Статья посвящена актуальным вопросам развития человеческого капитала, вложений в нематериальные активы и развитию компетенций профессионалов нового времени. Авторы, на примере проекта «Компетентностная платформа» рассматривают данное направление с ракурса создания формирующей среды, позволяющей создавать атмосферу развития компетенций, определения «я-позиции» профессионала и условий для раскрытия потенциала и таланта человека, предоставляя возможности для личностного и профессионального роста.
формирующая среда, профессиональное развитие, компетенции, человеческий капитал
Самые успешные современные практики указывают на то, что именно те,
кто собирают вокруг себя команды людей, готовых расти вместе с компанией и
вкладывают в этот рост ресурсы, добиваются наилучших результатов. В
современной реальности конкуренция компаний происходит уже в области
выстраивания систем управления талантами, создания лучших условий для
реализации потенциала людей. «Облачные технологии» уже применимы к
человеческому капиталу - коммуникации, нетворкинг, идеи и мозговые штурмы,
ментальные и дорожные карты, все, что относится к неосязаемым активам,
образует, создает и увеличивает мощность лидера, бизнеса, некоммерческой
компании или государства.
Развитие компетенций как руководителя, так и персонала имеют характер
долгосрочных вложений. Не зря именно во время кризисов отмечается
повышенный спрос на бизнес-образование и личные коучинговые программы.
Когда становится понятна нестабильность вложений в материальные вещи,
человеку свойственно обращаться к собственной личности, профессионализму,
талантам. И в ход уже идет другая логика - для достижения целей более высокого
порядка нам необходимо доращивать компетенции как свои, так и людей в своей
команде. Причем в современном мире быстро стирается грань между
личностными и профессиональными компетенциями. Когнитивная гибкость,
творческие способности, эмоциональный интеллект, решение комплексных задач
- те составляющие, над развитием которых работают лучшие в своем деле, и это
ежедневный труд, дающий самую большую отдачу. Long-life-learning (обучение в
течение всей жизни) становится, скорее уже правилом. «Человек
совершенствующийся» приходит и лидирует в разных областях. В этом свете
развитие компетенций очень логично выглядит в одном из своих английских
аналогов перевода - «capacity building» - наращивание потенциала или мощностей.
А именно в человеческом капитале и неосязаемых активах кроются безграничные
16
возможности как бизнеса, так и государства. Развивая и доращивая компетенции
себя и своей команды, мы вкладываем в будущее. И какой быть новой реальности
- решать нам.
В данном случае важнейшую роль играет формирование развивающей
среды в качестве одного из ключевых факторов развития человека как
профессионала и его личностных и узко профессиональных компетенций в
частности. В частности, выделяя основные качества человека-лидера нового
времени, в качестве поддерживаемых им процессов выделяют реагирование на
вызовы, сопровождение и развитие внутренней среды, конструирование проектов
развития с людьми и сообществами из внешней среды, обеспечение среды
внедрения таких проектов [6].
В свете практического подхода к формированию среды развития и
применения компетенций мы можем рассмотреть проект «Компетентностная
платформа», реализуемого в качестве площадки для объединения
заинтересованных сторон (работодатели, образовательные учреждения, эксперты
и соискатели) в деле оценки, развития и применения компетенций. В основе
данного подхода лежат принципы человека в качестве субъекта собственного
развития, обучения в течение всей жизни long-life-learning и принцип обучения на
практике - worked-based learning. Среда, объединяющая профессионалов, включая
их в разнонаправленную деятельность, формирующую общую атмосферу, в
которой становится возможным повышение осознанности, рефлексии, обмен
опытом, создание конструктивного диалога и включенность в совместную
деятельность, позволяющую сторонам добиваться синергии действий.
Формирование среды предполагает комбинацию разноуровневых аспектов:
в том числе, исследователями выделяется моделирование среды с
проектированием образа результата [5], к техникам, применяемым для
проектирования такого образа мы можем отнести совместную работу над
видением, разработку стратегических карт и форсайт-сессии.
Еще один из выделяемых аспектов - постепенность перехода к
профессионализму [4]. В данном случае выделяется именно постепенность
перехода к профессионализму в отличии от поэтапного перехода к
профессиональной деятельности. К примеру, если мы рассмотрим развитие
профессионала в лонгитюде, при поэтапном подходе переход к трудовой
деятельности будет обусловлен окончанием образовательного учреждения,
предполагающего необходимостью трудоустройства после окончания
образовательного учреждения. В случае перехода к профессиональной
деятельности в связке «вуз - работа» мы можем говорить о потенциальных
трудностях адаптации и возможности возникновения внутриличностных и
межличностных конфликтов при переходе из позиции «объекта», получающего
знания, ожидающего ресурсов «извне» к вынужденной позиции субъекта, от
которого зависит будущее карьерное развитие и становление в качестве
профессионала. В случае постепенного перехода к профессионализму мы говорим
об осознанном выстраивании карьерного пути и постоянного наращивания
компетенций, в том числе, и за счет включения в различные формирующие среды
(сообщества).
17
Выделяют следующие аспекты формирующей среды: организационная,
формирующаяся, преобразующе- созидательная, рефлексивная [7]. Обращаясь к
примеру «Компетентностной платформы» мы можем говорить об обоснованности
каждого из аспектов: организационный - структура проекта предполагает
создание определенной системы взаимодействия, организующий взаимодействие
участников между собой, основу данной структуры составляет формат
консорциума, позволяющего сторонам действовать сонаправленно. К
формирующейся среде мы можем отнести процессы, возникающие спонтанно -
участники находят новые контакты, образуют между собой сети взаимодействия,
совместно решают проблемы и создают новые проекты. К преобразующе-
созидательному аспекту мы можем отнести специальные мероприятия
(стратегические и экспертные сессии, мастер-классы, образовательные модули,
профессиально-моделирующие игры, практикумы), в рамках которых происходит
получение новых знаний и развитие компетенций участников. Последний, но не
по важности аспект - рефлексивный. Профессиональная рефлексия сопровождает
каждый этап взаимодействия, является ключевым аспектом осознанности и
саморазвития. В качестве примера формирующей среды можно привести одну из
стратегических сессий «Компетентностной платформы», в рамках которой
участникам было предложено разделиться на 4 группы в соответствии с
принадлежностью к социальному институту (стажеры, работодатели,
образовательные организации и эксперты) и попробовать поменяться местами,
почувствовав себя в роли друг друга, осознать проблемные зоны другой группы и
предложить решения данных проблем. Задания оказалось действительно
сложным, даже опытные люди очень долго не могли избавиться от осознания себя
в собственной, уже годами осознанной роли. Интересен тот факт, что наиболее
легко с данной задачей справилась самая молодая возрастная группа - стажеры,
что может быть объяснено гибкостью их мышления, возможности пластично
встраиваться и адаптировать собственную «я-позицию» под потребности среды
или внешние задачи.
В данном случае мы применяем термин «я-позиции» профессионала [1] «Я-
позиция» отражает 3 фактора - «я-концепция», применительно к «я-позиции»
профессионала - восприятие собственной роли в качестве профессионала (к
примеру, я - руководитель, я - эксперт, я - методолог и пр.), выбираемые им
стратегии - применительно, к примеру, к бизнес-сфере мы можем выбирать
стратегию избегания или стратегию управления рисками, что будет обуславливать
как наши дальнейшие шаги, так и самовосприятие и восприятие внешним
окружением, и чувственный, эмоциональный аспект - то, как мы ощущаем себя в
данной «я-позиции».
В формирующей среде наиболее активно реализуются наши «я-позиции» в
качестве личности и профессионала, через призму других мы видим себя, через
внутренний диалог и рефлексию анализируем, формируем осознание
собственного профессионального «я». Таким образом «я-позиция» всегда
включает в себя способ интерпретации реальности, к примеру, произошедшего
события, способов влияния на ситуацию, эмоционального восприятия данной
ситуации [2]. я-позицию профессионала - уникальная группа концепций,
18
стратегий и чувств/ощущений, выражающихся через голос в диалоге с другими
голосами [3].
Включаясь во внешние диалоги (здесь - одной форм для профессионалов в
различных областях может служить дискуссионная площадка), либо включаясь в
игровое моделирование ситуации студент примеряет на себя роль будущего
специалиста, расширяет границы восприятия, видит модели и слышит опыт
старших, а опытный профессионал - учится гибко реагировать на изменения
внешней среды, менять собственные «я-позиции» в соответствии с требованиями
внешней среды и для решения проблемных ситуаций, что позволяет в условиях
совместной деятельности формировать сообщества и аккумулировать
интеллектуальный капитал.
Именно формирующая среда в данном аспекте создает соответствующую
атмосферу развития компетенций и условия для раскрытия потенциала и таланта
человека, предоставляя возможности для личностного и профессионального
роста.
1. Германс Х М Я как общество и-позиции: диалогическом подход к консультированию. Журнал гуманистической консультирования. 2015
2. Монерео C Комплексный диалогичным метод исследования личности учителя строительство. Анализ профессионального роста. Университат де Барселона. 2014
3. Монерео, К., Вайс, C. Альварес Изменение университетских преподавателей идентичность: Обучение на основе театрализованных инцидентов. 2013
4. Деркач, A.A. Психолого-акмеологические основы и средства оптимизации личностно-профессионального развития будущих специалистов. М.: Изд-во РАГС, 2010.
5. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии. Изд. 2-е, испр. и доп. / Н.В.Кузьмина. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.
6. Лепский, В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. -М.: 2010.
7. Соловьев, О. И. Развитие профессионала в акмеологической среде. М.: 2011.