МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ: ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Рубрики: ЭКОНОМИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Несмотря на то, что антикризисное управление и по характеру требуемых знаний, и по сути используемых подходов изначально является в значительной степени продуктом синтеза различных дисциплин, междисциплинарным аспектам и взаимосвязям, как представляется, уделяется недостаточное по глубине и по широте охвата внимание. Зарубежная литература последних лет позволяет несколько шире взглянуть на ряд и теоретических, и практических аспектов кризис-менеджмента в широком контексте дисциплин и проблематик. Полноценный междисциплинарный подход к антикризисному управлению мог бы стать важной частью как отечественной исследовательской работы и подготовки кадров, так и практики в сфере антикризисного управления. В настоящей статье рассмотрены одни из самых важных междисциплинарных связей антикризисного управления с риск-менеджментом, корпоративным руководством, макроэкономическими шоками, концепциями стейкхолдеров и корпоративной социальной ответственности, информационными технологиями, новой институциональной экономической теорией, концепциями из социологии и психологии. Перечень категорий, моделей, частных концепций и теорий из различных предметных областей, с которыми тесно взаимосвязано антикризисное управление, по мнению зарубежных исследователей, достаточно широк. Во взаимосвязи с проблемами антикризисного управления в настоящей статье рассмотрены: интегрированный риск-менеджмент, холистический риск-менеджмент, COSO-подход, моральный риск, злоупотребление информационной асимметрией, оппортунизм, отрицательный отбор, ограниченная рациональность, модели распространения банкротств в зависимости от макроэкономических факторов, модели влияния международной интеграции и глобализации на динамику банкротств, модели эпидемии в кризис-менеджменте, социологическая концепция менеджмента катастроф, стейкхолдерская теория кризис-менеджмента, концепция репутационного ущерба кризиса, высокочастотная торговля финансовыми инструментами, концепция организационного обучения, концепция «организационного повествования». Эти и иные междисциплинарные концепции служат своего рода книгой рецептов, которые могут быть применены с той или иной степенью релевантности к различным кризисным ситуациям в компании. Можно предположить, что, при прочих равных условиях, антикризисное управление, использующее междисциплинарный арсенал, будет более результативным и адаптивным, чем более ограниченный подход, опирающийся исключительно на ядро антикризисного управления: экономический анализ, правовое регулирование, основы менеджмента и маркетинга.

Ключевые слова:
антикризисное управление, кризис-менеджмент, риск-менеджмент, междисциплинарный подход
Текст


Значимость мевдисциплинарного подхода для антикризисного управления

Антикризисное управление и в русскоязычной, и зарубежной литературе является сейчас в достаточной степени устоявшейся областью экономико-управленческих знаний и практик. Но несмотря на то, что сердцевина этой дисциплины представляется всеми единообразно, на внешних ее контурах идет взаимодействие с множеством других дисциплин, необязательно экономических, управленческих и правовых, но также социологических, психологических, информационных и других. Поэтому есть все основания дискутировать относительно предметной области кризис-менеджмента в широком смысле этой дисциплины.

Действительно, с одной стороны, можно говорить об антикризисном управлении в узком смысле. Здесь антикризисное управление выступает просто как совокупность финансово-хозяйственных подходов, мер и некоторых юридически значимых стадий, которые позволяют при благоприятном исходе вывести компанию из кризисного положения, первостепенно восстановив ее платежеспособность и обеспечив надлежащую защиту интересов ее кредиторов.

Вместе с тем, с другой стороны, можно и нужно говорить об антикризисном управлении в расширительной трактовке. Это связано в первую очередь с тем, что у предприятия может быть целый спектр кризисных ситуаций и тенденций, которые далеко не в первую очередь связаны с его текущей платежеспособностью. Эти неблагоприятные тенденции могут быть связаны с влиянием широкого спектра факторов — макроэкономических, регулятивных, микроэкономических, институциональных, отраслевых, организационных, технико-технологических, информационных,

 

Список литературы

1. Aabo Т., Hansen M.A., and С. Pantzalis (2012) Corporate foreign exchange speculation and integrated risk management//Managerial Finance, Vol. 38, Issue 8, pp. 729-751.

2. Aebi, V. (2012) Rise management, corporate governance, and bank performance in the financial crisis // Journal of Banking and Finance, Vol. 36, Issue 12, p. 3213.

3. Alpaslan СМ., Green S.E., and I.I. Mitroff(2009) Corporate Governance in the Context of Crises: Towards a Stakeholder Theory of Crisis Management// Journal of Contingencies and Crisis Management, Vol. 17, Issue 1, pp. 38-49.

4. Arya, P.B. (2012) Integrated Risk Management Practices // International Journal of Knowledge and Research in Management and E-Commerce, Volume 2, Issue 2, pp. 8-12.

5. Brown L, Denning S., el al (2005) Storytelling in organizations: Why storytelling is transforming the 21st century organization and management. Oxford, UK: Elsevier.

6. Coombs, W. T. (2007) Protecting organization reputation during a crisis: The development and application of situational crisis communication theory // Corporate Reputation Review, Vol. 10, Issue 3, pp. 163-176.

7. Davis, D. (2005) Crisis management: Combating the denial syndrome // Computer Law and Security Report, Vol. 21, Issue 1, pp. 68-73

8. Deverell E. and E. -K. Olsson (2010) Organizational culture effects on strategy and adaptability in crisis management // Risk Management, Vol. 12, Issue 2, pp. 116-134.

9. Dillon R.I. and CH. Tinsley (2008) How near-misses influence decision making under risk: A missed opportunity for learning// Management Science, Vol. 54, Issue 8, pp. 1425-1440.

10. Dreman, D. (2012) High Frequency Follies // Forbes, January 16, P. 63.

11. Fachlenbrach R. andR.M. Stulz (2011) Bank CEO incentives and the credit crisis // Journal of Financial Economics, Vol. 99, Issue 1, pp. 11-26.

12. Farmer, R.E.A. (1985) Implicit Contracts with Asymmetric Information and Bankruptcy: The Effect of Interest Rates on Layoffs // The Review of Economic Studies, Vol. 52, No. 3, pp. 427-442.

13. Fassin Y.andD. Gosseft´» (2011) The Collapse of aEuropeanBank in the Financial Crisis: AnAnalysis from Stakeholder and Ethical Perspective // Journal of Business Ethics, Vol. 102, Issue 2, pp. 169-191.

14. Gilpin D.R. andPJ. Murphy (2008) Crisis Management in a Complex World. New York: Oxford University Press. 210 pp.

15. Guo J., Wu X., and N. Li (2007) The Dynamic Analysis of the Development of Enterprise Crisis Management // Science Research Management, Vol. 28, Issue 1, pp. 89-96.

16. Guo L, Wu X., and Y. Yang (2009) Study on Mechanism of Enterprise Group´s Crisis Management Based on the Epidemic Contagion Dynamic Model // Third International Conference on Genetic and Evolutionary Computing, pp. 717-720.

17. Harada N. and N. Kageyama (2011) Bankruptcy dynamics in Japan //Japan and the World Economy, Vol. 23, pp. 119-128.

18. Heller V.L. and J.R. Darling (2011) Toyota in crisis: denial and mismanagement // Journal of Business Strategy, Vol. 32, Issue 5, pp. 4-13.

19. Humphery-Jenner, M. (2012) The Governance and Performance of Chinese Companies Listed Abroad: An Analysis of China´s Merits Review Approach to Overseas Listings // Journal of Corporate Law Studies, Vol. 12, Number 2, October, pp. 333-365.

20. Jaques, T. (2007) Issue management and crisis management: An integrated, non-linear, relational construct // Public Relations Review, Vol. 33, Issue 2, pp. 147-157.

21. Jaques, T. (2010) Reshaping crisis management: the challenge for organizational design // Organizational Development Journal, Vol. 28, Issue 1, pp. 9-17.

22. Kopp D. M, Nikolovska I., Desiderio K.P., and J.T. Guterman (2011) "Relaaax, I Remember the Recession in the Early 1980s...": Organizational Storytelling as a Crisis Management Tool // Human Resource Development Quarterly, Vol. 22, No. 3, pp. 373-385.

23. Linsley P.M. and R.E. Slack (2012) Crisis Management and an Ethic of Care: The Case of Northern Rock Bank // Journal of Business Ethics, April 2012.

24. Macey J. R. (2008) Corporate governance: promises kept, promises broken. Princeton University Press.

25. Miller K.D. and H.G. Waller (2003) Scenarios, Real Options and Integrated Risk Management // Long Range Planning, Vol. 36, No. 1, pp. 93-107.

26. Mio C. and M. Fasan (2012) Does Corporate Social Performance Yield Any Tangible Financial Benefit During a Crisis? An Event Study of Lehman Brothers // Corporate Reputation Review, Vol. 15, Issue 4, pp. 263-284.

27. Muammer, Zerenler; Atil Bilge F; Derya Ozihan (2007): The Impact of Using Information Technologies on Crisis Management Success in Small and Medium Sized Enterprises, The Business Review, Cambridge; volume: 8.

28. Muelbroek, L.K. (2005) A Senior Manager´s Guide to Integrated Risk Management // Journal of Applied Corporate Finance, Vol. 14, Issue 4, pp. 56-70.

29. Pang, A. (2012) Towards a crisis preemptive image management model // Corporate Communications: An International Journal, Vol. 17, Issue 3, pp. 358-378.

30. Pargendler, M. (2012) The Unintended Consequences of State Ownership: The Brazilian Experience // Theoretical Inquiries in Law, Vol. 13, Issue 1, P. 503.

31. Pearson CM. (2010) Dawn R. Gilpin and Priscilla J. Murphy: Crisis Management in a Complex World // Administrative Science Quarterly, Vol. 55, Issue 1, pp. 170-171.

32. Pirson M. andS. Turnbull (2011) Corporate Governance, Risk Management, and the Financial Crisis: An Information Processing View // Corporate Governance: An International Review, Vol. 19, Issue 5, pp. 459-470.

33. Philippe, C. (2010) Handbook of Risk Management: Implementing a Post Crisis Corporate Culture. Wiley: Hoboken, NJ, USA. P. 288.

34. Qijun J. andZ. Cong (2008) An Empirical Study on the Crisis Management about Food Enterprises Based on Corporate Social Responsibility.

35. Rotheli, T.F. (2010) Causes of the financial crisis: Risk misperception, policy mistakes, and banks´ bounded rationality//The journal of socio-economics, Vol. 39, Issue 2, pp. 119-126.

36. Schenker-Wicki A., Inauen M., andM. Olivares (2010) Unmastered risks: From crisis to catastrophe: An economic and management insight // Journal of Business Research, 04/2010, Vol. 63, Issue 4, pp. 337-346.

37. Scholes, M.S. (2000) Crisis and Risk Management // The American Economic Review, Vol. 90, No. 2, Papers and Proceedings of the One Hundered Twelfth Annual Meeting of the American Economic Association (May 2000), pp. 17-21.

38. Stanton, Т.Н. (2011) Governance implications of the global financial crisis: United States experience // Public Organization Review, Vol. 11, Issue 1.

39. Taleb, NN. (2007) The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. London: Penguin Books.

40. Thynne, I. (2011) Symposium Introduction: The Global Financial Crisis, Governance and Institutional Dynamics // Public Organization Review, Vol. 11, Issue 1, pp. 1-12.

41. Vatsa, K. S. (2004) Risk, vulnerability, and asset-based approach to disaster risk-management // International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. 24, Issue 10/11, p. 1-48.

42. Veil, S.R. (2011) Mindful learning in crisis management // Journal of Business Communication, Vol. 48, No. 2, pp. 116-147.

43. Walton, E. (2011) The Effective Chair-CEO Relationship // The Corporate Board, May/June, pp. 15-22.

44. Wang, Z. (2012) Corporate Governance Under State Control: The Chinese Experience // Theoretical Inquiries in Law, Vol. 13, Issue 1, pp. 487-502.

45. Ward, S. (2003) Approaches to Integrated Risk Management: A Multi-Dimensional Framework // Risk Management, Vol. 5, No. 4, pp. 7-23.

46. Weber, B. (2011) High Frequency Trading: The growing threat of rogue trading //Business Strategy Review, Vol. 22, Issue 2, pp. 50-53.

47. Ye, G. (2010) High Frequency Trading Models + Website: Technology, Algorithms, Implementation. Wiley: Hoboken, NJ, USA, P. 338.

48. Zambon, E. el al (2007) A Model Supporting Business Continuity Auditing & Planning in Information Systems, Second International Conference on Internet Monitoring and Protection (ICIMP 2007) IEEE Computer Society.

49. Zinkin, J. (2010) Challenges in implementing corporate governance: whose business it anyway? John Wiley and Sons (Asia), Singapore.

50. Alonso-Almeida M.M. and Bremser K. (2013) Strategic responses of the Spanish hospitality sector to the financial crisis // International Journal of Hospitality Management, Vol. 32, March 2013, pp. 141-148.

51. Elliott D. et al (2005) Crisis management and services marketing//Journal of Services Marketing, Vol. 19, Issue 5, pp. 336-345.

52. Baxter R. et al (2013) Enterprise Risk Management Program Quality: Determinants, Value Relevance, and the Financial Crisis // Contemporary Accounting Research, 16 APR

53. Mattoo A. and I. Borchert (2010) The Crisis Resilience of Services Trade // The Service Industries Journal, Volume 30, Issue 13/14, pp. 2115-2136.

Войти или Создать
* Забыли пароль?