ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОРНО-ХИМИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ
Рубрики: МЕНЕДЖМЕНТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам стратегического управления на предприятиях горно-химического комплекса России. Выявлены основные проблемы современного стратегического управления на горно-химических предприятиях. Определены особенности стратегического управления горно-химическими компаниями в условиях кризиса.

Ключевые слова:
стратегическое управление, горно-химические компании, проблемы, условия кризиса
Текст

Объектом стратегического управления являются экономические системы различных уровней – крупные корпорации, малые и средние компании, различные учреждения, коммерческие и некоммерческие организации, а также отрасли промышленности, промышленные комплексы, регионы, народное хозяйство и государство в целом. 

В наши дни стратегическое управление является ключевым фактором, позволяющим компаниям успешно выживать в усложняющихся экономических и рыночных условиях, но, несмотря на это, зачастую можно наблюдать отсутствие стратегичности в действиях многих компаний, что часто ведет к их поражению в конкурентной борьбе[1].

Более ярко отсутствие стратегического управления проявляется в следующих двух формах. Первая их них – когда организации, осуществляющие стратегическое управление, исходят из того факта, что внешние окружение не будет претерпевать каких-либо изменений. Попытки составления долгосрочных стратегических планов, не учитывающих изменения внешней среды, без их своевременной актуализации –признаки нестратегического управления. Вторая форма нестратегического управления – разработка программы действий с анализа внутренних возможностей и ресурсов компании. При таком подходе компания зачастую не может достичь желаемых целей, так как их достижение во многом зависит от потребностей потребителей, поведения конкурентов, рыночных и отраслевых тенденций [3].

Кроме того, стратегия динамична. Необходимо постоянно актуализировать и пересматривать стратегию, успевая за изменениями, происходящими в деловом мире и в самой компании. Источником конкурентного преимущества в современных условиях становится гибкая стратегия, которая будет сложна для воспроизведения конкурентами.

При этом необходимо не просто копирование методов и инструментов стратегического управления, которые описаны в отечественной и зарубежной литературе, а также их адаптация и соотношение с реальными условиями работы конкретной компании[5]. 

Конечно, само по себе стратегическое управление не может гарантировать успех в деятельности компании, однако систематическое использование инструментов и методов планирования и управления может создать целый ряд важнейших преимуществ для компании. В современных условиях ведения бизнеса актуальность стратегического управления возрастает с каждым годом.

На настоящий момент на уровне промышленных предприятий довольно часто применяются современные инструменты стратегического управления, например, такие как SWOT-анализ, PEST-анализ, построение стратегических матриц, экспертные методы и др. [2]. 

Вопросы стратегического управления также крайне актуальны для компаний горно-химического комплекса. Необходимо отметить, что ввиду особенностей развития рыночных отношений, первыми горно-химическими компаниями, уделившими особое значение стратегическому управлению, стали зарубежные крупные корпорации, особенно американские. Это связано, в первую очередь, с эффективным развитием практики стратегического управления. 

Сегодня стратегическое управление играет огромную роль в деятельности горно-химических компаний России, хотя не все компании придерживаются принципа прозрачности, что затрудняет проведение анализа аспектов стратегического управления. 

Кроме того, в рамках стратегического управления в условиях кризиса необходимо объективно оценивать сложившуюся ситуацию и определить уже существующие проблемы стратегического управления и вероятность появления новых. [6]

Одним из основных акцентов стратегического управления горно-химическими компаниями в условиях кризиса должна стать частичная переориентация на внутренний рынок, что позволит в какой-то мере сгладить колебания в состоянии внешней среды на мировых рынках. Кроме того, подобная ориентация позволит горно-химическому комплексу соответствовать стратегии имортозамещения, элементы которой постепенно внедряются в экономическое развитие страны.

В рамках такой стратегии необходимо решить следующие задачи: во-первых, необходимо создание высокоэффективных сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих производство конкурентоспособной по цене и качеству продукции, а, во-вторых, необходимо создание правового поля для обеспечения эффективной конкуренции отечественных производителей на мировом и национальном рынках.

Список литературы

1. Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире [Текст] /К. Астапов// Проблемы теории и практики управления. - 2005.- №2.-C.90-94.

2. Гендон А.Л. Проблемы развития горно-химических компаний России [Текст] /А.Л. Гендон // Федерализм. -2015.- №3(79).-C. 85-94.

3. Ефремова Е.И. Мошенничество в организации - методы борьбы [Текст] /Е.И Ефремова //Лизинг. - 2014.- № 9. -С. 60-66.

4. Комаревцева О.О. Разработка комплексной программы по привлечению инвестиций в регион агропромышленного типа на основе модернизации инвестиционной политики (на примере Орловской области) [Текст] /О.О. Комаревцева// Экономические исследования. - 2013. - № 3(13).-C.6-7.

5. Руденко Г.Г. Повышение эффективности трудовой деятельности персонала на основе его оценки [Текст] / Г.Г. Руденко, В.В. Павлова // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2013.- № 2. -C. 23-24.

6. Савицкий Д.В. Оценка синергического эффекта в стратегическом управлении организацией [Текст] /Д.В. Савицкий// Анализ и современные информационные технологии в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства: сб. тр. науч.-практич. конф.-М.: Аудитор, 2016. - С. 348-352.

7. Титова Е.Н. Основные принципы «старообрядческого менеджмента» XIX века [Электронный ресурс] / Е.Н. Титова // URL: http://naukaru.ru/journal/article/view/18909

8. Трифонова Е.Ю. Модель выбора стратегии промышленных предприятий в условиях кризиса [Текст] / Е.Ю. Трифонова, Ю.А Коновалов // Российское предпринимательство. - 2010. - № 4 (1-156). - C. 52-57.

9. Тулаева В.А. Методические аспекты оценки экономической устойчивости предприятия под влиянием внутренних и внешних факторов [Текст] /В.А. Тулаева // Экономические исследования. - 2014. - №4 (14).- С.10-11.

Войти или Создать
* Забыли пароль?