Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе анализируются методологические основы выявления и развития лидерских компетенций у молодежи. Изучены инструменты и методики оценки компетенций, а также продвижения и развития будущих лидеров. Представлены практические аспекты внедрения компетентностного подхода в развитие лидерского потенциала студентов.

Ключевые слова:
Leadership, leadership competencies, leadership models, leadership theories.
Текст

В условиях запроса российского общества на инновационную экономику и

импортозамещение особую актуальность приобретает раннее выявление и

развитие лидеров в стране. Подготовка будущих лидеров в данном контексте

воспринимается как стратегическая задача. На уровне организаций в последнее

время все более актуальным становится запрос на молодых сотрудников,

умеющих работать в команде и способных сплотить, объединить людей, привлечь

внимание к новым идеям и нести за них ответственность.

Актуальность исследования вопросов выявления и развития будущих

лидеров,  внедрения  компетентностного  подхода,  возрастающий  запрос

организаций на сотрудников, обладающих определенным набором лидерских

компетенций, обусловили необходимость поиска новых инструментов и методик

развития лидерского потенциала студентов.

21

Вопросы руководства и лидерства, формирование и развитие лидерских

компетенций привлекают внимание многих зарубежных и российских ученых.

Одной из первых теорий, определяющих понятие лидерства является

«теория черт». Ее основоположники, Л.Бернард [1] и В.Бингэм [2], считали, что в

основе лидерства заложены определенные психологические черты и качества

человека, такие как стремление к ответственности, инициативность, способность

влиять на поведение окружающих и др.

Позже  появились  теория  среды,  личностно-ситуационная  теория,

гуманистические теории, теория обмена, мотивационные теории и др.

В последнее время набирает актуальность теория интегрального лидерства,

основанная на концепции спиральной динамики К. Кована и Д. Бека [6], по

которой на каждой ступени развития организации и лидера требуется свой

особенный стиль лидерства. Данный подход ориентирован на интеграцию

ценностей и интересов всех контрагентов организации во имя достижения

взаимовыгодных стратегий развития.

Компетенция  лидерства  присутствует  и  подробно  рассматривается

практически во всех популярных моделях компетенций, начиная с таких

основополагающих, как модели Р. Бояциса, Шродера, Ланкастера и Л. и С.

Спенсеров. Но одно из базовых разграничений лидерства по отношению к другим

схожим  компетенциям  (таким,  как  "Управление"  и  "Влияние")  в

компетентностных терминах предложил И. Адизес. Он выделял четыре ипостаси

менеджера: производитель результатов, администратор, предприниматель и

интегратор. В каждом человеке превалирует лишь одна из ролей, и лидерству в

данном случае соответствует функция интеграции, под которой понимается

способность слушать других, вырабатывать на основе их мнений общие взгляды и

тем самым вести к единству коллектива, а также мотивировать его [4].

Модель Л. и С. Спенсеров интересна тем, что в ней выделяется множество

компетенций и их кластеров, близких по природе с лидерством, например,

"Директивность", "Воздействие и Оказание влияния", "Инициатива". Сама

компетенция  "Командное  лидерство"  при  этом  находится  в  кластере

"Менеджерские компетенции", хотя в модели также присутствует кластер

"Воздействие и Оказание влияния". Главными отличительными чертами

лидерства здесь называются забота о команде и о справедливом отношении к

каждому, работа над ее эффективностью, информирование команды и, на высшем

уровне, передача ей собственного видения. В отличии от подхода И. Азизеса,

акцент здесь делается скорее на мотивацию, а не интеграцию. Лидерство, видится

авторам, именно как забота о команде в отличии от управления людьми как

ресурсами, манипуляции ими или умении подчинять своей воле путем принятия

жестких решений. Перечисленные подходы характерны для других компетенций

данной модели и также признаются важными [8].

Коллектив авторов под руководством Светланы Ивановой, также отделяя

лидерство от инициативы, экспертизы и менеджмента, рассматривают его скорее

не как целостную компетенцию, а как набор из нескольких самостоятельных

компетенций, включающий:

1. Готовность взять на себя ответственность за коллектив.

2. Готовность отвечать за коллективный результат даже в случае провала.

22

3. Предпочтение общего результата личному.

4. Позитивное отношение к людям.

5. Обучаемость, стремление развиваться.

6. Не боится сильных подчиненных.

7. Умение и готовность вдохновлять.

8. Умение слышать других.

9. Готовность и способность учить других.

10. Эксперт или отличный управленец.

11. Умение организовать других.

12. Собственная точка зрения.

13. Готовность к непопулярным решениям.

14. Стрессоустойчивость.

15. Отсутствие стремления самоутверждаться за счет других [5].

Хотя позиции, сформулированные через отрицание (частица "не" или слово

"отсутствие") не звучаn как компетенции, но при некоторой переработке такой

подход значительно упрощает процесс оценки лидерских компетенций, переводя

их в систему понятных и измеряемых критериев.

В  своем  исследовании  А.В.  Авдеева  определяет  сущностные

характеристики лидерских качеств, лежащие в основе лидерских компетенций,

выделяя интеллектуальные (проявляющиеся в готовности к выполнению

профессиональных задач, в способности генерировать идеи и уходить от

стандартных решений), организаторские (выражающиеся в способностях

самостоятельно принимать решения, добровольно брать ответственность на себя

за решение групповой задачи), исполнительские (включающие готовность к

длительному выполнению работ с высокой эффективностью, способности

находить нестандартное решение и адекватно оценивать достигнутые результаты)

и социально-коммуникативные (включающие способность вести людей за

собой, умение гасить конфликты при разрешении групповой задачи и находить

общий язык с разными людьми) [3].

Некоторые компании также формируют собственные модели лидерских

компетенций. Так, в компании «Марс» лидерство понимается через 6 основных

способностей: 1) достигать стабильных результатов; 2) строить отношения

сотрудничества; 3) вовлекать сотрудников; 4) развивать таланты; 5) мыслить

инновационно; 6) решать сложные задачи.

Отметим также набирающую актуальность применения в зарубежных и

российских компаниях идеи аутентичного лидерства, которое отличается

вниманием и уважением лидера ко всем, кто его окружает. Лидер в данной

модели руководствуется принципом «win-win», выстраивая взаимовыгодное

сотрудничество со всеми, в первую очередь, заботясь об обеспечении

устойчивости развития группы, организации и общества в целом. Кроме того, для

лидера важны принципы получения удовлетворения от работы и гармонии личной

жизни, как у себя, так и у своего коллектива [7].

На основе представленных исследований коллективом авторов была

сформирована модель лидерских компетенций для студентов, в которую вошли:

1. Основные компетенции:

23

 лидерство (умение мотивировать, вдохновлять людей, заботиться о команде

и давать ей видение общей миссии);

 работа в команде (умение заботиться о команде, принимать ее решение,

развивать ее и решать внутренние проблемы);

 коммуникативные компетенции (умение понимать психологию людей,

решать конфликты, находить взаимопонимание и внушать доверие);

2. Дополнительные:

 исследовательские компетенции (умение проводить научный анализ для

получения открытия или иного нового результата);

 интеллектуальные  компетенции  (умение  аналитически  мыслить,

сопоставлять факты, выстраивать логические цепочки для решения проблемы);

 информационные компетенции (умение находить и систематизировать

необходимые для решения проблемы данные).

Данная модель реализуется в рамках выявления и развития будущих

лидеров среди студентов и включает ряд методик по развитию их лидерских

компетенций.

Лидерские компетенции являются важным компонентом профессиональных

компетенций современного специалиста, в связи с чем их формирование

необходимо осуществлять целенаправленно в процессе профессиональной

подготовки, что требует наличия специальных инструментов и методик.

В условиях получения высшего профессионального образования развитие

лидерских компетенций может проходить в нескольких форматах. В первую

очередь, важна внеаудиторная работа студентов: участие в мероприятиях

студенческого совета, в деятельности профкома и других клубов и кружков.

Кроме того, важную роль здесь играет участие студентов в научно-практических

конференциях и круглых столах, позволяя получить навыки самоорганизации,

опыт публичных выступлений, презентации и защиты своих исследований.

Однако, современная система профессионального образования не в полной

мере готова обеспечивать развитие лидерских компетенций студентов. В

результате далеко не все молодые специалисты готовы выполнять функции

лидера в организации, что снижает их конкурентоспособность на рынке труда, а

также, в целом, влияет на экономическую ситуацию в стране.

Наряду с мероприятиями в рамках вуза, позволяющими студентам

развивать лидерские компетенции, существуют и внешние проекты, нацеленные

на выявление и обучение будущих лидеров. Ежегодно в Москве и регионах

России проходит Форум для молодых лидеров «YouLead», отдельные конкурсы и

школы лидеров проводят крупные компании. Комплексным инструментом по

выявлению и развитию будущих лидеров может служить проект «Лаборатория

карьеры», представляющий стажировочные программы и карьерные мероприятия

для студентов.

«Лаборатория карьеры» реализуется с 2014 года и на данный момент

является лидерским проектом Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Проект представляет собой систему развития и применения компетенций

студентов через стажировочные программы и карьерные мероприятия. Наборы

студентов на стажировки проходят 3 раза в год в рамках весенних, летних и

осенних отборов и являются открытыми для участия.

24

Проект выстроен в соответствии с принципом «work-based-learning»

(обучения на практике), в основе которого заложена стажировочная программа,

обеспечивающая развитие надпрофессиональных компетенций молодых людей,

выявление лидеров, их обучение и развитие в ходе включения в активную

трудовую деятельность. Стажировочная программа, помимо профессионального

блока, а именно прямого приобретения опыта работы по специальности, включает

в  себя  комплекс  образовательных  и  карьерных  мер  и  мероприятий,

обеспечивающих развитие лидерских компетенций у молодых людей.

Участниками стажировочной программы являются: лидер - член группы, за

которым группа признает преимущества в статусе и право принимать решения в

значимых для нее ситуациях; куратор программы – представитель организации-

работодателя, которому поручено наблюдение и руководство деятельностью

лидера в рамках программы; HR-специалист – специалист по подбору и оценке

человеческого капитала; координатор программы – человек, отвечающий за

организационную и координационную часть программы.

Основными принципами развития лидерских компетенций в рамках

стажировочной программы являются индивидуальный подход к участнику

программы, реализация наставнической функции куратором программы, а также

развитие комплекса компетенций. Перечисленные принципы реализуются

последовательно на каждом этапе программы (Рисунок 1).

Рисунок 1. Схема развития лидерских компетенций молодых людей в рамках

стажировочной программы

Первичный замер уровня лидерских компетенций в соответствии с

разработанной методологией производится на первом этапе стажировочной

программы, параллельно с процессом выявления лидеров. Анализ резюме по

заданным критериям, психологическое тестирование, тесты на умение работать в

команде тесты на лидерские навыки и наблюдение за кандидатами в ходе

моделирующих упражнений (деловых игр, кейсов), а также собеседование HR-

специалистом  позволяют  составить  компетентностный  профиль  каждого

участника программы для дальнейшего выявления потенциала развития его

Замер уровня

компетенций

стажера

•Оценка резюме

•Тестирование

•Ассесмент-центр

Разработка плана программы

•Стартовая встреча стажера и

куратора

•Проработка наполнения

профессионального, карьерного

и образовательного блоков

Активная фаза программы

•профессиональная/трудовая деятельность

•изучение специализированной литературы

•карьерные и образовательные мероприятия

•контроль качества реализации программы

Итоговый замер уровня компетенций стажера

•Тестирование участника

•Интервьюирование куратора и стажера

•Разработка визуализированной карты развития

компетенций

Пост-стажировочная программа

•Разработка карьерного плана участника

•Трудоустройство стажера, включение в

проектную деятельность или завершение

стажировочной программы

25

знаний, умений и навыков. Отметим также, что игровые технологии служат не

только инструментом оценки компетенций будущих лидеров, но и важным

компонентом их развития.

В ходе подготовки наполнения стажировочной программы необходима

активная совместная работа куратора, организатора и лидера по разработке

профессионального блока (конкретных трудовых обязанностей и задач),

образовательного блока (подбор литературы, составление плана образовательных

мероприятий) и карьерного блока (встречи и консультации с HR- и коуч-

специалистами). Таким образом, в ходе подготовки индивидуального плана

развития лидера синхронизируются интересны всех сторон, а также выясняются

основные векторы развития лидера, его жизненная позиция, достижения и

верхний уровень компетенций.

По результатам оценки лидера начинается активная фаза развития

лидерских компетенций с его непосредственным включением в трудовую

деятельность под руководством куратора. Работа в коллективе, наблюдение за

деятельностью – «work shadowing» и выполнение поставленных задач

дополняется  изучением  лидером  образовательной  и  профессиональной

литературы, участием в образовательных лекциях, семинарах и мастер-классах по

развитию лидерских качеств и навыков, профессиональных качеств, повышения

уровня  знаний,  посещением  карьерных  мероприятий,  моделирующих

посредством игровой составляющей процесс карьерного и личностного роста.

Возможно также применение тестов и решения задач и кейсов, нацеленных на

оценку развития и усвоения материала мероприятий.

Последовательная  реализация  перечисленных  блоков  обеспечивает

быструю профессиональную адаптацию молодых людей, активный набор

профессионального опыта, а также вовлечение лидеров в процесс непрерывного

самообразования  и  развития  сопутствующих  личностных  качеств:

ответственности, инициативности, коммуникабельности и пр.

По истечению срока стажировочной программы вторично производится

замер компетенций участников с учётом обратной связи куратора программы по

результатам выполнения поставленных задач. Результатом оценки является

визуализированная карта компетенций участника, демонстрирующая степень

успешности всей программы и использованных методов развития молодыми

людьми новых навыков, умений и приобретения знаний в сфере лидерства. В

случае признания стажировочной программы успешной возможно направление

лидера на проектную работу или трудоустройство. В этом случае координатор

программы отслеживает дальнейшую деятельность лидера в течение года.

Апробация данного проекта доказала эффективность использования

практико-ориентированного подхода для развития лидерских компетенций

студентов.

Таким образом, в основе выявления и подготовки будущих лидеров должен

лежать принцип «work-based-learning» - обучение на практике. В рамках

реализации  лидерского  потенциала  студентов  практико-ориентированные

методики имеют наибольшую эффективность. Примером может служить развитие

лидерских компетенций посредством прохождения стажировочных программ, что

включает не только обучение через практику, но дает возможность проявления

26

лидерских  компетенций  в  процессе  реализации  общественно-значимой

деятельности.

Представленная авторская модель лидерских компетенций и включенные в

проект «Лаборатория карьеры» методики проведения стажировочных программ

могут быть использованы как комплексный инструмент развития лидерского

потенциала и развития лидерских компетенций студентов.

Список литературы

1. Bernard L. Leadership and Propaganda //An Introduction to Sociology. N.Y., 1927

2. Bingham W. Leadership//The Psychological Foundation of Management. N.Y., 1927

3. Авдеева А.В. Формирование лидерских компетенции в процессе профессионального становления специалиста в вузе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. Тамбов, 2010.

4. Азизес И. У. Управление жизненным циклом организации. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.

5. Жигилий О., Борчанинова Э., Болдогоев Д. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации - М. - Альпина Паблишер, 2012

6. Кован К., Бек Д. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. 2010. С. 424.

7. Ксенофонтова Е.Г. Лидерство как стремление, или исторические тенденции понимания феномена лидерства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Социология. Политология.. 2016. №2.

8. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Пер. с англ. М: HIPPO, 2005. - с. 64-65

Войти или Создать
* Забыли пароль?