В статье рассматривается отношение Б. Ахмадулиной к феномену времени. Выявляется, что поэтесса тяготела к художественному прошлому времени, в котором существовали культ Прекрасной дамы, рыцарская любовь; ко времени дворянской жизни, в котором для дворян было возможно не торопиться, самому распоряжаться своим временем; к экзистенциальному выбору вечности, сопричастности истинному бытию; показывается, как женственность поэтессы влияет на выбор пространственно-временного континуума, исследуется связь восприятия времени Ахмадулиной с философией экзистенциализма.
феномен времени, женственность, экзистенциальное время, истинное бытие
Исследуя творчество Б. Ахмадулиной, поставим вопрос, какое время выбирает поэтесса для своей внутренней жизни и какие ценности с этим выбором связаны, как такое качество, как женственность влияет на восприятие времени.
Известно, что время бывает историческое, биологическое, космическое, биографическое, художественное, циклическое, обратимое и необратимое; делится на прошлое, настоящее и будущее. А. Бергсон в работах «Длительность и одновременность», «Материя и память» говорил о времени перцептуальном. Автор данной статьи предложила понятие экзистенциальное время в диссертации «Феномен времени в лирике Серебряного века».
«Экзистенциальное время - это время, которое отражает сознание субъекта в период погружения его в созерцание своего внутреннего мира, это время субъективной, условной реальности, сотворяемой индивидуумом в процессе своих чувств, мыслей, состояний». [4, с. 22]
Это время, которое сознательно выбирается человеком, потому что соответствует его глубинным ценностям, органично вписанным в структуру его неповторимой личности.
Поэты нового рубежа веков тоже думали о времени, оценивали его совершенно особенно, но, может быть, в этих размышлениях через частное проявлялось общее, и теперь мы можем понять, какие потребности человека связаны со временем, какое время свободно выбирает творческий человек, какие ценности связаны с выбираемым временем. Время, отраженное в творчестве Б. Ахмадулиной, часто экзистенциально, поэтесса выбирает тот или иной временной период сознательно, описывая свой духовный уход в выбранное время, демонстрирует пристрастие к тем или иным ценностям.
На первый взгляд, кажется, что Б. Ахмадуллину привлекает прошлое, возможно, идеализированное, и то, что в этом прошлом считалось благом:
Влечет меня старинный слог,
Есть обаянье в древней речи... [ 1, с. 9]
Старинный слог, как и старинный образ жизни, был медленнее, чем современный. Медленнее была музыка, обрядовые действия, речь, движения, трапезы. Вспомним слова А. С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином [6].
1. Ахмадулина Б. Стихотворения. М.: Эксмо, 2010.
2. Ахматова А. http://www.stihi-ras.ru/l/Ahmatova/179.htm (дата обращения: 27.07.2013).
3. Бердяев Н. Судьба России М.: Эксмо, М.-Харьков: Фолио, 2004.
4. Иванова И. С. Экзистенциальное время в поэзии А. Ахматовой // Русская речь. 2006. № 3-4.
5. Мандельштам О. http://web-pegas.narod.ru/poetry/wethl.html (дата обращения: 27.07.2013).
6. Пушкин А.С.http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=7&sub=0&part=l (дата обращения: 27.07.2013).
7. Цветаева М. http://cfrl.ru/poetry/tsvetaeva/texts/vol2/136.htm (дата обращения: 27.07.2013).
8. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2006.