Статья посвящена оценке влияния дискриминационной политики и предоставления преференций при осуществлении государственных закупок на общественную эффективность. Приведен перечень обобщенных дискриминационных методов по отношению к поставщикам и используемые виды преференций. Показаны положительные и отрицательные воздействия ограничения конкуренции при проведении закупочных процедур. Делаются выводы о возможности получения незначительного положительного макроэкономического эффекта от системного использования преференциальных механизмов государственными заказчиками. При этом введение ценовых льгот в виде преференциального процента может рассматриваться как механизм эффективной поддержки отечественного товаропроизводителя, не приводящий к снижению национального благосостояния. Показана нецелесообразность максимизации числа участников процедур при закупках продукции для государственных и муниципальных нужд. Проведение дискриминационной политики предполагает незначительную распространенность антиинституционального поведения со стороны государственных заказчиков.
государственные закупки, государственное регулирование, преференции, конкуренция, дискриминация.
Принято считать, что основной гарантией эффективности деятельности заказчика при осуществлении закупок продукции для общественных нужд является стимулирование конкуренции среди поставщиков. Концепция создания квазирынка государственных и муниципальных закупок в современной России в полной мере отражает этот тезис.
В начале 1990-х гг. в России попытки решения локальных проблем отдельных территорий или отраслей за счет доступа к средствам бюджетов имели повсеместный характер, что проявлялось в установлении множества ограничений для защиты местного товаропроизводителя, создании рабочих мест и росте налоговых поступлений.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.
2. Soudry O. A cost-effective policy in competitive bidding for public procurement. - Berkeley Electronic Press, German working papers in Law and Economics. - 2003. - № 2003-1-1058.
3. McMillan J. Competition in government procurement (IR/PS policy report). Graduate School of International Relations and Pacific Studies, University of California, San Diego, 1999. - 20 p.
4. Klein M., So J., Shin B. Transaction costs in private infrastructure projects - are they too high? // Private sector. - 1996. - № 8. - Pр. 21-24.
5. Anton J.J., Yao D.A. Second sourcing and the experience curve: price competition in defense procurement // Rand Journal of Economics. - 1987. - Vol. 18. - № 1. - Pр. 57-76.
6. Audet D. The size of government procurement markets // OECD Journal of Budgeting. - 2002. - Vol.1. - № 4. - 66 p.
7. Reis P., Cabral S. Public procurement strategy: the impacts of a preference programme for small and micro businesses // Public Money & Management. - 2015. - Vol. 35. - № 2. - Pр. 103-110.
8. McAfee P., McMillan J. Government procurement and international trade // Journal of international economics. - 1989. - Vol. 26. - Pр. 291-308.
9. Branco F. Favouring domestic firms in procurement contracts // Journal of international economics. - 1994. - Vol. 37. - Pр. 65-80.
10. Mattoo A. The government procurement agreement. Implications of economic theory // The world economy. - 1996. - № 19. - Pр. 695-720.
11. Evenett S.J. Is there a case for new multilateral rules on transparency in government procurement? // The Singapore Issues and The World Trading System: The Road to Cancun and Beyond. Chapter III. - Bern: World Trade Institute, 2003. - 85 р.
12. Мельников В.В. Цена предусмотрительности. Новый закон о государственных закупках в свете вступления в ВТО [Текст] / В.В. Мельников // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2006. - № 4.- С. 104-107.
13. McLachlan D.L. Discriminatory public procurement, economic integration and the role of bureaucracy // Journal of common market studies. - 1985. - Vol. 23. - Pр. 357-373.
14. Donaldson K., White K. Preferences in State Procurement [electronic resource] // Colorado State Publication Library. - 2012. - № 12-04. URL: http://hermes.cde.state.co.us/drupal/islandora/object/co:12366/datastream/ OBJ/view
15. Evenett S., Hoekman B. Government procurement: how does discriminations matter? URL: http://iatp.org/files/Government_Procurement_How_Does_ Discrimination.htm