РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИЙ «КОСМОС» И «ФИЛОСОФИЯ» КАК ПРИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается особенность формирования содержания понятий «космос» и «философия», подчеркивается, что слово космос в древнегреческом языке наполнялось различными смыслами и обосновывается необходимость обращения к их этимологии.

Ключевые слова:
космос, философия, софисты, сфера, Земля.
Текст

В обыденной речи, употребляя слова космос и философия мы наполняем их конкретным, устоявшимся содержанием и не задумываемся об их родстве. Более того, на первой лекции по философии учащиеся, как правило, на вопрос об общности этих понятий в один голос утверждают, что ничего их не роднит. При поверхностном подходе к сопоставлению смыслового содержания, которым наполнены понятия «космос» и «философия» может сложиться убеждение, что между ними действительно нет ничего общего. Это мнение подтверждают и словари.

Так, в Советском энциклопедическом словаре, термин «космос» трактуется как синоним астрономического определения Вселенной, а философия – «форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека» [3.С.636; 1407].

Однако в действительности между этими понятиями существует органическая связь и чтобы ее «уловить» необходимо обратиться к истокам.

Во-первых, термин «философия» как любовь к мудрости по утверждению древнегреческого историка Диодора Сицилийского (ок. 90-21 г. до н.э.) впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (576-496 г.г.) [1.С. 36-37].Он противопоставил свое учение, направленное на поиск истины, тем рассуждениям, которым обучали платные мудрецы – софисты(от греч. «софист» – мудрец).  Это, как известно, платные учителя Древней Греции (V-VI вв. до н.э.), которые свою педагогическую и просветительскую задачу  видели  в том, чтобы научить своих учеников красноречию и различным знаниям (основам истории, права, математики и философии), необходимым для их успешного участия в общественной  и политической жизни. Причем, для  учений софистов в целом был присущ релятивизм  – отказ от поиска истины, абсолютизация частного суждения и обоснование интеллектуального произвола.

Пифагор под любовью к мудрости, как показано в диалоге Платона (427-347 г.г.) «Пир» понимал влечение к высшему и совершенному. Преодолевающее индивидуальную ограниченность физического существования и представляющее собой отказ от себя как обособленной эгоистической личности. Мудрость же, как писал другой выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384-322 г.г.), «занимается первыми причинами и началами», из которых все выводится[2.С. 67].

Таким образом, софисты и философы под мудростью понимали различное содержание.

Во-вторых, древнегреческое слово «космос», как известно, имело несколько смыслов. Им обозначали украшения, красоту, порядок, гармонию. 

Именно Пифагор, исследующий проблемы первоначала, назвал Универсум «космосом», подчеркивая тем самым, что это упорядоченная, гармоничная, подчиненная законам система, в противоположность хаосу – беспорядочному нагромождению тел, материи. Это утверждает Диоген Лаэртский, автор сочинений по истории греческой философии: «Пифагор первый назвал вселенную «космосом» по порядку, который ему присущ» [4.С. 147]. Этот порядок доступен разуму, осознается им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир.

К слову, уже Пифагор высказал идею о шарообразности Земли, а его последователи Гикет и Экфант дальше наблюдая и размышляя над Вселенной предположили, что Земля не покоится, а находится в постоянном движении и вращается вокруг своей оси, тем самым на 2 тыс. лет предвосхитили гелиоцентрическую концепцию Коперника. Пифагорейцы создали понимание Космоса как огромного шара, посредине которого размещается центральный огонь, вокруг которого вращаются Земля, Луна, Солнце, а так же 5 известных тогда планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, а далее следовала сфера неподвижных звезд. 

Любопытно, что для объяснения природы затмений последователь Пифагора  Филолай  утверждает о существовании еще одного небесного тела – Антиземли, которая также представляет собой Землю, но она находится с противоположной стороны от нашей Земли и поэтому невидима.

Кроме того, руководствуясь формулой «нет движения без звучания», пифагорейцы все мировое пространство мыслили натянутым в виде струны так, что каждая из сфер издает определенный тон [1. С. 37-42]. Эти представления явились истоками теории «гармонии сфер», или «музыки мира» популярной вплоть до Нового времени. Звучание Вселенной изучается астрономами и по сей день.

И, в-третьих, именно философия является «матерью» сегодняшних наук о космосе. На всем протяжении истории Западной цивилизации философские концепции, научные эксперименты и чистое логическое и математическое теоретизирование были слиты воедино, зачастую в трудах одного и того же мыслителя, а иногда в одной и той же работе.

Следовательно, содержательную составляющую понятий «философия» и «космос» невозможно разграничить. Они «проросли» друг в друга и выступают органичным единым стремлением Homo sapiens постигнуть истоки и сущность мира и человека, его предназначение и смысл.

Таким образом, организация учебных занятий, где создаются проблемные ситуации, порождает активную самостоятельную деятельность, что в свою очередь интенсифицирует процесс обучения – включаются резервы интеллектуальных возможностей и развиваются способности самостоятельного постижения сущности предметов и явлений объективной реальности.

Список литературы

1. Антология античной философии. - М.: Олма. Пресс, 2001.

2. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976.Т. 1.

3. Зайцева Н.В. Особенности преподавания психолого-педагогических дисциплин в условиях реализации стандартов нового поколения // Актуальные проблемы преподавания психолого-педагогических дисциплин в современных условиях. Руза, 2013. С. 172-176.

4. Зайцева Н.В. Традиционалистская культура и техногенная цивилизация: проблема «единства и борьбы» в религиозно-антропологическом аспекте // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 21-26.

5. Зайцева Н.В. Культура и индивид XXI века в персоналистском отражении в условиях поступательной инноватики. Автореф. дисс. канд. филос. наук / Забайкальский государственный университет. Чита, 2004.

6. Советский энциклопедический словарь. - М., 1985.

7. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.


Войти или Создать
* Забыли пароль?