В статье рассмотрены проблемы, связанные с управлением качеством образования, показано, что управление качеством образования невозможно без опоры на проверенные статистические инструменты. Проанализированы характерные особенности управления качеством образования, показано, что неотъемлемым элементом управления этим процессом является правильная постановка целей, обладающих свойствами операциональности и спрогнозированности в зоне потенциального развития обучающегося. Выявлена и обоснована необходимость выделения системы показателей, которые позволяют определить степень достижения целей в образовательной системе. Рассмотрена классификация показателей с точки зрения оценки качества образования, выявлен нормативный и сопоставительный характер оценки показателей, определены роль и место статистического инструментария в оценке показателей качества образовательного процесса. На основе проведенного исследования автором предлагается методика использования такого статистического инструмента, как карты Шухарта, для оценки реализации образовательного процесса и/или его результатов и принятия решения о необходимости проведения корректирующих мероприятий. В статье дается определение карты Шухарта, описано назначение данного инструмента, обозначены границы его применения, приводится анализ разновидностей карт, формулируются основные характеристики и расчетные значения, рассматривается методика их по- строения. Особую ценность представляет пример использования карт Шухарта для оценки качествен- ной успеваемости студентов, который наглядно демонстрирует роль этого статистического инструмента в принятии решения о стабильности образовательного процесса или необходимости проведения корректирующих мероприятий, т.е. внешнего вмешательства в процесс. Статья может представлять интерес для специалистов-практиков в ходе прохождения курсов повышения квалификации по данной тематике и в процессе улучшения систем менеджмента качества в образовательных учреждениях.
управление качеством образования, оценка качества, целеполагание, статистический инструментарий, карты Шухарта
1. Управление качеством образования [Текст]: практико-ориентированная монография и метод. пособие / под ред. М.М. Поташника. М.: Пед. общ-во России, 2004. 441 с. (Менеджмент в образовании). ISBN 5-93134-079- 3: 127-50.
2. Овчинникова И.Г. Качество образования: сущность и уровни оценки в книге: Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 445-449.
3. Овчинникова И.Г. Методологические подходы управления качеством профессиональной подготовки в практике отечественной системы образования // Новые информационные технологии в образовании. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2013. С. 370-372.
4. Овчинникова И.Г. Оценивание и контроль как основа управления качеством образования. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2. № 2. С. 105-110.
5. Колесников А., Лебедева И. Статистический анализ факторов удовлетворенности учащихся образовательными программами // Педагогические измерения. 2013. № 3. С. 45-59.
6. Колесников А., Лебедева И. Мягкие и жесткие модели причинных связей в образовательных системах // Педагогические измерения. 2013. № 3. С. 29-44.
7. Белоусова И.Д., Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. О разработке методики и алгоритмов прогнозирования оценок эффективности и качества решения задач управления в образовании // Наука и современность: сб. статей Между- народной научно-практической конференции. 2016. С. 25-27.
8. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. К вопросу о разработке моделей и алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия решений в системе адаптивного управления образованием // Наука и современность: сб. статей Между- народной научно-практической конференции. 2016. С. 82-84.
9. Курзаева Л.В. Совершенствование методов идентификации требований к результатам профессионального об- учения на основе экспертной информации // Информатизация образования и науки. 2015. № 4 (28). С. 167-175.
10. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Чичиланова С.А. К вопросу о совершенствовании методики оценки эффективности решения задач управления качеством образования на основе экспертной информации // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-3. С. 473-478.
11. Masalimova, A.R. Experience of the development of a regional qualification framework for the system of vocational education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol.11 Issue 6. Р. 979-987.