В представленной статье анализируются характеристики, проблемы и перспективы развития общего образовательного пространства СНГ. На примере высшего образования автор делает вывод о том, что до настоящего времени общее образовательное пространство еще не создано. Несмотря на нормативную правовую базу и наличие институтов, ответственных за формирование ООП, в странах СНГ затруднено признание документов об образовании, нет общих подходов к стандартам и оценке качества образования, нет системы академической мобильности, свободного доступа к высшему образования представителей разных сран. Перспективы ООП СНГ зависят от согласованной политики государств в отношении русского языка, как языка ООП СНГ; проведения совместных научных исследований учёными стран СНГ и публикации результатов на русском языке; развития системы академической мобильности студентов и преподавателей. Необходимо понимать и формировать мотивацию обучения в ООП, которая зависит от оценки студентами своих жизненных перспектив и привлекательности образа жизни в странах СНГ. Статья основана на личном опыте автора по развитию международных образовательных программ, содержит экспертную оценку ООП, предложения и рекомендации.
общее образовательное пространство СНГ, интернационализация, русский язык, конкурирующие языки образовательного пространства
1. Агаркова Д.А., Фомина М.Г. Генезис системы образования в странах Совета Европы: процесс формирования Болонской системы // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Том 10. - № 3. - С. 161 - 168.
2. Белорусы все больше интересуются учебой за границей. - URL: http://naviny.by/rubrics/society/2011/12/07/ic_media_video_116_6261
3. Ветрова А.А., Бурлина Т.А. Эффективное управление учебным процессом на основе анализа опыта участия зарубежных и российских вузов в Болонском процессе // Фундаментальные исследования. - 2013. - Том 2. - № 11. - С. 309 - 314.
4. Ермакова Ю.В. Инновационные процессы в учреждениях высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятиями. - 2014. - Том 5. - № 1. - С. 72 - 90.
5. Журавлева Л. А. Перспективные направления развития государственной образовательной политики в России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Том 11. - № 3. - С. 118 - 125.
6. Исаев А.В., Поповичева Н.Е. Формирование и развитие образовательного кластера как механизма регионального развития // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 226 - 231.
7. Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. - URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1478.
8. Леонтьева Н.А. Модернизация системы высшего образования в России: количественные и качественные преобразования // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2. (38). - С. 50 - 55.
9. Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. Модернизация систем управления образовательными учреждениями и ориентиры развития системы профессионального образования // Наука 21 века: вопросы, гипотезы,ответы. - 2015. - № 2 (11). - С. 52 - 62.
10. Стать студентом Гарварда: белорусы делятся опытом обучения в США. - URL: http://linkstorage.ru/paper/1066
11. Языковая политика стран СНГ: положение русского языка. - URL: https://www.foreignpolicy.ru/analyses/yazykovaya-politika-stran-sng-polozhenie-russkogo-yazyka/