НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена теоретическому анализу основных закономерностей психического развития курсантов образовательных организаций МВД России. Рассматриваются как общие психологически значимые проблемы подросткового и юношеского возраста, связанные с обучением, так проблемы профессионализации и гендерных различий курсантов, их воспитания и личностного развития. Материал статьи раскрывает специфику психического развития курсантов применительно к обучению в образовательных организациях МВД России. Приводимые сведения могут быть использованы различными субъектами учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова:
психическое развитие, профессиональное становление, личность, индивидуально-психологические особенности, закономерности, курсант, сотрудник полиции.
Текст

Формирования кадрового ядра полиции – одна из важнейших задач ведомственной системы профессиональной подготовки. Особая роль в ней принадлежит образовательным организациям МВД России, в которых у курсантов закладываются основы профессионального мастерства, общей и служебной культуры, происходит всестороннее и гармоничное развитие личности. В этой связи отмечается постоянный поиск новых форм и методов обучения и воспитания, активизации у обучающихся (сотрудников, военнослужащих) потенциала саморазвития [1, 4, 9, 11].

В образовательную систему тесно вплетена прикладная психология, которая акцентирует внимание всех субъектов учебно-воспитательного процесса на личности курсантов и их индивидуально-психологических особенностях, социально-психологических явления, существующих в учебных коллективах [7]. Принимая во внимание значимость совершенствования подготовки будущих сотрудников полиции, нами был проведён анализ некоторых закономерностей психического развития курсантов и возможности их учёта в образовательном процессе.

Согласно периодизации психического развития человека обучение в образовательных организациях МВД России приходится на старший подростковый возраст (14-17 лет, обучение в суворовских училищах) и отрочество-юность (17-23 года). Этот возраст связан с формированием психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределениию, с изменениями социального статуса курсантов, построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути.

Обучение в ведомственной образовательной организации – фаза первичной социализации и профессионализации человека, формирования его как сотрудника полиции. При этом индивидуально-психологические особенности личности в подростковом возрасте, получившие название «подросткового комплекса», отличаются противоречивостью, категоричностью и неустойчивостью, что привносит в процесс обучение некоторое своеобразие. Так, высокая чувствительность к оценке посторонними своей внешности может сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.

Одной из основных объективных причин трудностей, имеющих место в обучении, воспитании и личностном росте курсантов, является половое созревание, которое проявляется в неравномерности развития по различным направлениям. Характерной особенностью этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию и профессионализации, как правило, в том направлении, которое является для индивида наиболее привлекательным. Обучающийся стремится овладеть как можно большим количеством знаний, зачастую не обращая внимания на их систематизацию.

Особо стоит вопрос учета гендерных особенностей курсантов [6]. Так, всё чаще на службу приходят женщины. За последние 5 лет значительно вырос удельный вес числа девушек-курсантов (в среднем с 10-20 % до 30-40 %). Однако как самостоятельный аспект проблема организации психологической работы с девушками-курсантами практически не рассматривается. При всей схожести психологической работы с представителями различных полов, девушки отличаются от юношей не только внешними данными, но и индивидуально-психологическими особенностями. Первые трудности, с которыми приходится сталкиваться девушкам-курсантам, появляются уже в первые месяцы обучения. Речь идет не только и не столько о физических нагрузках, сколько об эмоциональном реагировании, возрастных особенностях, адаптации к новым условиям жизни и деятельности. Зачастую руководители и психологи сталкиваются с проблемой взаимоотношений между девушками-курсантами и, как следствие, распределения девушек-курсантов по учебным группам. Также немаловажным является вопрос о культуре общения курсантов разных полов. Основная проблема заключается в том, как помочь девушке сохранить и развить в себе женственность, мягкость, внутреннюю красоту и чистоту, и в то же время уметь отстаивать свою точку зрения, принимать самостоятельно решения, в профессиональной деятельности быть на равных с курсантами-юношами.

Различны личностные особенности курсантов-мальчиков и девочек (особенно в интеллектуальном и эмоциональном планах). У первых более выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг профессиональных интересов, но наряду с этим они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. Эмоциональное реагирование вторых сильнее. Девушки отличаются тем, что они более сочувствующие, сердечные, зависимые и беззащитные. Порой они испытывают страх и неопределенность, ощущают необходимость в поддержке со стороны более сильных и авторитетных лиц.

Важным этапом личностного развития является процесс формирования самосознания, в основе которого лежит способность человека оценивать себя как субъекта профессиональной деятельности и жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и стремлениям, способностям, переживаниям и мыслям [2, 5, 10]. У курсантов субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих (для курсантов в первую очередь, это мнение сокурсников и курсовых офицеров). Обязательным компонентом самосознания является самооценка, которая у подростков зачастую является неустойчивой или неадекватной (завышенной или заниженной).

Развитие личности курсанта во многом связано с взрослением. При этом для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, а форма его поведения не была детской. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных (профессиональных или жизненных) ситуациях старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения и ждет помощи со стороны взрослых (в первую очередь командно-преподавательского состава, если мы говорим о подростке-курсанте). Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании этой взрослости окружающими.

Чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка, делают его более взрослым объективно и в собственном представлении. Прогрессирующая акселерация создает условия для более раннего, чем в прежние годы, появления у курсанта нового самоощущения и самооценки. Другие источники взрослости - социальные, обусловленные вовлеченностью индивида в определенные формально-ролевые отношения (например, обязанность носить форменную одежду, заниматься строевой подготовкой, нести службу в нарядах наравне с офицерским составом). Доверие взрослых и ранняя самостоятельность делают подростка взрослым не только в социальном, но и в субъективном плане. Чем больше моментов сходства у обучающегося и авторитетного сотрудника образовательной организации, тем больше оснований для ощущения собственной взрослости. Субъективная оценка взрослости курсанта формируется в общении с офицерами в случае, когда они относятся к нему как к равному. Подросток сравнивает себя не только с окружающими, но и с самим собой в недалеком прошлом, выделяет прогрессивные изменения в себе, ориентируясь на определенные значимые для него и социума критерии.

Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и профессиональной деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляются отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (сюда можно отнести и приобретение подростками «взрослых» вредных привычек).

Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение. Общаясь со своими сверстниками и курсовыми офицерами, подросток получает необходимые практические (жизненные) знания. В общении с преподавательским и командно-строевым составом подростков волнуют их профессиональные и личностные качества. Причем если профессиональные качества обычно в целом устраивают курсантов, то личностные зачастую нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами субъектов учебной и психолого-воспитательной работы воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости преподавателя». Однако, несмотря на некоторую неудовлетворенность подростков личностными качествами отдельных сотрудников, они все равно стремятся к общению с ними. С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в межличностном общении и невозможности ее удовлетворения. Соответственно расширяется и зона конфликтов - внешних и внутренних.

Важным для обучающего является мнение о нем его окружения, учебной группы или курса. Сам факт принадлежности к определенной общности придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в неформальной группе и те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы [9]. Стремление занять определенное положение в учебной группе является важным стимулом к обучению подростков [3]. При этом для курсанта имеет значение оценка его поведения и успеваемости, которые дают возможность подтвердить статусное состояние. Изолированность подростка от ближайшего социума может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности. Выработка образцов поведения, стремление жить по своему убеждению и идеалам, а не по распорядку и правилам, установленным в ведомственной образовательной организации, могут приводить к «столкновениям» взглядов на обучение и жизнедеятельность подростков и их сокурсников, командиров и родителей, создавать конфликтные ситуации.

В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, - с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. О второй тенденции свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Две существующие рядом направленности «обслуживают» разные потребности обучающихся: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности - потребность в самовыявлении и встречном понимании. Обе потребности носят актуальный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у обучающихся глубокие переживания.

Старшекурсники испытывают потребность в доверительном общении со взрослыми для обсуждения различных аспектов жизненного самоопределения. Отсутствие такого общения – одна из причин формирования тревожности у подростка.

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, курсанты образовывают потому, что их волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У курсантов много специфических интересов, удовлетворить которые они в состоянии в основном только в непосредственном общении друг с другом, так как взрослым их дела могут казаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов немало таких, которые имеют большое значение для личностного развития в данном возрасте. Пробуя себя в социальных контактах друг с другом, в совместных делах, различных ролях, курсанты усваивают ролевые формы поведения и служебного взаимодействия, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами и исполнителями. Общение в этом возрасте является важной школой самовоспитания, которому подростки уделяют большое внимание.

Для курсантов характерным является групповое обращение к психологу, когда, например, два-три человека приходят «посоветоваться» по какому-то общему делу или каждый по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе.

Если обратиться к проблемам успеваемости, то следует отметить, что наиболее значимой причиной плохого усвоения знаний в подростковом возрасте является отсутствие адекватной мотивации к обучению. Соответственно, если нет желания учиться, никакая психолого-воспитательная помощь или дополнительные учебные занятия не приносят пользы. Создание адекватной мотивации учения у подростков, когда подросток уже потерял интерес к учебе, - проблема, требующая проведения большого объема индивидуальной работы.

Важным на всех этапах пребывания курсанта в образовательной организации является вопрос профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет самое ядро процесса самоопределения. Для лиц, обучающихся на старших курсах, характерна следующая особенность: они размышляют о будущем и строят различные планы, но лишь немногие отдают себе отчет в том, каковы реальные перспективы службы в полиции. Сниженная мотивация к будущей профессиональной деятельности после окончания образовательной организации, высокий уровень увольняемости молодых сотрудников – актуальные проблемы, стоящие в настоящее время перед ведомственной системой подготовки [9].

Индивидуально-психологические особенности личности курсантов обусловливают своеобразие психологической работы с ними. Индивидуализация обучения должна строиться на учёте личностных характеристик курсантов. В этом кроится потенциал формирования курсанта как профессионала, оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Список литературы

1. Байдиков В.В., Филипенкова Н.Ю., Петров В.Е. Психологическая подготовка методом моделирования ситуаций: учебно-методическое пособие. М., 2006. 112 с.

2. Залеская С.Н. Соотношение представлений о профессионально важных качествах и особенностях самооценки сотрудников милиции: Автореф. дис.... канд. психол. наук. Тверь, 1999. 25 с.

3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 33.

4. Мальцева Т.В. Особенности внутриличностных конфликтов профессионального становления будущих специалистов МВД России // Закон и право. 2004. № 11. С. 24-28.

5. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: монография. М.: Московский университет МВД России, Изд-во УРАО, 2005.

6. Петров В.Е., Квирквелия А.Г. Особенности психологической работы с девушками-курсантами образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 91 с.

7. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Основы организации психологического обеспечения профессиональной деятельности: монография. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2010. 72 с.

8. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. 195 с.

9. Сенаторова О.Ю, Петров В.Е. Развитие мотивации к обучению у слушателей образовательных учреждений МВД России // Актуальные проблемы преподавания психолого-педагогических дисциплин в современных условиях : сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. / Московский областной филиал Московского университета МВД России. Руза, 2013. С. 183-185.

10. Столин В.В. Осознание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. … д-ра. психол. наук. М., 1985. С. 24-53.

11. Ярмоленко А.В. Психологическое обеспечение подготовки курсантов высших военно-морских учебных заведений. СПб.: Санкт-Петербургский военно-морской институт, 2004. 287 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?