ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу методики психологического прогнозирования успеваемости обучения курсантов в образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации. В качестве базового диагностического инструментария апробировался Профессионально-психологический опросник. Статистически значимая взаимосвязь с оценками за успеваемость по различным учебным дисциплинам установлена с такими шкалами опросника как «Настойчивость – Конформность» и «Доминантность – Подчиненность». Определены диагностические нормы по соответствующим показателям методики. Результаты научного исследования целесообразно применять при профессиональном психологическом отборе кандидатов на военную службу (обучение).

Ключевые слова:
профессионально-психологический опросник, курсант, академическая успеваемость, психологическое прогнозирование, профессиональный психологический отбор, диагностическая шкала.
Текст

Современная психодиагностика применяется для решения широкого круга военно-профессиональных задач. Сфера ее приложения простирается от профотбора, до оценки актуального психоэмоционального состояния военнослужащих в процессе несения службы и ведения боя, при реабилитации и коррекции личности, решения профилактических задач.

Актуальным является разработка и адаптация диагностических методик для использования в профессиональном психологическом отборе кандидатов на обучение по программам среднего профессионального образования образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Фактически речь идет о перспективной оценке (прогнозировании) академической успеваемости и потенциале личностного развития курсантов, а также будущей пригодности к военной службе (в т.ч. психологической). Действительно, опора на определённые личностные особенности в подготовке будущих воинов позволяет осуществлять целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на обучающегося, оптимизировать процесс профессионального становления специалиста [8, С. 33-34; 9, С. 45-49].

Для решения научно-исследовательской задачи нами был проведен анализ возможностей диагностического инструментария для использования в профессиональном психологическом отборе кандидатов на военную службу (обучение). Критериями сравнительного анализа характеристик диагностических методик явились:

  1. Новизна методик, что проявлялось бы в их ограниченном распространении, не представленности в Internet среде.
  2. Высокие психометрические характеристики диагностического инструментария.
  3. Наличие измерительных шкал, в первом приближении пригодных для оценки академической успеваемости и потенциале личностного развития курсантов, нормативности поведения, а также будущей пригодности к военной службе. При этом диагностическому измерению нет необходимости подвергать интеллектуальные характеристики обучающегося, поскольку их связь с успеваемостью очевидна, а соответствующие методики (например, тесты Векслера, Амтхауэра, Равена и др.) широко применяются в психодиагностической практике военного психолога.
  4. Внеклиническая направленность диагностических методик.

Среди многообразия диагностического инструментария [1, 2, 5, 10] был выделен Профессионально-психологический опросник В.Е. Петрова [3, 4]. Теоретико-концептуальной основой создания этого опросника, по мнению автора, является парадигма психодиагностической оценки соответствия профессионально важных качеств личности работника (сотрудника) требованиям профессии для успешной реализации им трудовых функций [3, C. 4]. Основу психодиагностического измерения с помощью указанной методики составляет изучение профессиональной психологической пригодности как производной от паттерна индивидуальных особенностей личности человека [4, С. 4], что делает возможным использовать его для психодиагностической оценки военнослужащих.

Методика формирует систему психодиагностических показателей (шкал) из десяти базовых измерений индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия [3, C. 10]. При этом по критерию интернезависимости диагностических конструктов девять шкал являются исходными («Общительность - Замкнутость», «Доминантность - Подчиненность», «Ответственность - Безответственность», «Эмоциональная стабильность - Неуравновешенность», «Нормативность - Делинквентность», «Гибкость - Ригидность», «Трудолюбие - Леность», «Настойчивость - Конформность», «Доброжелательность - Конфликтность»), одна («Активность - Пассивность») - производной (т.е. не имеет собственных диагностических утверждений). По мнению В.Е. Петрова [4], выбор данных показателей для психодиагностического измерения был обусловлен их значимостью при решении большинства прикладных задач психологического отбора, подбора и расстановки персонала (т.е. оцениваемые индивидуально-психологические характеристики актуальны для изучения личности в профессии).

В рамках адаптации указанной методики для задач профотбора в образовательные организации Минобороны России в 2016 году нами было проведено научное исследование, в котором приняло участие 63 курсанта Военного университета (все мужчины). Средний возраст участников эксперимента 20,9 лет. Валидных протоколов обследования по методике Профессионально-психологический опросник оказалось 47 штук. Результаты диагностики сравнивались со средними значениями академической успеваемости за 2-3 курсы обучения. Статистическая достоверность оценивалась с помощью критерия линейной корреляции Пирсона (табл. 1). Подобный математико-статистический аппарат применялся в предположении о нормальности распределения соответствующих диагностических показателей, а также их независимости от академической успеваемости.

 

Таблица 1

Сведения о корреляции шкал Профессионально-психологического опросника с академической успеваемостью курсантов

 

* - уровень значимости 0,05;

** - уровень значимости 0,01.

 

Статистически значимые результаты проведенного психологического исследования следующие:

  1. Успешность обучения находится в прямой зависимости от такой личностной характеристики как настойчивость (шкала Af), которая связана со способностью курсанта двигаться в выбранном направлении (усвоении профессионального знания), несмотря на возникшие препятствия, помехоустойчивостью его личности.
  2. Академическая успеваемость во многом определяется степенью выраженности у курсантов властности, самостоятельности, независимости, настойчивости, напористости, упрямства. Эти индивидуально-психологические особенности диагностируются по шкале Dm «Доминантность - Подчиненность». Полагаем, что стремление индивида занять лидирующее положение отражается не только в социальной группе, но и в обучении. В известной степени можно утверждать, что лидеры во взводах - это достаточно успешные курсанты.

Таким образом, шкалы Af и Dm позволяют прогнозировать успешность обучения курсантов, а по ним можно осуществлять психологический отбор.

Для практического применения методики в образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации в ходе исследования были определены соответствующие диагностические нормы (табл. 2).

 

Таблица 2

Нормативные данные Профессионально-психологического опросника для курсантов Военного университета

(в сравнении с выборкой стандартизации В.Е. Петрова [3, С. 20])

Примечание:

* - уровень значимости 0,05;

** - уровень значимости 0,01.

 

Значимые отличия в разработанных нами нормативных данных (в сравнении с нормами В.Е. Петрова) были установлены по таким шкалам как «Доминантность - Подчиненность» (Dm), «Нормативность - Делинквентность» (Lw), «Доброжелательность - Конфликтность» (Pc). Курсанты Военного университета по сравнению с генеральной совокупностью выступают более доминантными, категоричными и склонными к соперничеству, гибкими по отношению к соблюдению социальных норм. Можно считать приведенные нормы профессионально-ориентированными на военную службу.

Диагностируемые параметры целесообразно интегрировать в систему морально-психологического обеспечения военной службы, психологической работы с личным составом [7]. Результаты можно использовать при оказании консультативной помощи курсантам в ситуациях неуспеваемости или при наличии проблем дисциплинирования [6]. Приложение методики расширяется возможностями оценки совместимости обучающихся и их профориентации. Психологические заключения на курсантов послужат основой работы, как профессорско-преподавательского состава, так офицеров курсового звена и воспитателей.

Таким образом, результаты психологического исследования по изучению возможностей применения Профессионально-психологического опросника в качестве методики психологического отбора кандидатов на обучение по программам среднего профессионального образования образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации позволяют совершенствовать технологии отбора на военную службу (обучение), а также повысить качество подготовки. Профессионально-психологический опросник можно рассматривать как высокоэффективный инструментарий диагностики личности военнослужащих.

Список литературы

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учеб. для вузов. СПб: Питер, 2008. 652 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2007. 686 с.

3. Петров В.Е. Профессионально-психологический опросник: методика диагностики, технология применения: учебно-методическое пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2009. 32 с.

4. Петров В.Е. Профессионально-психологический опросник: методика и технология диагностики личности: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2010. 41 с.

5. Петров В.Е. Психологическая диагностика: учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 365 с.

6. Петров В.Е., Мальцева Т.В. Психологическое консультирование сотрудников органов внутренних дел: монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 168 с.

7. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Основы организации психологического обеспечения профессиональной деятельности: монография. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2010. 72 с.

8. Петров В.Е., Харитиди Д.П. Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах / Омская академия МВД России. Омск, 2013. № 1 (52). С. 33-37.

9. Сепиашвили Е.Н., Мальцева Т.В. Психолого-педагогические проблемы формирования управленческого кадрового резерва \\ Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5. № 2. С. 45-49.

10. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002. 72 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?