НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается значение нефинансовой отчетности для аналитического обеспечения корпоративного управления. Классифицируются нефинансовые показатели для каждой группы стейкхолдеров, анализируются законодательные требования, предъявляемые к нефинансовой отчетности, в разных странах. А также анализируется уровень раскрытия аналитической информации на примере отечественных и зарубежных организаций.

Ключевые слова:
стейкхолдеры, нефинансовая отчетность, аналитическое обеспечение корпоративного управления, система Bloomberg, ПАО «Северсталь», ОАО «Евраз»
Текст

Научный руководитель: Никифорова Н.А., канд. экон. наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, e-mail: NANikiforova@fa.ru

 

Стейкхолдерская теория - одно из наиболее популярных направлений в стратегическом анализе. Впервые данная теория была описана Р.Э. Фриманом в 1984 году в книге «Стратегический менеджмент: стейкхолдерский подход». Она провозглашает, что цели фирмы не заканчиваются исключительно получением прибыли ее собственников. Для успешного развития необходимо также учитывать мотивы и потребности широкого круга заинтересованных лиц, которые непосредственно связаны с фирмой или чьи интересы затрагивает деятельность организации. Таким образом, к стейкхолдерам организации относятся следующие лица: Собственники, Инвесторы, Кредиторы, Покупатели, Поставщики, Сотрудники, Государство, Местное сообщество.

Для информирования заинтересованных сторон о деятельности организации раскрывают данные и публикуют отчетность. В России на законодательном уровне Министерством финансов РФ закреплено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственными предприятиями. Однако данная отчетность охватывает интересы не всех стейкхолдеров и отражает исключительно финансовые показатели. Для более полного понимания положения организации необходимо представлять также нефинансовую отчетность (таблица 1).

Таблица 1

Данные, включаемые в нефинансовые отчеты

Показатели

Коэффициенты

Стейкхолдеры

Экономические

· Производительность труда

· Инвестиции в капитал

Инвесторы

Кредиторы

Воздействие на окружающую среду

· Прямые и косвенные выбросы

· Отходы производства

· Энергопотребление

· Использование воды

Местное сообщество

Государство

Социальные

· Текучесть кадров

· Травматичность производства

· Защита прав человека и трудовых прав

· Показатели дискриминации

Сотрудники

Государство

Корпоративное управление

· Структура Совета Директоров (СД)

· Независимость СД

· Разнообразие СД

· Посещаемость собраний СД и комитетов при СД

Инвесторы

Кредиторы

Сотрудники

Цепочка создания стоимости

 

Покупатели

Поставщики

Государство

Главные бенефициары составления нефинансовой отчетности - собственники и менеджеры, получающие обширные данные для анализа, что поможет выявить слабые места организации, принять меры по их устранению и составить стратегию. Также можно будет сравнить себя с конкурентами и лидерами отрасли на глобальном уровне.

 

Нефинансовая отчетность, разумеется, содержит нефинансовые показатели. Они бывают весьма разнообразными и зависят от вида экономической деятельности организации, компании. Разрабатывая стратегию качества руководители компаний должны ответить на разные вопросы относительно показателей качества. Организация, ориентированная на успех, должна постоянно уделять внимание этим параметрам. Однако предоставление качественной услуги означает также управление ожиданиями. Поскольку высокие ожидания - это палка о двух концах (особенно если их не удается оправдать), нередко отсутствие негативного опыта не менее полезно, чем наличие позитивного. И это все тоже относится к нефинансовым параметрам деятельности организаций. [9].

Бизнес, как и мир, становится все более открытым, этичным и заботящимся об окружающей среде, и это непосредственно отражается на результатах организаций, следующих этим тенденциям. По исследованию A.T.Kearney фирм из 18 отраслей, предприятия, следующие принципам устойчивого развития, имели большую выручку и капитализацию в среднем на 650 млн. долл. выше других компаний [2].

В мире инициатива по выпуску нефинансовой отчетности идет со стороны регулирующих органов. В Дании, Франции, Норвегии и Сингапуре уже на законодательном уровне введены требования к крупным компаниям по составлению нефинансовых отчетов. В Испании и Швеции все государственные организации обязаны представлять отчет об устойчивом развитии. В США, Великобритании, ЮАР и Индии местные биржи также предъявляют данные условия. Всесторонняя отчетность публичных компаний поддерживается и развивается независимой организацией «Глобальная инициатива по отчетности» (GRI), составляющей руководства по созданию социальной отчетности, которая включает раскрытие информации в экономической, социальной и экологической областях и затрагивает вопросы корпоративного управления, использования ресурсов, наносимого вреда окружающей среде, прав человека, местных сообществ и другие.

В России за создание практики по составлению нефинансовой отчетности отвечает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). РСПП представляет интересы бизнеса и меры по его развитию. Он также занимается вопросами социальной ответственности и сотрудничает с GRI в данной сфере. Во всем мире более 3000 компаний на ежегодной основе публикуют нефинансовую отчетность [3]. В российском бизнесе данная практика все еще не распространена, однако имеет положительную тенденцию (таблица 2).

Таблица 2

Публикация нефинансовых отчетов в России с 2000 года

Дата

Количество отчетов

Количество компаний

Конец 2009

196

74

Начало 2014

469

113

Начало 2016

635

160

 

Отечественный бизнес преимущественно составляет социальные отчеты (269) или отчеты об устойчивом развитии (204), однако все большее распространение получает наиболее современная форма отчетности - интегрированный отчет (87). Основными поставщиками нефинансовых отчетов являются крупные организации, в первую очередь имеющие бизнес-активы за рубежом или котирующиеся на иностранных фондовых биржах, однако доля таких компаний по-прежнему отстает от среднего уровня. По исследованию КПМГ, из 100 крупнейших компаний России только 57 публикуют такие данные, в то время как в среднем по миру этот показатель составляет 71 % [4].Также с наступлением кризиса в экономике прослеживается тенденция по непубликации некоторыми компаниями нефинансовых отчетов за 2014 год, несмотря на то, что до этого на протяжении как минимум нескольких лет эти данные раскрывались.

Одной из проблем нефинансовых отчетов является некоторая закрытость этих данных. Публикуемые данные зачастую не полностью отражены в отчетах, а также плохо структурируемы, поэтому их сложно сравнивать с другими компаниями и лучшими практиками. А данные в профессиональных системах, таких как Bloomberg, Thomson Reuters и других доступны в основном только участникам рынка ценных бумаг. Тем не менее, нефинансовые показатели необходимо публиковать в интересах стейкхолдеров. Рассмотрим некоторые показатели в разрезе заинтересованности отдельных стейкхолдеров по данным, публикуемым в терминале Bloomberg.

Раскрытие экологической информации в части выбросов в атмосферу, потребления энергии и воды позволяет сделать выводы о реальных мерах, принимаемых организациями в части борьбы с загрязнением, также это поможет отслеживать соблюдение нормативных требований государства по выбросам и отходам, в том числе с помощью общественного контроля. Например, у одного из крупнейших автоконцернов в мире «Фольксваген» оценка раскрытия экологических данных неуклонно растет и находилась на уровне 62,79 балла в 2014 году. У российских же компаний этот показатель существенно ниже, несмотря на большее влияние на окружающую среду. Например, для одного из лидеров сталелитейной промышленности - ПАО «Северсталь» за последние 5 лет этот показатель не превышал 20,16 балла, а в 2014 году опустился и вовсе до 9,30. У другой металлургической компании -ОАО «Евраз» раскрытие экологической информации оценивается в 30,23 балла.

Раскрытие социальной информации такой, как текучесть кадров, средний возраст работников, затраты на обучение сотрудников может повлиять на выбор той или иной организации в качестве работодателя. Несмотря на это, в России зачастую до сих пор невысокий спрос на какие-либо факторы помимо зарплаты со стороны многих работников. Показателен случай на ОАО «Автоваз», когда новый президент БуАндерссон, проведя некоторые меры по улучшению условий труда на заводе, попросил узнать мнение рабочих о его действиях, они ответили, что им все равно[5]. У «Фольксваген» оценка раскрытия социальных данных также растет и находилась на уровне 66,67 балла в 2014 году. У ПАО «Северсталь» максимальный за последние 5 лет показатель составлял 45,61 балла, а в 2014 году рухнул до 12,28, а для ОАО «Евраз» этот показатель равнялся 49,12 баллам.

Раскрытие информации по корпоративному управлению дает инвесторам и кредиторам важную информацию о качестве и независимости топ-менеджмента организации, что особенно важно в нынешней ситуации, когда падает российская экономика, напряженная международная обстановка и существуют затруднения с доступом к рынкам дешевого капитала. В данной сфере отечественные организации наиболее полно раскрывают свои данные и обычно находятся наравне с иностранными компаниями. У «Фольксваген» оценка раскрытия данных по управлению стабильна и находилась на уровне 55,36 балла в 2014 году. У ПАО «Северсталь» за последние 5 лет этот показатель достигал 57,14 балла, а в 2014 году - 51,79, а для ОАО «Евраз» этот показатель равнялся также 51,79 балла. Однако раскрытие этих данных также можно улучшить, особенно в части компенсации высшему менеджменту. Данный вопрос особенно актуален в российских реалиях, когда основной акционер по совместительству является и руководителем организации. Например, 79,17 % акций ПАО «Северсталь» сконцентрировано в руках Алексея Мордашова. По итогам 2014 года для повышения максимизации стоимости для акционеров был предпринят ряд мер, в частности, повышение дивидендов до 50% от чистой прибыли. В 2015 было объявлено, что А. Мордашов уйдет с поста генерального директора и станет председателем совета директоров. Однако по дальнейшим планам организации уровень дивидендных выплат скорее всего будет возвращен обратно на уровень в 25%. Следовательно, именно Мордашов является основным бенефициаром повышения дивидендных выплат.

Несмотря на существующие планы государства по раскрытию нефинансовых данных: поэтапное раскрытие информации крупными государственными предприятиями и крупными частными компаниями с активами свыше 1 и 15 млрд руб. соответственно, - на взгляд автора, возможно применить эту меру и для среднего бизнеса. В первую очередь, необходимо обязательное раскрытие всех данных организациями, получающими государственные дотации. Также возможно облегчение ситуации в моногородах - серьезной проблемы отечественного общества. В соответствии с распоряжением Правительства №1398-р, в России числится 319 моногородов, из них 94 со сложной экономической ситуацией и еще 164 с риском ухудшения социально-экономической обстановки [1]. Путем подготовки и публикации градообразующими предприятиями нефинансовых отчетов, возможно, улучшить контроль за деятельностью этих предприятий, повысить уровень привлекательности городов, а в некоторых случаях и спасти город от вымирания.

Безусловно, раскрытие нефинансовой информации нуждается не просто в ее публикации, но и независимой проверке. В ином случае у компаний будут стимулы к предоставлению недостоверной информации или опубликованию только выгодных для себя данных и сокрытию негативных моментов. Такие ситуации случаются и у зарубежных компаний: скандал «Дизельгейт» и иск инвесторов к компании [6]. При независимом контроле возможна проверка первого стимула. Второй мотив проверить сложнее, однако, если после проверки публикуемые факты подтвердятся, а по некоторым показателям раскрытия не произошло, то вероятен вывод о неудовлетворительных действиях менеджмента организации в скрываемых областях.

 

Подводя итог, можно отметить, что составление нефинансовых отчетов и их анализ в развитых странах является современным требованием для бизнеса, так как со стороны общества создается запрос на полную открытость. Крупные компании развивают данную отчетность, анализируют ее и извлекают выгоду из этого в виде повышения финансовых показателей и улучшения репутации. Более того, топ-менеджмент, развивая анализ нефинансовой отчетности, получает информацию, которая может помочь провести более глубокий комплексный анализ состояния организации. Россия же отстает в данном направлении не только развитым, но и большинству развивающимся странам. Несмотря на то, что крупнейшие российские организации уже привычны к составлению нефинансовых отчетов, раскрываемые ими данные, зачастую, направлены на социальные обязательства и благотворительность. Однако большая открытость бизнеса в аспектах воздействия на окружающую среду, цепочках поставок и тщательной этической проверке своих поставщиков будет положительным сигналом для институциональных инвесторов и кредиторов, а также может улучшить имидж России в мире.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 №1398-р.

2. Никифорова Н.А. Анализ стратегии качества[Текст] /Н.А. Никифорова//Финансовый менеджмент. - 2014. -№ 3.- С.41-47.

3. GreenWinners [Электронныйресурс] // URL: https://www.atkearney. com/documents/10192/178350/green_winners.pdf/8a608fc4-a799-4972-b524-975814df1a0e.

4. Семь вопросов о нефинансовой отчетности [Электронный ресурс] // URL:http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Seven-things-CEOs-boards-should-ask-about-reporting-RU/$FILE/Seven-things-CEOs-boards-should-ask-about-reporting-RU.pdf.

5. KMPG. Отчетность в области устойчивого развития: исследование КПМГ 2013г. [Электронныйресурс] // URL:https://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/S_CG_8r.pdf.

6. Если скажут, что я лишь приклеил этикетку к Lada Vesta, я буду возражать [Электронный ресурс] // VEDOMOSTI.RU: ежедн. интернет-изд. - 2016. - 15марта.-URL:http://www.vedomosti.ru/auto/characters/2016/03/15/633565-esli-skazhut-chto-lish-prikleil-etiketku-lada-vesta-budu-vozrazhat(дата обращения: 14.04.2016).

7. Инвесторы подали иск к Volkswagen на €3,3 млрд [Электронный ресурс] // RBC.RU: ежедн. интернет-изд. - 2016. - 15 марта.-URL:www.rbc.ru/business/15/03/2016/56e804dc9a79478748efb879.

8. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов [Электронный ресурс] // URL:http://www.rspp.ru/simplepage/157.

Войти или Создать
* Забыли пароль?