ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ У ПЕШЕХОДОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы психологической установки на использование световозвращающих элементов. Определены такие центральные аспекты как понятие, структура, механизмы, формы проявления психологической установки. Приводятся примеры проявления позитивных установок на использование световозвращающих элементов у детей. Материал может быть использован в профилактической работе с участниками дорожного движения, что позволит, в конечном счете, сформировать у пешеходов культуру личной безопасности и ответственности за собственную жизнь, здоровье, материальное благополучие.

Ключевые слова:
психологическая установка, аттитюд, убеждение, световозвращающий элемент, безопасность дорожного движения, пропаганда, пешеход.
Текст

Несмотря на достигнутые успехи по снижению в Российской Федерации количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов актуальной проблемой остается использование ими световозвращающих элементов. Однако проблема центрируется не только на возможностях этих средств обеспечения личной безопасности, но и на формировании у пешеходов сознательной установки на использование световозвращающих элементов. Феномен «психологической установки» можно рассматривать как мощнейший ресурс обеспечения безопасности дорожного движения. Проведем теоретический анализ проблемы формирования позитивной установки на использование световозвращающих элементов.

По мнению одного из величайших отечественный ученых – Д.Н. Узнадзе, установка представляет собой неосознанное психическое состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояние мобилизованности, готовности к действию, состояние, обусловленное ситуацией наличия у субъекта актуальной потребности и соответствующей необходимости ее удовлетворения [6, 7]. Таким образом, психологическая установка становится механизмом регуляции жизнедеятельности человека, является базой, на которой развивается личность и строится любая деятельность.

С концептуальных позиций психологической науки выделяют психофизиологическую установку (set) и социально-психологическую установку (attitude). В первом случае речь идет о целенаправленном поведении живых существ (в т.ч. человека), психофизиологических механизмах их приспособления к условиям жизнедеятельности, направленности и избирательности психических процессов. Во втором случае акцент делается на механизмах регуляции поведения человека как члена социальной группы, процессах социализации личности, ее отношениях к широкому кругу социальных феноменов (например, социальных предписаний, правил поведения и т.п.). Считается, что психофизиологические установки являются простейшими и в большей степени неосознаваемыми, в отличие от аттитюда как сложного явления психики – социальных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.

В рамках исследования проблемы формирования у пешеходов установки на использование световозвращающих элементов, правомерно рассматривать именно социально-психологическую установку, аттитюд, которая формируется вследствие социального воздействия (например, при обучении, под влиянием пропагандистских мероприятий). Именно устойчивое внутреннее убеждение предопределяет ежедневное поведение пешеходов на дороге.

В структуре психологической установки на использование световозвращающих элементов можно выделить:

  • когнитивный (конативный) компонент связан с восприятием пешеходом дорожной ситуации, осознанием опасности при движении по дороге, например, в темное время суток, и необходимости принятия мер для сохранения жизни и здоровья;
  • аффективный компонент указывает на эмоциональное (субъективное) отражение опасности на дороге и мерах по обеспечению личной безопасности; может проявляться в широком круге эмоциональных состояний, например, беспокойстве, тревоге, страхе, самодовольстве и др.;
  • регулятивный (поведенческий) компонент представлен конкретными действиями (в т.ч. бездействием) индивида по обеспечению к собственной безопасности на дороге.

Указанные компоненты, взаимодействуя между собой, обусловливают существование у пешехода той или иной целостной психологической установки. Континуум изменения аттитюда может быть от полного пренебрежения личной безопасностью в качестве участника дорожного движения (в т.ч. с возложением ответственности и вины за безопасность на третьих лиц) до маниакальной установки применять всевозможные средства обеспечения безопасности (например, одновременно использовать защитный шлем на голову, одежду с многочисленными световозвращающими элементами, табличку, привлекающую внимание водителей, и т.п.). В связи с этим целесообразно выделять негативную (пренебрежение дорожной безопасностью) и позитивную (обеспечение дорожной безопасности) установку.

Позитивная установка на использование световозвращающих элементов – это психическое состояние пешехода, связанное с заботой о собственной безопасности при движении по дороге и иных участников дорожного движения путем использования различных световозвращающих элементов. По своей сути это готовность сохранить свою жизнь и здоровье, благополучие иных участников дорожного движения. Поскольку установка относится к определенному объекту – правоотношениям и индивидуальному поведению в области безопасности дорожного движения – ее следует отнести к дифференцированной.

В основе установок лежат психологические механизмы, обеспечивающие рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем [3]. Механизмы формирования установок в области безопасности дорожного движения разнятся. Специалисты указывают на возможности как положительного, так и отрицательного подкрепления [1, 5]. Наиболее распространенными можно считать следующие:

  • наблюдение за поведением иных участников дорожного движения, а также за соответствующими последствиями (например, труп пешехода в результате перехода проезжей части в неустановленном месте). Если поведение привлекает и сопровождается позитивными результатами, поддерживается обществом и человеком, то, вероятно, это приведет к формированию у наблюдающего позитивного аттитюда;
  • установление ассоциативных связей между уже существующей и формируемой в настоящей момент психологической установкой, либо между структурными компонентами разных аттитюдов. По правилу работы ассоциативного механизма соединяются появляющиеся одновременно различные стимулы. Преимущественно это происходит на эмоциональном (аффективном) уровне. Например, ребенок, увидевший переживания родителей, попавших в дорожно-транспортное происшествие, будет с осторожностью или даже страхом относиться к переходу дороги даже по пешеходному переходу;
  • подражание как социально-психологический механизм задает устойчивость определенной модели поведения человека. С позиции безопасности дорожного движения приемлемым будет социально-одобряемое нормативное поведение. Например, давно замечено, что подростки моделируют свои установки, копируя тех, кто им нравится, кого они уважают или даже боятся. Особой привлекательностью для молодежи обладают те лица, чье поведение, внешний облик и установки, определяют для них кумиров [4];
  • положительное подкрепление в форме похвалы, эмоциональной поддержки (отражает бихевиористский подход или подход через научение). Для формирования позитивного аттитюда у школьников, в рамках повышения культуры безопасности дорожного движения педагоги реализуют воспитательный процесс на основе положительного подкрепление (например, подчеркивая внимательность, ответственность и дисциплинированность ребенка при переходе дороге, демонстрируя ласку и похвалу, учитель, скорее всего, разовьет у него позитивный аттитюд к соблюдению правил дорожного движения).

Психологическая установка может проявляться в форме:

  • принципов (например, пешеход считает, что «как бы человек не торопился, он всегда должен переходить дорогу в установленном месте»);
  • набора убеждений (например, по мнению ребенка, «каждый несовершеннолетний при выходе на улицу в темной время суток обязательно должен иметь что-нибудь светящееся»);
  • внешне и само направленных оценочных суждений (например, «я поддерживаю людей, которые переходят дорогу в месте, где им удобно», «вообще-то, я поступаю плохо, когда нарушаю правила дорожного движения даже по мелочам»);
  • поведенческих намерений (например, «я буду переходить дорогу там, где хочу»).

Поскольку установки могут проявляться в различных сферах психической жизни человека, в этой связи правомерно рассматривать перцептивные, эмоциональные, умственные, моторные и т.п. установки. У пешеходов выражены все эти подвиды установок. Сочетаясь, дополняя друг друга, они обусловливают индивидуальное своеобразие поведения человека на дороге. В области безопасности дорожного движения, в целом, при использовании световозвращающих элементов, в частности, как сложных видах деятельности установка носит синтезирующий характер и раскрывает личность. Например, гармоничная, с развитым правосознанием личность в большинстве случаев не будет пренебрегать как собственной безопасностью на дороге, так и безопасностью иных участников дорожного движения.

Роль психологической установки в регуляции поведения человека наиболее полно раскрывается через ее функции, к которым, в первую очередь, следует отнести фильтрацию, селекцию, инструментальную и эмоционально-оценочную функции. О них также можно говорить применительно к установке на использование световозвращающих элементов. Например, о функциях фильтрации и селекции в установке родителей будет идти речь при выборе, проявлении интереса и приобретении одежды для ребенка (установка родителей – покупать вещи только со световозвращающими элементами), а его отношение к ней (в т.ч. нравится одежда или нет) проявляется в эмоционально-оценочной функции. Влияние инструментальной функция установки ярко проявляется в поведении школьника (намерении), если он целенаправленно, систематически и осознанно использует световозвращающие элементы для обеспечения своей безопасности в темное время суток.

Психологические установки, играя важнейшую роль в регуляции поведения человека, в некоторых случаях могут оказывать негативное влияние на личность. Так, в рамках когнитивно-поведенческого подхода Д.В. Ковпак указывает на вредные иррациональные (дисфункциональные) установки [3], которые можно связать с безопасностью дорожного движения (установка долженствования; установка предсказания негативного будущего; установка максимализма). Подобные установки содержат потенциал возникновения у незрелой личности ребенка различных фобий и зависимостей, неуверенности в себе, чувства незащищенности, тенденций к снижению самооценки. Поэтому к формированию у детей позитивной установки на использование световозвращающих элементов необходимо подходить с особой осторожностью, используя специальные психологические подходы [2].

Следует учитывать, что психологические установки у каждого человека индивидуальны, тем более, по отношению использования световозвращающих элементов. В известной степени они определяются ситуацией. В условиях оперативного принятия решений именно установка позволяет не задумываясь, порой не осознавая, реагировать должным образом. Даже, несмотря на то, что часто человек проявляет импульсивное поведение, это не отражает его психологической сущности. Поэтому на первый план выходит установка. Данный тезис в полной мере справедлив применительно к поведению пешеходов.

Таким образом, проведя теоретический экспресс-анализ проблемы психологической установки на использование световозвращающих элементов, мы определили такие центральные аспекты как понятие, структура, механизмы, формы проявления установки. Грамотно построенная профилактическая работа с участниками дорожного движения позволит, в конечном итоге, сформировать у пешеходов культуру личной безопасности и ответственности за собственную жизнь, здоровье, материальное благополучие.

Список литературы

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 304 с.

2. Измайлова Е.Н. Формирование социально-позитивной ориентации в познавательной и трудовой деятельности у подростков с отклоняющимся поведением: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01: Уфа, 1998. 168 c.

3. Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и техника, 2007. 240 с.

4. Копкова Д.К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка // Молодой ученый. 2015. №17. С. 484-485.

5. Рассел Д., Кон Р. Установка (психология). М.: VSD, 2013. 98 с.

6. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

7. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: МОДЭК, Институт практической психологии, 1997. 448 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?