ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИЗАМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX В.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье подвергается анализу российская финансовая политика, направленная на эффективность налогообложения, в условиях модернизации, в частности, косвенных налогов, которые составляли основной источник доходов в государственном бюджете Российской империи в XIX в. Раскрывается необходимость создания единого центрального финансового органа управления косвенными налогами, основой которых являлись акцизы. Рассматриваются проблемы изменения организации управления сахарного акциза в финансовой системе Российской империи во второй половине XIX в. на центральном и местном уровнях. Представлены характеристики центральных финансовых органов и местного заведования сахарным акцизом, в условиях прямого подчинения центральным органам управления Министерства финансов сахарным акцизам. Определены основы взаимодействия местных финансовых органов управления сахарным акцизом с губернаторами и губернаторскими, уездными управленческими структурами по вопросам организации обложения и взимания сахарного песка туземного приготовления акцизом, в условиях изменения его законодательной базы. Статья в основном опирается на первоисточники, часть из которых впервые вводится в оборот.

Ключевые слова:
финансовая система, косвенный налог, акцизы, акцизная система,акцизное управление
Текст

Российская империя в XIX в. переживала реформаторскую перестройку многих сфер жизнедеятельности государства и общества. Коренным изменениям подверглась и финансовая система, является основой экономической деятельности государства. С середины XIX в. российская финансовая система в процессе модернизации ориентировалась на ведущий европейский опыт [1], где доминировали идеи приоритетности косвенных налогов, но особенно важные изменения происходили с середины 1880-х годов [4, 6, 7, 9]. На фоне высоких финансовых потребностей российское государство в основе косвенного налогообложения устранило устаревшую откупную систему и ввело более прогрессивную акцизную, так как имеющиеся в государстве косвенные налоги (более всего в виде пошлин) были разрознены и не приносили стабильного дохода в казну.  

В российскую финансовую систему акцизы были введены Е.Ф. Канкриным (министр финансов России 1823–1843 гг.). В то время, когда в Европе акцизы были крайне непопулярны по причине их распространения на товары первой необходимости. В некоторых странах Европы, таких как Англия, Франция синонимами акциза служили выражения «дурной налог», «дурная повинность». Тем не менее, акциз – это косвенный налог на любые предметы потребления, производимые внутри страны по выбору того или иного государства. Привлекательность акцизов для государственной власти в рамках налоговой системы состоит в отсутствии  необходимости создавать большой аппарат взимания, так как акциз уплачивается непосредственно при покупке облагаемых товаров, по этой причине «…из всех систем взимания косвенных налогов известными экономистами признана лучшею, по простоте и рациональности, система чисто акцизная»[13]. В дореволюционной России акцизы занимали важное место в бюджете страны, опережая доходы от прямогообложения [8, 10].

Появление первого акциза в России в 1838 г. на табак, затем в 1848 г. на сахар выявило очевидную проблему в организации необходимого контроля над производителями подакцизных товаров. При этом, министр финансов России Н.Х. Бунге в отличие от европейского опыта считал, что косвенному обложению в России должны подвергаться предметы второстепенной важности,и в том числе по этой причине Н.Х. Бунге отменил, тяжелый для населения, соляный налог. Эти перемены в налоговой системе требовали создания эффективного налогового аппарата,как в центре, так и на местах. 

Вначале XIX в. косвенные налоги в России взимались Департаментом разных податей и сборов МФ (МФ – министерства финансов), вместе с тем некоторые службы налогового дела были распределены по различным ведомствам, так с введением соляного акциза заведование соляным доходом по-прежнему оставалось за Департаментом горных и соляных дел. Такая организация акцизного управления отличалась своим несовершенством и разрозненностью.

4 июня 1861 г. в государственном управлении была введена акцизная система, а в 1863 г. начались преобразования в акцизном управлении. Департамент разных податей и сборов был разделен на два самостоятельных финансовых органа: Департамент окладных сборов по заведованию прямыми налогами; Департамент неокладных сборов по заведованию косвенными налогами. Основу косвенного налогообложения к середине XIX в. составляли акцизы. Акциз – это налог на продукты внутреннего потребления, производимый отечественным производством, взимаемый государством, в конечном итоге, с потребителя, но через производителя.

Департамент неокладных сборов занимался управлением акцизных поступлений в государство. Акцизная система «была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением»[14, с. 153]. Объектами акцизного обложения, в то время, являлись свеклосахарное производство (с 1848 г.), винокурение (с 1861 г.), производство табака (с 1865 г.), осветительных нефтяных масел (с 1859 г.), спичек, питей и до 1861 г. существовал налог на соль, который окончательно был отменен 23 ноября 1880 г., «а также гербовые, крепостные, канцелярские и прочие неокладные сборы» [13, с. 412].

Таким образом, Департамент неокладных сборов стал налоговым органом центральной финансовой администрации управления акцизными доходами, которые во второй половине XIX в. составляли главный источник государственных средств. 

В области местной финансовой администрации преобразования отличались коренными изменениями: «заведовавшие акцизными доходами органы ставятся не только в губернии, но и в уезде в положение самостоятельное, непосредственно зависимое от центральной финансовой администрации» [13, с. 418].

Департамент неокладных сборов имел штат с функциональными обязанностями центральных органов налогового акцизного управления. Во главе этого ведомства стояли образованные люди с развитыми деловыми качествами. Профессиональная репутация сотрудников Министерства финансов занимала ведущее место в их работе.

Департаменту неокладных сборов Министерства финансов подчинялись губернские и окружные акцизные управления. Таким образом, в губерниях, а при малом числе заводов в нескольких губерниях учреждалось губернское акцизное управление, в уездах – окружное акцизное управление. Отметим, что четкая организация за обложением и взиманием акцизов на местах, возникла значительно раньше, чем в прямом налогообложении [2, 3]. В состав губернского акцизного управления входили: управляющий, его помощник, ревизор и канцелярия, а вокружное входили надзиратель и его помощник, уезды могли быть разделены на участки для осуществления надзора помощниками надзирателя. Данное управление вполне можно назвать единоличным, отсюда от управляющего требовалось сосредоточение в своих руках значительной власти над всеми подчиненными, по этой причине он имел право на увольнение всех подчиненных лиц по собственному усмотрению. Для этого управляющим губернскими акцизными управлениями необходимо было обладать высокими профессиональными качествами, тем более что подчинение губернского акцизного управления происходило непосредственно Министерству финансов. Губернатор же имел в отношении акцизного управления только общие полномочия без вмешательства в распоряжения акцизного управления, которое зависело исключительно от Министерства финансов. Только лишь в случае явного беспорядка в акцизном управлении губернатор должен был донести Министерству финансов. Губернатор должен был должностным лицам акцизного управления оказывать содействие в использовании местных органов полиции, но в пределах инструкции Министерства финансов по взаимодействию с Министерством внутренних дел. «Таким образом, на местах все акцизы постепенно объединялись в ведение совершенно самостоятельных органов финансового управления, имевших своих представителей, как в губернии, так и в уездах». При этом необходимо отметить, что окладные сборы, в отличие от неокладных, не смогли приобрести самостоятельного положения в системе налогообложения Российской Империи.

Особого внимания заслуживает взимание сахарного акциза. Еще в 1860 г. была учреждена должность главного инспектора свеклосахарных заводов по акцизной части, обязанности которого определялись в Уставе об акцизе с сахарного песка туземного приготовления 1863 г. Главный инспектор следил за правильностью исчисления сахарного акциза свеклосахарного производства, фиксировал введение на сахарных заводах новых способов добывания сахарного песка, вел личный ежегодный контроль сахарных заводов с ведением статистики сахарного производства. В его распоряжении было 11 инспекторов, технолог и секретарь. Инспекторы в период работы сахарных заводов, заведовали определенными для них районами.

Казенные палаты следили за поступлением акциза и административных взысканий за нарушение Устава [11].

После передачи сахарного акциза в Департамент неокладных сборов местное управление осталось в неизменном виде до октября 1864 г., а с 1июля 1865 г. произошло упразднение должности главного инспектора сахарных заводов с введением местного управления по сбору сахарного акциза в общий состав акцизного управления, а 12 марта1874 г. рассмотрение дел по нарушениям устава о сахарном акцизе было возложено на управляющих акцизными сборами и снято с казенных палат. Необходимо заметить, что тоже произошло и в отношении табачного акциза.

В Уставе об акцизе с сахарного песка туземного приготовления 1863 г. были введены некоторые определенности по штатному управлению сахарным акцизом Департамента неокладных сборов.

Курское губернское акцизное управление включало все уезды Курской губернии и три волости Сумского уезда Харьковской губернии: Белопольская, Прорубская, Ворожбянская.  До 1885 г. в состав Курского акцизного управления входили пять акцизных округов. А в июне 1885 г. один из округов был упразднен, но в тоже время был образован акцизный округ по надзору за 14–ю сахарными заводами. Разделение губернии на акцизные округа не всегда было экономически обоснованно. В одни акцизные округа входило большое количество подакцизных предприятий, а в другие меньшее. Исходя из этого, шло постоянное перераспределение предприятий между акцизными округами. В целях экономии по содержанию управленческого аппарата Главное управление неокладных сборов предписанием предложило ликвидировать окружные акцизные управления. Но губернское акцизное управление доказало необходимость их существования, произведя незначительную их реорганизацию.

Курское акцизное управление было одним из крупнейших управлений страны по объему работ. В 1909 г. под контролем курского акцизного управления находились 37 винокурильных заводов,дрожже-винокуренный завод, 23 сахарных завода, 11 спирто-очистительных, 10 пиво–медоваренных, 1 водочный, 8 фруктовых заводов, 3 табачных и 5 гильзовых фабрик. В целях разгрузки по огромному объему канцелярской работы было принято решение о ликвидации сахарного акцизного округа с 1 сентября 1909 г., а  все дела по сахарной промышленности передать непосредственно губернскому акцизному управлению.

В связи с Первой мировой войной, круг обязанностей чиновников акцизного ведомства был значительно сокращен, правительство готовило реформу податного обложения, т.е. планировалось перейти от неокладных сборов к прямым налогам. Стоит отметить, что штат Курского акцизного управления оставался на прежнем положении, несмотря на призыв в Армию 38 служащих. А 1 ноября 1918 г. акцизная система согласно декрету СНК была ликвидирована.

Таким образом, мы видим, в России существовала довольно строгая система центральных финансовых органов. Взиманием прямых и косвенных налогов в конце XIX – начале XXв. занималась особая вертикальная структура административных органов во главе с Министерством финансов, включавших в себя департаменты по всем статьям государственного дохода[5].

Список литературы

1. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России[Текст] / В.П. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацилло. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 296 с.

2. Кравцова Е.С. «Податные инспекторы близко стоят к народному карману, но руки их чисты»: взаимоотношения налогоплательщиков с податной инспекцией в России на рубеже XIX-XX столетий [Текст] / Е.С. Кравцова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2007. - № 4(10). - С.12-22.

3. Кравцова Е.С. Вопросы реформирования института податной инспекции в России в феврале-октябре 1917 г. [Текст] / Е.С. Кравцова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - №3. - Т.4. - С. 210-219.

4. Кравцова Е.С. История сбора налогов в Российской провинции на рубеже XIX-XX столетий [Текст] / Е.С. Кравцова // Курск: Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. мед.ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - 2007.

5. Кравцова Е.С. Модернизация налоговой системы России [Текст] / Е.С. Кравцова // Автореферат диссертации на соискании ученой степени доктора исторических наук. Юго-Западный государственный университет. - 2011.

6. Кравцова Е.С. Модернизация налоговой системы России: 1885 - 1917 гг. [Текст] / Е.С. Кравцова // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Курск, 2011.

7. Кравцова Е.С. Налоги в России в конце XIX- начале XX веков (на примере Курской губернии) [Текст] / Е.С. Кравцова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Курск, 2003.

8. Кравцова Е.С. Налоговая система России в конце XIX - начале XX в [Текст] / Е.С. Кравцова // Преподавание истории в школе. - 2009. - №5. - С. 44-47.

9. Кравцова Е.С. Опыт организации налогового дела в России в конце XIX - начале XX столетия [Текст] / Е.С. Кравцова // Курск: Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. мед.ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - 2010.

10. Кравцова Е.С. Особенности налоговой системы России на рубеже XIX - XX вв. [Текст] / Е.С. Кравцова // Преподавание истории в школе.

11. Кравцова Е.С. Проблема функционирования местных финансовых органов-казенных палат (конец XIX в. - 1918 г.) [Текст] / Е.С. Кравцова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - №6(116). - С.150-154.

12. Министерство финансов. 1802-1902[Текст]. Т. I. - СПб.: Изд-е Минфина, 1902. - 640 с.

13. РГИА. Ф. 571. Оп. 8. Д. 14. Л. 3 (об.).

14. Толкушкин А.В. История налогов в России[Текст] / А.В. Толкушкин. - М: HOMO FABER, 1997. - 231 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?