ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ МСФО В СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности применения стандартов международной финансовой отчетности (МСФО) в Российской страховой отрасли. Даются термины и определения страховых премий и резервов формируемых из них. Акцентируется внимание на основных различиях в методике и подходах к формированию и учету страховых резервов в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и МСФО, Рассматривается вопрос о необходимости, при переходе на МСФО, доработки автоматизированных информационных систем учета и отчетности, для того, чтобы соответствовать требованиям МСФО. Актуальность рассматриваемых в статье вопросов обусловлена происходящей в настоящее время интеграцией государственных экономик в общую мировую экономику и широкое распространение международных организаций, что, в свою очередь, привело к необходимости унификации систем финансовой отчетности.

Ключевые слова:
РСБУ, МСФО, страховая отрасль, страховая отчетность, страховые резервы, финансовая отчетность, автоматизированные учетные системы, учетная политика, страховые компании, ИТ-решения, требования к страховому учету
Текст

Интеграция государственных экономик в общую мировую экономику и широкое распространение международных организаций привело к необходимости унификации систем финансовой отчетности, в  результате  чего были  ужесточены требования к  публичной части финансовой отчетности компаний. Необходимость в максимальной прозрачности  отчетности стала как никогда актуальной, т.к. это позволяет  снизить риски неверного экономического прогнозирования и повысить инвестиционную привлекательность организаций. 

В соответствии с требованиями Федерального закона № 208-ФЗ  «О консолидированной  финансовой отчетности»,  в  Российской Федерации ряд компаний: кредитные, страховые, а также любые иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны, начиная с 2012 года,  вести отчетность по двум стандартам: российскому и международному. Для страховой отрасли в рамках МСФО был разработан отдельный стандарт МСФО (IFRS) 4 под названием «Договоры страхования».

Рассмотрим различия между Российскими Стандартами Бухгалтерского Учета (далее: РСБУ) и требованиями данного стандарта МСФО (IFRS) 4, которые необходимо применять в страховой отрасли. 

 В первую  очередь нужно проанализировать требования к базовым терминам и определениям, используемым в сфере финансовой отчетности и отчетной документации страховщиков. В рамках РСБУ при составлении финансовой отчетности  применяются следующие показатели:  

Страховые резервы – запасы денежных средств, которые формируются из полученной от страхователей страховой премии, т.е. стоимости договора страхования. К ним относятся: резерв незаработанной премии (РНП); резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ); резерв произошедших, но не заявленных убытков (РПНУ) и стабилизационный резерв.

Страховая брутто-премия – полная стоимость страхового полиса (договора страхования), которая подлежит оплате страхователем. 

Базовая страховая премия – страховая брутто-премия, поступившая по договору страхования, за минусом фактически выплаченного комиссионного вознаграждения страховому агенту за факт заключения договора страхования, а также за минусом суммы денежных средств  необходимой для формирования резерва предупредительных мероприятий.

РСБУ четко регламентирует состав, наименование и методы расчета страховых резервов.  В то время как МСФО не содержат каких-либо единых требований к их наименованию и расчету, а сами  подходы к их формированию отличаются  от РСБУ.  Информация относительно требований к резервам и их расчету содержится в  письме ФСФР России от 21.03.2013 N 13-ДП-12/9549 «О Методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».

Основные отличия в подходах к резервированию коснулись, РНП, РЗУ и РПНУ. 

В страховой отрасли на международном уровне большинство страховщиков придерживаются следующей структуры резервирования:

  • Резерв незаработанной премии;
  • Резерв неистекшего риска (аналог Российскому РПНУ);
  • Резерв убытков (аналог Российскому РЗУ).

В соответствии с РСБУ расчет за основу расчета РНП берется базовая страховая премия, в то время как в соответствии с МСФО за основу расчета РНП можно брать начисленную страховую брутто-премию [7].

Если за основу расчета данного резерва взята начисленная страховая брутто-премия, то также обычно происходит формирование так называемых отложенных аквизиционных затрат.

Аквизиционные затраты - затраты, связанные с привлечением новых страхователей и удержанием старых, а также с заключением новых договоров страхования и продлением действующих, например, в части доли вознаграждения страховым агентам и страховым брокерам [8]. При расчете величины данных аквизиционных затрат могут использоваться те же методы что и при расчете РНП, а их полный перечень утверждает каждый страховщик отдельно на свое усмотрение в своей учетной политике. 

В соответствии с МСФО, при расчете РЗУ, не требуется проводить и включать в расчеты изменение степени риска и ответственности страховщика,  если страхователь затребовал досрочного расторжения договора страхования, либо изменения существенных условий его содержания.

Также, МСФО, в отличие от РСБУ не требует исключения из состава РЗУ расходов на урегулирование убытков, которые по стандартам РСБУ должны быть не меньше 3% суммы резервов.

Согласно МСФО, расходы связанные с убытками, можно учитывать в рамках РЗУ, т.е. данные расходы становятся частью РЗУ, увеличивая его валовую величину.  При этом  нет фиксированных требований, выраженных в процентах, долях и т.д. относительно значения величины данных расходов. МСФО советует производить оценку их величины на основании статистических данных о расходах за предыдущие отчетные периоды. Поэтому, данная величина полностью зависит от накопленных статистических данных, с учетом изменения масштаба клиентского портфеля, изменений бизнес-процессов, технологий и подходов к урегулированию убытков. Данный подход, в соответствии с МСФО, представляет для страховщика более гибкий инструмент, позволяющий учитывать внутренние и внешние факторы, оптимизировать издержки, и, соответственно, более точно формировать страховые резервы.  В соответствии с МСФО, необходимость формирования резерва расходов на урегулирование убытков остается на усмотрение страховщика. Каждый страховщик самостоятельно принимает решение исходя из существенности данных расходов в общей структуре его расходов. При учете данных расходов страховщику необходимо отражать их отдельной строкой,  или включать в резерв убытков (РЗУ, РПНУ). 

Отсюда, в связи с отличием  в подходе к резервированию РЗУ, если  его сумма будет несущественна, то  суммы возврата страховой премии может  существенно не отличаться от расчета суммы РЗУ, принятой  по РСБУ.

Если для целей составления отчетности по РСБУ требуется  рассчитать  резерв РПНУ  модифицированным методом Борнхюттера-Фергюсона, то  МСФО вообще не предъявляет в этом случае никаких требований к методике расчета. Главное его требование к формированию РПНУ состоит в том, чтобы резервы были адекватны и достаточны для осуществления выплат в полном объеме и в соответствии с принятым на себя размером обязательств. Для страховщика, такое требование означает, что выбор метода расчета РПНУ остается за ним, при этом он может использовать для различных видов страхования различные методы, а также при расчете  использовать комбинацию из нескольких методов. Главное, чем должен руководствоваться страховщик, при выборе метода – это то, чтобы прогнозирование по выбранному методу величины убытков максимально точно совпало с фактической их величиной.  

Отсюда, МСФО требует, чтобы сформированные резервы были адекватны обязательствам в абсолютно каждом отчетном периоде. В тоже время  РСБУ такие  требования  адекватности не предполагает. 

Согласно МСФО понятие адекватности подразумевает: [6]:

полноту резервов, их внутреннюю непротиворечивость, их согласованность с данными финансовой отчетности за соответствующий отчетный период, доступность и структурированность по периодам как страховых событий, так и развития.

Для репрезентативности выборки данных, они должны браться за весьма существенный исторический период. Вместе с тем, по МСФО нет требований к его продолжительности. Страховщик при этом должен выбрать такой период, чтобы всевозможные среднеквадратичные отклонения и вариации были минимальны. Если установлено, что практически все убытки по тому или иному виду страхования были урегулированы в течение двух лет, то можно адекватно оценить величину будущих резервов, при этом данные должны быть представлены в таком виде, чтобы при их анализе их можно трактовать однозначно, без какой-либо возможности искажения смысла.

Что касается автоматизированных инструментов страхового учета, включающих формирование, расчет и учет страховых резервов, большинство Российских страховщиков в качестве основной учетной системы используют продукты фирмы 1С. Соответственно, при переходе на МСФО возникает потребность в доработке тех автоматизированных информационных систем учета и отчетности, которые изначально не были разработаны под МСФО, для того, чтобы соответствовать их требованиям. На сегодняшний момент существуют различные надстройки решения по этому вопросу, которые, позволяют, после их установки, при запуске всей страховой базы в системе 1С. произвести  корректировку учетных данных под требования МСФО.

В целом же процессы, в рамках их автоматизации, по переходу на МСФО в сфере страхования, схожи по многим параметрам с процессами, происходящими в других сферах бизнеса. Вместе с тем у страховой отрасли существуют свои особенности, а именно, это достаточно крупные величины дебиторской задолженности и большое количество проводимых по ней операций, что является абсолютно нормальным показателем для отрасли, поскольку большинство страховых продуктов можно приобрести в рассрочку. Также к особенностям можно отнести распространенную филиальную сеть, которая состоит из непосредственно самих филиалов, а также всевозможных центров страхования и дополнительных офисов, курируемых данными филиалами. Сюда также относятся так называемые точки удаленного урегулирования убытков. Все они могут иметь свои особенности ведения страхового учета и отсутствие единых, унифицированных подходов. В таких случаях требуется внедрение единых автоматизированных учетных систем, методик, политик и подходов на уровне всей организации. 

Также специфика страховой отрасли заключается в необходимости формирования и учета страховых резервов, речь о которых шла выше и которые, можно сказать, являются эксклюзивом для страховщиков. Руководителям соответствующих направлений, в рамках выбора решений и технологий страхового учета в целом, необходимо пристально изучить вопрос данных особенностей страховой отрасли.  Помимо 1С, свои решения предлагают такие крупные международные компании как SAP, Oracle, Microsoft, и др., решения которых применимы как для РСБУ и МСФО.

При выборе компании, которая будет внедрять систему, кроме вопросов адаптации, следует также  обратить внимание на опыт внедрения аналогичных продуктов у конкурентов на российском рынке, уровень технической поддержки и  долю рынка, на которую приходится тот или иной продукт. Также необходимо проанализировать аспекты предлагаемых информационных систем и решений на предмет соотношения цена/качество, их гибкости, масштабируемости, отказоустойчивости, требований к ресурсам и к сетям передачи данных, их архитектуры, и конечно же их возможности по анализу большого числа данных.

Как показывает практика, в целом, мероприятия по переходу на автоматизированный учет, в соответствии с требованиями МСФО, занимает от полугода до года. Этого времени хватает, чтобы спроектировать систему, произвести необходимые доработки, инсталлировать ее, а также провести тестовую эксплуатацию и устранить выявленные недочеты по ее результатам. 

Заключение

Исходя из того, что применять МСФО обязаны листинговые организации, банки и страховыми компании, учет по международным стандартам становится третьей системой учета в России параллельно действующим учетам по российским стандартам и налоговым. Переход на МСФО в сфере страхования обеспечит возможностью всех заинтересованных лиц устранить недостаток информации о деятельности той или иной страховой организации, о фактическом состоянии дел, а также позволит оценить ее финансовую устойчивость, минимизировать риски невыплаты страхового возмещения. Правильный выбор метода формирования международной отчетности, соответствующего интересам компании, а не навязанного консультантами, своевременная подготовка кадров, организация документооборота позволит компаниям формировать международную отчетность быстро и качественно [2].

Список литературы

1. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования».

2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

3. Приказ Минфина России от 11.06.02 № 51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни».

4. Федеральный закон от 27.07.2010 N208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

5. Информационное письмо ФСФР России от 21.03.2013 N 13-ДП-12/9549 «О Методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».

6. Казьянина С.А. Проблемы подготовки финансовой отчетности страховых компаний в соответствии с МСФО[Текст]/ С.А. Казьянина // Аудит и финансовый анализ.- М.:ДСМ Пресс. - 2012. - №3. - С.19-28.

7. Самылин А.И., Самылин А. И. Показатели результативности деятельности компании, рассчитываемые по финансовой отчетности, составленной по ПБУ, МСФО и USGAAP [Электронный ресурс] / А.И. Самылин // Журнал экономических исследований. - 2015. - Т. 1. - №. 1. - C. 11-31. DOI:https://doi.org/10.12737/16529. - URL: www.dx.doi.org/10.12737/16529 (дата обращения: 30.07.2016).

Войти или Создать
* Забыли пароль?