова Н.А. Особенности развития экономических систем в зависимости от характеристик транспортного пространства региона (на примере Северо-Западного макрорегиона) / Н. А. Рослякова // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 1. - C. 8-16. DOI:https://doi.org/10.12737/17895

11. Соловьев Т.Г. Статус вуза как конкурентное преимущество и инструмент налаживания партнерских отношений / Е.А. Неретина, Т.Г. Соловьев // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 1. - C. 686-691. DOI:https://doi.org/10.12737/17893

12. Григорьева А.В. Кластерный подход в развитии российской системы образования / А. В. Григорьева // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 2. - C. 131-136. DOI:https://doi.org/10.12737/19753

13. Барчуков А.В. Организация и управление деятельностью золотободывающих предприятий при освоении россыпных месторождений / А.В. Барчуков, И. А. Краденых // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 2. - C. 108-118. DOI:https://doi.org/10.12737/19751

14. Волкова И.А. Механизм реализации стратегии технологического развития сельского хозяйства / И.А. Волкова, О.А. Козлова, Н.В. Захарова // Russian journal of management (2016). - Т. 4. - № 2. - С. 119-130. DOI:https://doi.org/10.12737/19752

15. Швец И.Ю. Стратегическое планирование развития территории:: принципы и подходы к выбору инструментария / И. Ю. Швец // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 2. - C. 137-145. DOI:https://doi.org/10.12737/19804

16. Шипкова Е.В. Региональные аспекты развития жилищного строительства: проблемы и направления их решения / Е.В. Шипкова, Н.И.Борисова, А.В. Борисов // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 3. - C. 333-341. DOI:https://doi.org/10.12737/21951

17. Кондратьев Э.В. Диагностика предприятия как средство управления организационной политикой совершенствования / Н. А. Гудз, Э. В. Кондратьев, М.А. Якомаскина // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 3. - C. 257-265. DOI:https://doi.org/10.12737/21952

18. Капустина Л.М. Обзор и оценка внедрения инициатив ОЭСР «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» / Л. М. Капустина, Н. А. Портнов // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 3. - C. 266-270. DOI:https://doi.org/10.12737/21953

19. Лукина А.В. Перспективы и ограничения, иллюзии и факты развития велотранспорта в Москве / А. В. Лукина // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 3.- C. 271-280. DOI:https://doi.org/10.12737/21954

20. Швец И.Ю. Возможности и ограничения пространственного развития / И. Ю. Швец // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 3. - C. 281-290. DOI:https://doi.org/10.12737/21955

21. Плахин А.Е. Ключевые факторы развития рынка делового туризма и гостиничных услуг региона / Т. В. Кочергина [и др.] // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 4. DOI:https://doi.org/10.12737/22383

22. Клочков В.В. Анализ эффективности реструктуризации российской высокотехнологичной промышленности с учетом фактора рыночной власти / В. В. Клочков, И. Е. Селезнева // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4. - №. 4. DOI:https://doi.org/10.12737/22403

Войти или Создать
* Забыли пароль?