Воронеж, Воронежская область, Россия
Оптимизационную задачу по поиску оптимальных свойств материала композиционной шпалы решаем экспериментально-статистическим методом проведения вычислительного эксперимента. В результате решения задачи методом многокритериальной оптимизации определены оптимальные значения коэффициента изгиба и массы шпалы, соответственно в кодированном и натуральном масштабах.
Эксперимент, композит, полимер, древесина, шпалы, свойства.
Проблема переработки и утилизации различных видов отходов, например, отходов древесины, является весьма актуальной. Положительная роль экологических и социальных аспектов налаживания производства изделий из древесных композиционных материалов заключается в том, что его использование в широких масштабах позволит найти применение огромным количествам отходов лесного комплекса и лесоперерабатывающей промышленности в виде сырья для производства армирующих заполнителей, найдут применение и отходы химической промышленности – пиритовые огарки, которые могут быть переработаны в муку – прекрасный наполнитель, улучшающий прочностные и гидрофобные характеристики полимерных композитов.
Данная работа посвящена созданию композитов на основе вторичных полимеров и дисперсных древесных наполнителей, на 100 % состоящих из отходов лесной и др. промышленности, исследованию закономерности формирования структуры этих композитов; изучению физико-механических и других свойств получаемых композитов с целью оптимизации их состава и конструктивно-технологических параметров процесса переработки; созданию новых древесно-минерально-полимерных изделий, изучению их эксплуатационных свойств и определению областей рационального использования [1, 2].
1. Стородубцева, Т. Н. Отходы промышленности и лесного комплекса в композитах [Текст] / Т. Н. Стородубцева // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 3 - С. 78-80.
2. Стородубцева, Т. Н. Композиционный материал на основе древесины для железнодорожных шпал : Трещиностойкость под действием физических факторов [Текст] : монография. - Воронеж, 2002. - 216 с.
3. Железобетонные шпалы для рельсового пути [Текст] / под ред. А. Ф. Золотарского. - М. : Транспорт, 1980. - 270 с.
4. Кондращенко, В. И. Древесностекловолокнистые композиционные материалы Текст / В. И. Кондращенко, В. И. Харчевников, Т. Н. Стородубцева, Б. А. Бондарев. - М. : Издательство «Спутник+», 2009. - 311 с.
5. Бондарев, Б. А. Долговечность композиционных материалов на основе отходов древесины в конструкциях специального назначения [Текст] : монография / Б. А. Бондарев, В. И. Харчевников, Т. Н. Стородубцева, П. В. Комаров. - Липецк : ЛГТУ, 2007. - 200 с.
6. Коган, А. Я. Воздействие экипажа на путь при пространственных колебаниях подвижного состава. Описание программы [Текст] / А. Я. Коган, М. П. Левинзон, И. О. Войтов // Инф. бюллетень ВНТИЦентр ГОСФАП. - 1985. - № 4/67.
7. Боровиков, А.М. Справочник по древесине [Текст] /А. М. Боровиков, Б. Н. Уголев. - М. : Лесная промышленность, 1989. - 236 с.
8. Стородубцева, Т. Н. Долговечный водостойкий композиционный материал на основе отходов лесного комплекса для верхнего строения железнодорожного пути [Текст] / Т. Н. Стородубцева, В. И. Харчевников, В. А. Сидоров, С. А. Стородубцев, Н. В. Федянина. - Воронеж, 2011. - 64 с. - Деп. в ВИНИТИ 13.01.2011, № 3-В2011.
9. Стородубцева, Т. Н. Теоретические и экспериментальные исследования композиционных материалов. Рекомендации по применению [Текст] / Т. Н. Стородубцева, А. И. Томилин, А. А. Аксомитный // Моделирование систем и процессов. - 2013. - № 3. - С. 42-47.
10. Стородубцева, Т. Н. Строительные древесностекловолокнистые композиционные материалы для изделий специального назначения [Текст] : автореф.... д-ра техн. наук: 05.23.05 / Т. Н. Стородубцева. - Воронеж, 2005. - 42 с.