Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальным вопросам развития человеческого капитала, вложений в нематериальные активы и развитию компетенций профессионалов нового времени. Авторы, на примере проекта «Компетентностная платформа» рассматривают данное направление с ракурса создания формирующей среды, позволяющей создавать атмосферу развития компетенций, определения «я-позиции» профессионала и условий для раскрытия потенциала и таланта человека, предоставляя возможности для личностного и профессионального роста.

Ключевые слова:
формирующая среда, профессиональное развитие, компетенции, человеческий капитал
Текст

Самые успешные современные практики указывают на то, что именно те,

кто собирают вокруг себя команды людей, готовых расти вместе с компанией и

вкладывают в этот рост ресурсы, добиваются наилучших результатов. В

современной реальности конкуренция компаний происходит уже в области

выстраивания систем управления талантами, создания лучших условий для

реализации потенциала людей. «Облачные технологии» уже применимы к

человеческому капиталу - коммуникации, нетворкинг, идеи и мозговые штурмы,

ментальные и дорожные карты, все, что относится к неосязаемым активам,

образует, создает и увеличивает мощность лидера, бизнеса, некоммерческой

компании или государства.

Развитие компетенций как руководителя, так и персонала имеют характер

долгосрочных вложений. Не зря именно во время кризисов отмечается

повышенный спрос на бизнес-образование и личные коучинговые программы.

Когда становится понятна нестабильность вложений в материальные вещи,

человеку свойственно обращаться к собственной личности, профессионализму,

талантам. И в ход уже идет другая логика - для достижения целей более высокого

порядка нам необходимо доращивать компетенции как свои, так и людей в своей

команде. Причем в современном мире быстро стирается грань между

личностными и профессиональными компетенциями. Когнитивная гибкость,

творческие способности, эмоциональный интеллект, решение комплексных задач

- те составляющие, над развитием которых работают лучшие в своем деле, и это

ежедневный труд, дающий самую большую отдачу. Long-life-learning (обучение в

течение  всей  жизни)  становится,  скорее  уже  правилом.  «Человек

совершенствующийся» приходит и лидирует в разных областях. В этом свете

развитие компетенций очень логично выглядит в одном из своих английских

аналогов перевода - «capacity building» - наращивание потенциала или мощностей.

А именно в человеческом капитале и неосязаемых активах кроются безграничные

16

возможности как бизнеса, так и государства. Развивая и доращивая компетенции

себя и своей команды, мы вкладываем в будущее. И какой быть новой реальности

- решать нам.

В данном случае важнейшую роль играет формирование развивающей

среды в качестве одного из ключевых факторов развития человека как

профессионала и его личностных и узко профессиональных компетенций в

частности. В частности, выделяя основные качества человека-лидера нового

времени, в качестве поддерживаемых им процессов выделяют реагирование на

вызовы, сопровождение и развитие внутренней среды, конструирование проектов

развития с людьми и сообществами из внешней среды, обеспечение среды

внедрения таких проектов [6].

В свете практического подхода к формированию среды развития и

применения компетенций мы можем рассмотреть проект «Компетентностная

платформа»,  реализуемого  в  качестве  площадки  для  объединения

заинтересованных сторон (работодатели, образовательные учреждения, эксперты

и соискатели) в деле оценки, развития и применения компетенций. В основе

данного подхода лежат принципы человека в качестве субъекта собственного

развития, обучения в течение всей жизни long-life-learning и принцип обучения на

практике - worked-based learning. Среда, объединяющая профессионалов, включая

их в разнонаправленную деятельность, формирующую общую атмосферу, в

которой становится возможным повышение осознанности, рефлексии, обмен

опытом, создание конструктивного диалога и включенность в совместную

деятельность, позволяющую сторонам добиваться синергии действий.

Формирование среды предполагает комбинацию разноуровневых аспектов:

в  том  числе,  исследователями  выделяется  моделирование  среды  с

проектированием образа результата [5], к техникам, применяемым для

проектирования такого образа мы можем отнести совместную работу над

видением, разработку стратегических карт и форсайт-сессии.

Еще один из выделяемых аспектов - постепенность перехода к

профессионализму [4]. В данном случае выделяется именно постепенность

перехода  к  профессионализму  в  отличии  от  поэтапного  перехода  к

профессиональной деятельности. К примеру, если мы рассмотрим развитие

профессионала в лонгитюде, при поэтапном подходе переход к трудовой

деятельности будет обусловлен окончанием образовательного учреждения,

предполагающего  необходимостью  трудоустройства  после  окончания

образовательного  учреждения.  В  случае  перехода  к  профессиональной

деятельности в связке «вуз - работа» мы можем говорить о потенциальных

трудностях адаптации и возможности возникновения внутриличностных и

межличностных конфликтов при переходе из позиции «объекта», получающего

знания, ожидающего ресурсов «извне» к вынужденной позиции субъекта, от

которого зависит будущее карьерное развитие и становление в качестве

профессионала. В случае постепенного перехода к профессионализму мы говорим

об осознанном выстраивании карьерного пути и постоянного наращивания

компетенций, в том числе, и за счет включения в различные формирующие среды

(сообщества).

17

Выделяют следующие аспекты формирующей среды: организационная,

формирующаяся, преобразующе- созидательная, рефлексивная [7]. Обращаясь к

примеру «Компетентностной платформы» мы можем говорить об обоснованности

каждого из аспектов: организационный - структура проекта предполагает

создание определенной системы взаимодействия, организующий взаимодействие

участников между собой, основу данной структуры составляет формат

консорциума,  позволяющего  сторонам  действовать  сонаправленно.  К

формирующейся среде мы можем отнести процессы, возникающие спонтанно -

участники находят новые контакты, образуют между собой сети взаимодействия,

совместно решают проблемы и создают новые проекты. К преобразующе-

созидательному  аспекту  мы  можем  отнести  специальные  мероприятия

(стратегические и экспертные сессии, мастер-классы, образовательные модули,

профессиально-моделирующие игры, практикумы), в рамках которых происходит

получение новых знаний и развитие компетенций участников. Последний, но не

по важности аспект - рефлексивный. Профессиональная рефлексия сопровождает

каждый этап взаимодействия, является ключевым аспектом осознанности и

саморазвития. В качестве примера формирующей среды можно привести одну из

стратегических сессий «Компетентностной платформы», в рамках которой

участникам было предложено разделиться на 4 группы в соответствии с

принадлежностью  к  социальному  институту  (стажеры,  работодатели,

образовательные организации и эксперты) и попробовать поменяться местами,

почувствовав себя в роли друг друга, осознать проблемные зоны другой группы и

предложить решения данных проблем. Задания оказалось действительно

сложным, даже опытные люди очень долго не могли избавиться от осознания себя

в собственной, уже годами осознанной роли. Интересен тот факт, что наиболее

легко с данной задачей справилась самая молодая возрастная группа - стажеры,

что может быть объяснено гибкостью их мышления, возможности пластично

встраиваться и адаптировать собственную «я-позицию» под потребности среды

или внешние задачи.

В данном случае мы применяем термин «я-позиции» профессионала [1] «Я-

позиция» отражает 3 фактора - «я-концепция», применительно к «я-позиции»

профессионала - восприятие собственной роли в качестве профессионала (к

примеру, я - руководитель, я - эксперт, я - методолог и пр.), выбираемые им

стратегии - применительно, к примеру, к бизнес-сфере мы можем выбирать

стратегию избегания или стратегию управления рисками, что будет обуславливать

как наши дальнейшие шаги, так и самовосприятие и восприятие внешним

окружением, и чувственный, эмоциональный аспект - то, как мы ощущаем себя в

данной «я-позиции».

В формирующей среде наиболее активно реализуются наши «я-позиции» в

качестве личности и профессионала, через призму других мы видим себя, через

внутренний  диалог  и  рефлексию  анализируем,  формируем  осознание

собственного профессионального «я». Таким образом «я-позиция» всегда

включает в себя способ интерпретации реальности, к примеру, произошедшего

события, способов влияния на ситуацию, эмоционального восприятия данной

ситуации [2]. я-позицию профессионала - уникальная группа концепций,

18

стратегий и чувств/ощущений, выражающихся через голос в диалоге с другими

голосами [3].

Включаясь во внешние диалоги (здесь - одной форм для профессионалов в

различных областях может служить дискуссионная площадка), либо включаясь в

игровое моделирование ситуации студент примеряет на себя роль будущего

специалиста, расширяет границы восприятия, видит модели и слышит опыт

старших, а опытный профессионал - учится гибко реагировать на изменения

внешней среды, менять собственные «я-позиции» в соответствии с требованиями

внешней среды и для решения проблемных ситуаций, что позволяет в условиях

совместной  деятельности  формировать  сообщества  и  аккумулировать

интеллектуальный капитал.

Именно формирующая среда в данном аспекте создает соответствующую

атмосферу развития компетенций и условия для раскрытия потенциала и таланта

человека, предоставляя возможности для личностного и профессионального

роста.

Список литературы

1. Германс Х М Я как общество и-позиции: диалогическом подход к консультированию. Журнал гуманистической консультирования. 2015

2. Монерео C Комплексный диалогичным метод исследования личности учителя строительство. Анализ профессионального роста. Университат де Барселона. 2014

3. Монерео, К., Вайс, C. Альварес Изменение университетских преподавателей идентичность: Обучение на основе театрализованных инцидентов. 2013

4. Деркач, A.A. Психолого-акмеологические основы и средства оптимизации личностно-профессионального развития будущих специалистов. М.: Изд-во РАГС, 2010.

5. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии. Изд. 2-е, испр. и доп. / Н.В.Кузьмина. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.

6. Лепский, В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. -М.: 2010.

7. Соловьев, О. И. Развитие профессионала в акмеологической среде. М.: 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?