ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части привлечения к административной ответственности за нарушения в области бухгалтерского учета (Федеральный закон от 30.03.2016 № 77-ФЗ), вступившие в силу с 10 апреля, а также последствия таких правонарушений.

Ключевые слова:
грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, должностные лица, штрафы, ответственность
Текст

Большинство участников экономических отношений должны вести бухгалтерский учет, общие требования к которому приведены в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Грубое нарушение установленных требований влечет административную ответственность должностного лица организации в соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ.

10 апреля 2016 г.вступил в силу Федеральный закон от 30.03.2016 № 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», усиливающий административную ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета. Закон расширяет перечень грубых нарушений, а также позволяет дисквалифицировать должностное лицо компании за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету.

Перечень деяний, которые образуют состав правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ, значительно расширен.

По-прежнему грубыми нарушениями требований к бухучету считаются:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

Дополнительно к ним введены следующие виды грубых нарушений:

  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о ней (в случае, если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Теперь наказание предусмотрено, в том числе, и за отсутствие у организации аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности (в случае, если аудит является обязательным) в течение установленного срока его хранения. Такой срок согласно статье 29 Закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляет не менее 5 лет после отчетного года. Перечень случаев проведения обязательного аудита установлен в статье 5 Закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Организации, относящиеся к субъекты малого предпринимательства (СМП), до изменений в бухгалтерском законодательстве имели право на упрощенный бухучет и неприменение отдельных ПБУ. С 2015 года они обязаны были вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме, а также должны были произвести ретроспективный пересчет сопоставимых показателей бухгалтерской отчетности за все периоды, приведенные в бухгалтерской отчетности за 2015 год. Если такие организации не учли изменения и продолжали вести бухучет в упрощенном порядке, то их действия автоматически подпадают под грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету (в том числе к бухгалтерской отчетности).

Штрафы за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета установлены ст. 15.11 КоАП РФ (таблица 1)

Таблица 1. Штрафы за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета

Показатель

ст. 15.11 КоАП РФ

(в ред. Федерального закона от 30.03.2016 №77-ФЗ)

Ответственность

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.

Повторное совершение данного правонарушения

Административный штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет

 

В каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статья 4.1 КоАП).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица занимать руководящие должности (или организационно-распорядительные/ административно-хозяйственные функции) (ст. 3.11 КоАП).

Дисквалификация как вид административной ответственности является исключительной мерой и устанавливается КоАП в основном за правонарушения в «зарегулированных» областях деятельности (например, за нарушения лицензионного, банковского или энергетического законодательства). Введение же данного вида административной ответственности в ст. 15.11 КоАП фактически позволит применить дисквалификацию к любому руководителю, повторно совершившему правонарушение по ст. 15.11 КоАП.

Правонарушение по ст. 15.11 КоАП может быть выявлено в ходе проведения налоговой проверки организации (камеральной или выездной). При выявлении правонарушения по ст. 15.11 КоАП должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения.

Должностные лица могут быть освобождены от ответственности, если выполнят следующие действия:

  • сдадут уточненную налоговую декларацию (расчет), а также доплатят налог и пени;
  • исправят ошибки, в том числе представят скорректированную бухгалтерскую отчетность до ее утверждения.

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган и орган государственной статистики, на организацию и должностных лиц также налагаются штрафы (таблица 2).

Таблица 2. Штрафы за нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

Нарушение

Размер штрафа

Основание

нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган

 

-на организацию

200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму бухгалтерской (финансовой отчетности)

п. 1 ст. 126 НК РФ

- на должностное лицо

от 300 до 500 руб.

п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики

 

-на организацию

от 3 000 до 5 000 руб.

ст. 19.7 КоАП РФ

- на должностное лицо

от 300 до 500 руб.

 

Подводя итог, стоит отметить следующие основные изменения, внесенные в ст. 15.11 КоАП РФ:

  • введены дополнительные виды грубых нарушений;
  • терминология статьи 15.11, приведена в соответствие с терминологией Федерального закона «О бухгалтерском учете» и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • увеличены штрафыза грубое нарушение требований к бухучету;
  • введена дисквалификация за повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету;
  • определен срок давности привлечения к административной ответственности за грубое нарушение требований к бухучету.
Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 31 июл. 1998г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июл. 1998г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июл. 1998г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 №195-ФЗ.

3. Федеральный закон РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05. 2015 №113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».

5. Федеральный закон от 30.03.2016 №77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

6. Долженкова Ю.В. Рекрутинг как система: содержание и основные технологии работы [Текст] / Ю.В. Долженкова [и др.]. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. - 312 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?