Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части привлечения к административной ответственности за нарушения в области бухгалтерского учета (Федеральный закон от 30.03.2016 № 77-ФЗ), вступившие в силу с 10 апреля, а также последствия таких правонарушений.
грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, должностные лица, штрафы, ответственность
Большинство участников экономических отношений должны вести бухгалтерский учет, общие требования к которому приведены в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Грубое нарушение установленных требований влечет административную ответственность должностного лица организации в соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ.
10 апреля 2016 г.вступил в силу Федеральный закон от 30.03.2016 № 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», усиливающий административную ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета. Закон расширяет перечень грубых нарушений, а также позволяет дисквалифицировать должностное лицо компании за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету.
Перечень деяний, которые образуют состав правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ, значительно расширен.
По-прежнему грубыми нарушениями требований к бухучету считаются:
- занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;
- искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.
Дополнительно к ним введены следующие виды грубых нарушений:
- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
- составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
- отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о ней (в случае, если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Теперь наказание предусмотрено, в том числе, и за отсутствие у организации аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности (в случае, если аудит является обязательным) в течение установленного срока его хранения. Такой срок согласно статье 29 Закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляет не менее 5 лет после отчетного года. Перечень случаев проведения обязательного аудита установлен в статье 5 Закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Организации, относящиеся к субъекты малого предпринимательства (СМП), до изменений в бухгалтерском законодательстве имели право на упрощенный бухучет и неприменение отдельных ПБУ. С 2015 года они обязаны были вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме, а также должны были произвести ретроспективный пересчет сопоставимых показателей бухгалтерской отчетности за все периоды, приведенные в бухгалтерской отчетности за 2015 год. Если такие организации не учли изменения и продолжали вести бухучет в упрощенном порядке, то их действия автоматически подпадают под грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету (в том числе к бухгалтерской отчетности).
Штрафы за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета установлены ст. 15.11 КоАП РФ (таблица 1)
Таблица 1. Штрафы за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета
Показатель |
ст. 15.11 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 30.03.2016 №77-ФЗ) |
Ответственность |
Административный штраф на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. |
Повторное совершение данного правонарушения |
Административный штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет |
В каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статья 4.1 КоАП).
Дисквалификация заключается в лишении физического лица занимать руководящие должности (или организационно-распорядительные/ административно-хозяйственные функции) (ст. 3.11 КоАП).
Дисквалификация как вид административной ответственности является исключительной мерой и устанавливается КоАП в основном за правонарушения в «зарегулированных» областях деятельности (например, за нарушения лицензионного, банковского или энергетического законодательства). Введение же данного вида административной ответственности в ст. 15.11 КоАП фактически позволит применить дисквалификацию к любому руководителю, повторно совершившему правонарушение по ст. 15.11 КоАП.
Правонарушение по ст. 15.11 КоАП может быть выявлено в ходе проведения налоговой проверки организации (камеральной или выездной). При выявлении правонарушения по ст. 15.11 КоАП должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения.
Должностные лица могут быть освобождены от ответственности, если выполнят следующие действия:
- сдадут уточненную налоговую декларацию (расчет), а также доплатят налог и пени;
- исправят ошибки, в том числе представят скорректированную бухгалтерскую отчетность до ее утверждения.
За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган и орган государственной статистики, на организацию и должностных лиц также налагаются штрафы (таблица 2).
Таблица 2. Штрафы за нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нарушение |
Размер штрафа |
Основание |
нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган |
||
-на организацию |
200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму бухгалтерской (финансовой отчетности) |
п. 1 ст. 126 НК РФ |
- на должностное лицо |
от 300 до 500 руб. |
п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. |
нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики |
||
-на организацию |
от 3 000 до 5 000 руб. |
ст. 19.7 КоАП РФ |
- на должностное лицо |
от 300 до 500 руб. |
Подводя итог, стоит отметить следующие основные изменения, внесенные в ст. 15.11 КоАП РФ:
- введены дополнительные виды грубых нарушений;
- терминология статьи 15.11, приведена в соответствие с терминологией Федерального закона «О бухгалтерском учете» и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- увеличены штрафыза грубое нарушение требований к бухучету;
- введена дисквалификация за повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету;
- определен срок давности привлечения к административной ответственности за грубое нарушение требований к бухучету.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 31 июл. 1998г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июл. 1998г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июл. 1998г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 №195-ФЗ.
3. Федеральный закон РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05. 2015 №113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».
5. Федеральный закон от 30.03.2016 №77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
6. Долженкова Ю.В. Рекрутинг как система: содержание и основные технологии работы [Текст] / Ю.В. Долженкова [и др.]. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. - 312 с.