ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены основные понятия управления проектами. Описана форма тройственной ограниченности, демонстрирующая баланс между содержанием проекта, стоимостью и временем его реализации при заданной функциональной полноте и требуемом уровне качества. Представлены базовые общенаучные подходы и методы управления проектами, включая: методы на основе законов диалектики, общенаучные методы исследования, эмпирические методы, методы моделирования, методы теории систем.

Ключевые слова:
общенаучные методы, подходы, управление проектами
Текст

Управление проектами, как одна из форм целевой управленческой деятельности применительно к уникальному процессу, состоящему из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринимаемой для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающей ограничения по срокам, стоимости и ресурсам, имеет множество определений.

В общем случае управление проектами представляет собой составную часть менеджмента как управления социально экономической системой, его прикладное направление (рис.1) [1, c. 239].

Рис.1. Взаимосвязь функционального менеджмента с направления деятельности предприятия и направлениями развития прикладного менеджмента.

В качестве базового определения управления проектами традиционно рассматривают определения, предложенные в стандартах PMBоK и P2M .

Так, согласно стандарту Project Management Body of Knowledge (PMBоK) управление проектами (project management) представляет собой область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг).

Согласно другому стандарту (P2M - «A Guide book of Project and Program Management for Enterprise Innovation») управление проектами представляет собой сочетание науки и искусства, которые используются в профессиональных сферах проекта, чтобы создать продукт проекта, который бы удовлетворил миссию проекта путем организации надежной команды проекта, эффективно сочетающей технические и управленческие методы, создает наибольшую ценность и демонстрирует эффективные результаты работы.

Таким образом, в общем случае управление проектами представляет собой область практической деятельности, при которой определяются и достигаются цели проекта и обеспечивается его эффективность за счет использования рациональных технологий в условиях обеспечения сбалансированности между объемом затрачиваемых ресурсов (трудовыми, финансовыми, материальными, энергетическими, временными и др.), качеством процессов и результатов, и сопутствующими рисками.

При этом результатом проекта может быть, как продукция (от результатов научных и маркетинговых исследований, проектно-конструкторская и технологическая документация на новое изделие, разработанные для заказчика до конечных изделий), являющаяся предметом купли продажи, так и решение разных внутренних производственных задач (разработка новых технологий, повышение качества продукции и эффективности организации труда, оптимизация финансовых потоков и т.д.).

Ранее в работе «Проект как базовая форма развития современной экономики»уже был рассмотрен проект как объект управления. С исторических позиций была описана роль проектов в развитии экономики и научно-технического прогресса. Был показан процесс перехода от проблемно-ориентированного к проектно-ориентированному подходу в управлении [2, c.58-71].

Принципы управления проектами нашли отражение в работах [3, c. 300-304], [4, c. 94-100].

В то же время характеристика общенаучных методов управления проектами (в отличие от специализированных методов) не нашла должного отражения в научной литературе.

В основе современных методов управления проектами лежат методики структуризации работ и сетевого планирования, разработанные в 1930-1950-х годах в США [1, c. 498].

В основе описания любого проекта лежит классическая форма тройственной ограниченности, демонстрирующая баланс между содержанием проекта, стоимостью и временем его реализации при заданной функциональной полноте и требуемом уровне качества (рис. 2) [5, c. 34].

Рис. 2. Классическая форма тройственной ограниченности для управления проектом

Как любое начинание проект должен протекать и достигать финала с учетом определенных ограничений. Классически эти ограничения определены как содержание проекта, время и стоимость. Они также относятся к треугольнику управления проектами, где каждая его сторона представляет ограничение. Изменение одной стороны треугольника влияет на другие стороны. Дальнейшее уточнение ограничений выделило из содержания качество проекта, превратив его в четвертое ограничение. Подобную детализацию можно продолжить, выделяя из содержания проекта риски его реализации, научно-технический задал (для исследовательских проектов), приобретенный управленческий опыт и т.д.

Существуют и иные подходы к описанию управления проектами. В частности, выделяется подход, в котором рассматриваются следующие три ограничения: финансы, время и человеческие ресурсы. Но при этом закон изменения сторон треугольника, присущий предыдущей системе ограничений (содержание - стоимость - время) сохраняется. Так, при необходимости сократить сроки (время) можно увеличить количество занятых людей для решения проблемы, что непременно приведет к увеличению бюджета (стоимости). За счет того, что эта задача будет решаться быстрее, можно избежать роста бюджета проекта, уменьшая затраты по другим статьям затрат по проекту.

Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления проектами. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных, или специфических, методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых в рамках проектов.

Основу системы методов, используемых в управлении проектами, составляет общенаучная методология, сочетающая в себе группы методов, представленные в табл.1 [5, c. 36].

Таблица 1

Методологическая основа управления проектами

Группа методов

Состав методов

1

Методы на основе законов диалектики

 

Метод на основе закона перехода количественных изменений в качественные

Метод на основе закона единства и борьбы противоположностей

Метод на основе закона отрицания отрицания

2

Общенаучные методы исследования

Методы анализа и синтеза

Методы индукции и дедукции

Метод восхождения от абстрактного к конкретному

Метод единства логического и исторического

Метод исследования на основе конкретно-исторического подхода

Метод социологических исследований

3

Эмпирические методы

Метод сравнения

Метод наблюдения

Метод эксперимента

Метод аналогии

4

Методы моделирования

Метод формализации

Методы теории вероятности и математической статистики

Методы экономико-математического моделирования и прогнозирования

5

Методы теории систем

Методы на основе системного подхода

Методы на основе комплексного подхода

 

 

Рассмотрим подробнее методы, представленные в табл.1.

Метод на основе закона перехода количественных изменений в качественные предусматривает исследование процессов перехода от незначительных, скрытых (неявных), постепенных количественных изменений к значимым, явным качественным изменениям, которые наступают закономерно, вследствие постепенного накопления количественных изменений, что как раз и присуще деятельности по управлению проектами. При этом качественные изменения в отличие от количественных происходят не постепенно, а быстро - посредством скачкообразного перехода исследуемого объекта из одного состояния в другое. Переход исследуемого объекта из одного состояния в другое сопровождается сменой линейного закона незначительных количественных изменений нелинейным законом качественных изменений. В целом закон перехода количественных изменений в новое качество представляет собой момент закона развития мер [6].

Метод на основе закона единства и борьбы противоположностей направлен на изучение процессов развития объективного мира посредством раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение и взаимосвязь которых, с одной стороны, характеризует исследуемую систему как нечто целое и качественно определенное. С другой стороны, этот закон характеризует векторы и интенсивность (импульсы) изменения исследуемой системы, ее развитие, переходы в новые качественные состояния.

Взаимоотношение противоположностей в составе проекта как объекта управления, являющегося единым целым, выступает как диалектическое противоречие, которое и составляет суть закона единства и борьбы противоположностей. Таким образом, диалектический принцип противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их противоречивость. Противоречия нельзя отделить от единства противоположностей. Каждая из диалектических противоположностей невозможна объективно, и немыслима без другой, без внутреннего отношения к ней, «...как невозможно иметь в руке целое яблоко после того, как съедена его половина» [7, с. 70].

Метод на основе закона отрицания отрицания, предполагает, что исследование процессов развития объекта (в данном случае проекта) происходит исходя из закона диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового - новейшим. И так далее, в результате чего развитие исследуемого объекта сочетает цикличность и преемственность. При этом диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части отживших свойств объекта, которые уже не нужны и приносят не пользу, а вред. В то же время прежние полезные свойства объекта сохраняются. Именно они определяют существование объекта в настоящее время, и являются фундаментом для наращивания принципиально новых свойств, благодаря чему и происходит переход объекта на новую ступень развития. Таким образом, при движении исследуемого объекта в процессе развития из старого состояния в новое, а из нового в новейшее, осуществляется восходящее цикличное движение объекта по спирали.

Исследование связей старого и нового состояния объекта в процессе развития, их борьбу и взаимное превращение друг в друга позволяет понять возможные методы разрешения противоречий, сопровождающие смену качественного состояния объекта при диалектическом отрицании старого новым.

Методы анализа и синтеза как методы научного познания предполагает реальное или мысленное разложение исследуемого объекта на компоненты с целью последующего мысленного объединения этих компонентов в различных вариантах в целостный объект и выбора наилучшего варианта для реального объединения рассматриваемых компонентов в целостный объект (что часто и реализуется при управлении проектами).

Основные виды осуществления анализа и синтеза как методов научного исследования при управлении проектами приведены в табл.2.

Таблица 2

Основные виды осуществления анализа и синтеза как методов научного исследования

Способ осуществления

Метод научного исследования

Анализ

Синтез

1

Прямой

Предполагает расчленение непосредственного содержания исследуемого объекта - от системных понятий к блочным, от блочных к фрагментарным, от фрагментарных к элементарным (дедуктивное ограничение)

Предполагает переход от элементарных понятий к фрагментарным, от фрагментарных - к блочным, от блочных к системным (индуктивное обобщение).

 

2

Возвратный (регрессивный)

Предполагает при исследовании фактов как результатов реализации каких-то событий переход к анализу возможных причин, породивших эти факты

Предполагает направление хода исследования от фактов, полученных в ходе предварительного анализа отдельных элементов системы к мысленному построению новой системы с одновременной оценкой ожидаемых результатов (эффектов)

3

Поступательный (прогрессивный)

Предполагает аналитические исследования следствий, вызванных интересующими причинами

Ход исследования направлен от причинных оснований к следствиям

 

Методы научной индукции представляют собой технологии установления причинных связей между явлениями. Учитывая специфику методов научной индукции, впервые описанных Ф. Бэконом [8], следует отметить их достаточно широкое использование при управлении проектами.

Состав и характеристики основных методов научной индукции приведены в табл. 3.

Таблица 3

Основные методы научной индукции

Метод

Характеристика метода

1

Метод сходства

Основывается на том, что если два и более случаев, каждый из которых вызывает исследуемое явление, имеют какое-либо одно общее обстоятельство, то это общее обстоятельство является вероятной причиной искомого явления

2

Метод различия

Основывается на сравнении двух случаев, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом - не наступает. При этом если первый случай отличается от второго только одним обстоятельством, то, вероятно, именно это обстоятельство является причиной, влияющей на реализацию исследуемого явления.

3

Объединённый метод сходства и различия

Представляет собой комбинацию метода сходства и метода различия, когда путем анализа множества случаев, применительно к исследуемому явлению, обнаруживают в них как сходное, так и различное

4

Метод сопутствующих изменений

Используется при анализе сходных случаев, когда изменение одного обстоятельства в исследуемом явлении каждый раз сопровождается изменением другого обстоятельства. На этом основании делается вывод о причинной связи между двумя изменяющимися обстоятельствами, обуславливающими исследуемое явление

5

Метод остатков

Основан на установлении причины, вызывающей определенную часть сложного следствия исследуемого явления, когда причины остальных частей этого следствия уже установлены

6

Статистическое обобщение

Метод неполной индукции, в котором содержится количественная информация о частоте распределения некоторого признака для определенного класса исследуемых объектов (явлений), именуемого популяцией, а любой подкласс из популяции - образцом, выборкой или пробой. Таким образом, статистическое обобщение - это метод индукции, позволяющий перейти от образца к популяции.

 

Метод дедукции отражает способ научного исследования, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Для управления проектами такой вывод по правилам логики особенно актуален, поскольку в нем цепь умозаключений о частном случае, реализуемом в проекте (например, пилотном), формируется звеньями, связанными отношением логического следования.

В широком смысле метод дедукции исходит из аксиом и гипотез, имеющих характер общих утверждений, к следствиям из посылок, теоремам. Дедукция - основное средство доказательства. При этом логика заключается в том, что если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Таким образом, дедукция является основным средством доказательства истинности того или иного гипотетического утверждения, проверяемого, например, в рамках исследовательского проекта.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ изучения действительности, предполагающий последовательный переход от абстрактных и односторонних представлений о ней ко всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении и практике, на что, собственно и нацелено управление проектами.

Для реализации метода восхождения от абстрактного к конкретному используются понятия абстрактного, конкретного и их взаимосвязи, представленные в табл. 4.

Таблица 4

Понятия абстрактного, конкретного и их взаимосвязи

Понятие

Содержание понятия

1

 

Конкретное

Реальный объект, действительность во всем богатстве ее содержания

Отражение действительности, конкретное научное знание о ней, являющееся результатом чувственного восприятия и мышления

2

Абстрактное

Процесс мышления, связанный с отвлечением от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами

Интегральное восприятие объекта, при котором агрегировано воспринимаются его общие свойства, в том числе посредством множества различных чувственных восприятий

3

Взаимосвязь абстрактного и конкретного

Движение от конкретного к абстрактному (от частного к общему, от фактов к обобщениям) - движение мысли от конкретных объектов познания, данных в их чувственном восприятии, к абстракциям

Восхождение от абстрактного к конкретному - получение представлений о реальной действительности посредством осмысления полученных абстракций

 

Метод единства исторического и логического основан на принципе развития, включающего в себя процесс становления законов в соответствующей области. Этот метод направлен на построение модели развивающейся системы, сочетающей исторические и логические аспекты, что присуще проектному управлению.

Поскольку метод единства исторического и логического может быть эффективно применён лишь тогда, когда изучаемый процесс уже привёл к возникновению той качественной определённости изучаемых объектов, история которых отображена в логической модели их развития, этот метод и нашел применение в управлении проектами.

С одной стороны, согласно принципу единства исторического и логического, логическое отображение развития системы не может точно соответствовать реальному процессу ее развития, т.е. действительной истории изучаемой области. С другой стороны, логическая модель, выявляя только необходимые связи, обеспечивает в рамках управления проектами определение всего множества внутренних факторов управляемой системы и специфических законов ее функционирования.

Методы на основе конкретно-исторического подхода играют важную роль в изучении и решении проблем управления проектами. В соответствии с этими методами каждое явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления можно выделить стадии его жизненного цикла: проектирование и создание; рост; зрелость; завершение. Очевидно, что цели, а, следовательно, и проблемы управления на этих стадиях управления проектами различаются, и довольно существенно. Это вызывает необходимость выбора из всего арсенала методов наиболее соответствующих объективным условиям, отражающим циклическое (или «возрастное») состояние объекта управления. Поэтому при анализе проблем, связанных с управлением проектами, важны такие параметры, как время начала проекта и основные события, связанные с его развитием. При этом на каждом этапе необходимо понимать перспективы развития проекта, возможности использования наработок проекта в последующих проектах и т.д.

Методы социологических исследований используются в решении проблем, связанных с людскими ресурсами, задействованными в проекте, с определением их роли в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного в проекте плана мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала проекта, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры, сложившемся под воздействием структурного состава кадров и других факторов реализации проекта. С этой целью широко применяют интервью и анкетные опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и факторов группового поведения и др. Все это дает необходимую информацию, на основании которой можно прогнозировать реакцию персонала проекта на те или иные решения, а также управлять поведением как отдельных индивидов, так и групп людей, чтобы обеспечить реализацию необходимых решений в рамках проекта.

Метод сравнения как универсальный логический прием познания, посредством которого устанавливается по определенному характерному признаку равенство или различие исследуемых объектов и явлений путем их сопоставления позволяет в рамках управления проектами при помощи сравнений, заимствованных из других проектов, выявлять причины и следствия, устанавливать закономерности, взаимосвязи явлений и процессов, природу их развития и степень достижения эффективности в использовании в рамках проекта материальных, трудовых (в том числе интеллектуальных), финансовых ресурсов и иных ресурсов.

Метод наблюдения представляет собой описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта с целью его изучения в определённых условиях.

Классификация вариантов реализации метода наблюдения приведена в табл.5.

Таблица 5

Классификация вариантов реализации метода наблюдения

Признак классификации

Варианты реализации метода наблюдения

1

Систематичность

Несистематическое наблюдение

Систематическое наблюдение

2

Охват объектов

Сплошное наблюдение

Выборочное наблюдение

3

По форме наблюдения

Осознанное наблюдение

Неосознанное внутреннее наблюдение

Неосознанное внешнее наблюдение

Наблюдение окружающей среды

 

Основные этапы исследования, реализуемые с использованием метода наблюдения, приведены на рис. 3.

Рис. 3. Основные этапы исследования, реализуемые с использованием метода наблюдения.

К основным преимуществам метода наблюдения, предопределяющими его использование при управлении проектами, следует отнести:

  • непосредственный охват и фиксацию процессов поведения исследуемого объекта, что особенно важно при реализации проекта;
  • возможность одновременного охвата поведения ряда объектов, связанных с исследуемым объектом, а также влияния поведения исследуемого объекта на решение тех или иных задач, на характер взаимодействия заинтересованных лиц и т.д.;
  • оценить готовность объектов и субъектов, окружающих исследуемый объект к наблюдаемым изменениям;
  • многомерности охвата изменений параметров наблюдаемого объекта;
  • оперативность получения информации о результатах наблюдения, позволяющая изменить программу исследования методом наблюдения, что особенно важно при реализации проекта;
  • относительная простота и дешевизна метода наблюдения;
  • возможность изменения (корректировки) целей проекта исходя из результатов наблюдения.

Метод эксперимента. Экспериментирование как метод, с помощью которого в рамках проектов можно сравнительно быстро и эффективно решать многие управленческие проблемы, получило широкое признание среди руководителей и менеджеров. Многие управленческие нововведения требуют экспериментальной проверки. В самом общем виде эксперимент можно трактовать как научно поставленный опыт, проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления проектом.

Ценность управленческого экспериментирования состоит не только в его практической направленности на решение проблем управления проектами, но и в том, что оно служит источником новых идей, гипотез, теоретических положений, т.е. позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики управления.

Метод аналогии в общем случае представляет собой способ исследования предметной, математической или абстрактной системы, отображающей (имитирующей) принципы внутренней организации исследуемого объекта, особенностей его функционирования. Этот метод применяется в случаях, когда непосредственное изучение объекта по разным причинам (в нашем случае причина - проектирование), затруднено. С помощью метода аналогии в процессе познавательного мышления реализуются разнообразные функции, обеспечивающие агрегированное объяснение (описание по образу аналогии) поведения исследуемого объекта и связанные с ним гипотезы.

Умозаключения, возникающие при использовании модели аналогии, являются гипотетическими, истинность или ошибочность которых, в дальнейшем, обнаруживается по мере реализации проекта.

Одним из наиболее распространенных вариантов метода аналогии является метод синектики (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов) У.Дж. Гордона.

У.Дж. Гордон рассматривал аналогию в качестве основного инструмента обучения, служащим связующими звеньями между хорошо известной, проверенной и новой информацией [9, c. 127]. Аналогии дают возможность обучаемым или исследователям сопоставить известные ранее факты и личный опыт с информацией, которая появилась в данный момент. Проводя подобные аналогии исследователь, используя различные связи между предметами и явлениями, формирует предположения относительно возникновения того или иного явления или процесса.

Использование метода синектики способно обеспечить большие преимущества при принятии решений в рамках проектов. С одной стороны, благодаря этому методу аналогий законченные, целостные мысли, способные привести проект в тупик, отвергаются. С другой стороны, ведется активное обсуждение проблем в виде метафор, смутно просматриваемых, слабо очерченных образов, что позволяет методом аналогии анализировать самые зыбкие варианты реализации проекта.

Этапы и содержание метода синектики представлены в табл.6.

Таблица 6

Этапы и содержание метода синектики

Этап

Содержание

Особенности этапа

1

Постановка задачи

Фактически это вопрос перевода  незнакомых объектов и явлений в знакомые методом аналогии. Подобное понимание позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным вариантам решений. То есть существенно упрощает решение проблемы.

На начальном этапе при понимании  проблемы необходимо исходить из того, что большинство из проблем не являются новыми и имеют аналоги. Осмыслив эти проблемы необходимо сформировать потенциал для того, чтобы, исходя из вариантов решения аналогичных проблем, выйти на новые, более эффективные решения.

2

Перевод задачи

Решение вопроса обратного первому этапу – перевод знакомого в незнакомое. Любая известная задача, решаемая в рамках проекта применительно к конкретным условиям места и времени выявляет незнакомые, особенные черты решения.

 

У. Гордон писал: «Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества».Очень важно увидеть проблему под разными углами зрения. Тогда и в понятных на первый взгляд вещах можно выявить неисследованные, необъяснимые особенности, требующие творческого поиска.

3

Выявление вопросов, требующих поиск аналогий

Опираясь на собственный опыт, исследователь ищет потенциальные аналоги для решаемого вопроса (задачи)

Фактически речь идет о выявлении неясных вопросов в рамках проекта, ответы на которые могут быть найдены при использовании аналогий.

4

Поиск аналогий

Использование одного из трех присущих синектике  механизмов использования аналогий: личная аналогия, прямая аналогия или символическая аналогия

Использование указанных механизмов поиска аналогий как орудий активизации творческого процесса базируется:

– на применении

индивидуального подхода, отстраненного от механистического, стереотипного анализа (личная аналогия);

– на выявлении в своем опыте, исходя из классических подходов, подобий того, что требуется создать (личная аналогия);

– на обобщенных, абстрактных аналогиях, когда требуется в парадоксальной форме кратко сформулировать суть явления или процесса (символическая аналогия).  

5

Оформление решения задачи

Решение задачи с использованием выбранной аналогии

Речь может идти как о новой задаче, так и об известной задаче, решаемой с использованием  новой технологии

 

Метод формализации представляет собой способ получения формальной системы как объекта управления из содержательной математической теории. Это один из основных методов доказательств теорий, используемых в управлении проектами, который предполагает выполнение этапов, представленных в табл.7.

Таблица 7

Алгоритм реализации метода формализации

Этап реализации метода

Содержание метода

1

Символизация исходной математической теории

Все положения теории записываются в подходящем логико-математическом языке L

2

Дедуктивный анализ теории и выделение аксиом

Выделение тех положений теории, из которых логически выводятся предложения по развитию теории

3

Присоединение аксиом в их символические записи к подходящему, основанному на языке L, логическому исчислению

Получение формальной системы, являющейся объектом точного математического изучения

 

Методы моделирования нашли широкое применение в управлении проектами, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность и после практического применения в рамках проекта и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т.п.

Методы теории вероятности и математической статистики представляют собой математические методы, позволяющие изучать закономерности случайных явлений (событий и величин), реализуемые в рамках проектов, их свойства и операции над ними при управлении проектами.

Методы экономико-математического моделирования и прогнозирования обслуживают большой класс задач управления проектами, включая применение экономико-математических методов как комплекса экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения в рамках проектов процессов и явлений, в том числе:

  • базовые экономико-математические методы (теория экономико-математического моделирования, теория оптимизации экономических процессов и т.д.);
  • методы прикладной статистики и эконометрики (выборочный метод; метод дисперсионного анализа; метод корреляционного анализа; метод регрессионного анализа; метод многомерного статистического анализа; метод факторного анализа; методы эконометрического моделирования (анализ временных рядов: статистическое оценивание параметров; статистическая проверка гипотез; распознавание образов;) теория индексов и др.);
  • методы математической экономики и эконометрики (теория экономического роста, включая модели макроэкономической динамики; теория производственных функций: теории межотраслевого баланса (статические и динамические); теории национальных счетов, интегрированных материально-финансовых балансов; теории анализа спроса и потребления: теории регионального и пространственного анализа; теории глобального моделирования и др.);
  • методы принятия оптимальных решений, включая исследование операций (оптимальное математическое программирование: линейное программирование; нелинейное программирование: динамическое программирование; дискретное (целочисленное) программирование; блочное программирование; дробно-линейное программирование; параметрическое программирование; сепарабельное программирование; стохастическое программирование: геометрическое программирование; методы ветвей и границ; сетевые методы планирования и управления; программно-целевые методы планирования и управления; теория и методы управления запасами; теория массового обслуживания; теория игр: теория решений; теория расписаний);
  • экономико-математические методы управления плановой экономикой (оптимальное планирование; народнохозяйственное планирование; перспективное и текущее планирование; отраслевое и региональное планирование; теория оптимального ценообразования; модели материально-технического снабжения и др.);
  • экономико-математические методы управления в конкурентной экономике (модели рынка и свободной конкуренции; модели делового цикла; модели монополии, дуополии, олигополии; модели индикативного планирования; модели международных экономических отношений: модели теории фирмы);
  • методы экономической кибернетики (системный анализ экономики; теория экономической информации, включая экономическую семиотику; теория управляющих систем, включая теорию автоматизированных систем управления);
  • методы экспериментального изучения экономических явлений (экспериментальной экономики): математические методы планирования и анализа экономических экспериментов: методы машинной имитации и стендового экспериментирования; «деловые игры».

Системный подход применяется как способ упорядочения управ¬ленческих проблем в рамках проектов, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

Комплексный подход является специфической формой конкре¬тизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления проектами в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. И если системный подход представляет собой в первую очередь способ видения объекта или проблемы, то комплексность - это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.

Результаты обобщения особенностей использования перечисленных общенаучных методов в управлении проектами представлены в табл. 8.

Таблица 8

Обобщение особенностей использования общенаучных методов в управлении проектами

Метод

Особенности применения при управлении проектами

1

Метод на основе закона перехода количественных изменений в качественные

Обеспечивает при управлении проектами исследование процессов перехода от незначительных, скрытых (неявных), постепенных количественных изменений к значимым, явным качественным изменениям, которые наступают закономерно, вследствие постепенного накопления количественных изменений.

2

Метод на основе закона единства и борьбы противоположностей

Взаимоотношение противоположностей в составе проекта как объекта управления, являющегося единым целым, выступает как диалектическое противоречие, которое и составляет суть закона единства и борьбы противоположностей.

3

Метод на основе закона отрицания отрицания

Предполагает, что исследование процессов развития процессов в рамках проекта как объекта управления происходит исходя из закона диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового - новейшим, и так далее, в результате чего развитие управляемого проекта как исследуемого объекта сочетает цикличность и преемственность.

Исследование связей старого и нового состояния объекта в процессе развития, их борьбу и взаимное превращение друг в друга позволяет понять возможные методы разрешения противоречий, сопровождающие смену качественного состояния объекта при диалектическом отрицании старого новым.

4

Методы анализа и синтеза

Предполагают реальное или мысленное разложение исследуемого объекта при управлении проектом на компоненты с целью последующего мысленного объединения этих компонентов в различных вариантах в целостный объект и выбора наилучшего варианта для реального объединения рассматриваемых компонентов в целостный объект.

5

Метод научной индукции

Представляет собой технологию установления причинных связей между процессами и явлениями, исследуемыми в рамках проекта с целью управления ими.

6

Методы научной дедукции

Способ научного исследования в рамках проекта, при котором цепь умозаключений о частном случае, реализуемом в проекте (например, пилотном), формируется звеньями, связанными отношением логического следования путём выведения из общего.

7

Метод восхождения от абстрактного к конкретному

Представляет собой способ изучения действительности, предполагающий последовательный переход от абстрактных и односторонних представлений о ней к всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении и практике, на что, собственно и нацелено управление проектами.

8

Метод единства логического и исторического

Нашел применение в управлении проектами потому, что этот метод может быть эффективно применён лишь тогда, когда изучаемый в рамках проекта процесс приводит к возникновению той качественной определённости изучаемых объектов, история которых отображена в логической модели их развития.

9

Метод исследования на основе конкретно-исторического подхода

Рассмотрение проекта в динамике с выделением стадий его жизненного цикла (разработка, рост, зрелость, завершение) требует учета особенностей управления проектом на этих стадиях управления с учетом оценки на каждом этапе перспектив развития проекта, возможностей использования наработок проекта в последующих проектах и т.д.

10

Метод социологических исследований

Используется в решении проблем, связанных с людскими ресурсами, задействованными в проекте, с определением их роли в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного в проекте плана мероприятий, в прогнозировании реакции персонала проекта на те или иные решения, а также в управлении поведением как отдельных индивидов, так и групп людей, чтобы обеспечить реализацию необходимых решений в рамках проекта.

11

Метод сравнения

Позволяет в рамках управления проектами при помощи сравнений, заимствованных из других проектов, выявлять причины и следствия, устанавливать закономерности, взаимосвязи явлений и процессов, природу их развития и степень достижения эффективности в использовании в рамках проекта материальных, трудовых (в том числе интеллектуальных), финансовых и иных ресурсов.

12

Метод наблюдения

К основным преимуществам метода наблюдения, предопределяющими его использование при управлении проектами, следует отнести: непосредственный охват и фиксацию процессов поведения исследуемого объекта, что особенно важно при реализации проекта; возможность одновременного охвата поведения ряда объектов, связанных с исследуемым объектом, а также влияния поведения исследуемого объекта на решение тех или иных задач, на характер взаимодействия заинтересованных лиц и т.д.; возможность оценить готовность объектов и субъектов, окружающих исследуемый объект к наблюдаемым изменениям; многомерность охвата изменений параметров наблюдаемого объекта; оперативность получения информации о результатах наблюдения, позволяющая изменить программу исследования методом наблюдения, что особенно важно при реализации проекта; относительную простоту и дешевизну метода наблюдения; возможность изменения (корректировки) целей проекта исходя из результатов наблюдения.

13

Метод эксперимента

Многие управленческие нововведения требуют экспериментальной проверки - реализации научно поставленного опыта, проводимого на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления проектом. Ценность управленческого экспериментирования состоит не только в его практической направленности на решение проблем управления проектами, но и в том, что оно служит источником новых идей, гипотез, теоретических положений, т.е. позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики управления.

14

Метод аналогии

В общем случае представляет собой способ исследования предметной, математической или абстрактной системы, отображающей (имитирующей) принципы внутренней организации исследуемого объекта, особенностей его функционирования, и применяется в случаях, когда непосредственное изучение объекта по разным причинам затруднено, поэтому и осуществляется в рамках проекта.

15

Метод формализации

Представляет собой способ получения формальной системы как объекта управления из содержательной математической теории и является одним из основных методов доказательств теорий, используемых в управлении проектами.

16

Методы теории вероятности и математической статистики

Представляют собой математические методы, позволяющие изучать закономерности случайных явлений (событий и величин), реализуемые в рамках проектов, их свойства и операции над ними при управлении проектами.

17

Методы экономико-математического моделирования и прогнозирования

Обслуживают большой класс задач управления проектами, включая применение экономико-математических методов как комплекса экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения в рамках проектов процессов и явлений, в том числе: базовые экономико-математические методы; методы прикладной статистики и эконометрики;

методы математической экономики и эконометрики; методы принятия оптимальных решений; экономико-математические методы управления плановой и конкурентной
экономикой; методы экономической кибернетики; методы экспериментального изучения экономических явлений.

18

Методы на основе системного подхода

В рамках проектов позволяют струк­турировать проблемы, определять цели их разрешения, выбирать рациональные варианты, устанавливать взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

19

Методы на основе комплексного подхода

Позволяют как способ междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности рассматривать проблемы управления проектами в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы.

 

Таким образом, в выполненном исследовании с учетом тройственной ограниченности условий выполнения проекта, отражающей необходимость соблюдения баланса между содержанием проекта, стоимостью и временем его реализации при заданной функциональной полноте и требуемом уровне качества, проведена систематизация методов, используемых в управлении проектами, и составляющих основу общенаучной методологии. Показано, что основными группами методов, составляющих методологическую основу управления проектами, инвариантными к направленности проекта, его масштабам, и др., являются:

  • методы на основе законов диалектики;
  • общенаучные методы исследования;
  • эмпирические методы;
  • методы моделирования;
  • методы теории систем.
Список литературы

1. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: КНОРУС, 2016. - 696 с.

2. Тебекин А.В. Проект как базовая форма развития современной экономики. // Маркетинг и логистика. 2016. № 4 (6). С. 58-71.

3. Тебекин А.В. Принципы управления инновационными проектами. // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 3. С. 300-304.

4. Тебекин А.В., Арсланов Р.Ф. Принципы управления проектами в таможенных органах. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 3 (20). С. 94-100.

5. Тебекин А.В., Широкова Л.Н., Сурат И.Л. Управление инновационными проектами. Монография. - М.: Риалтекс, 2014. - 126с.

6. Кикель П.В., Сороко Э.М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов. - Минск : БГПУ, 2006. - 266 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 21, 1969.

8. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М.: Мысль, 1974.-175 с.

9. Цезерани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности. М: Гранд-Фаирю, 2005. - 224 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?