ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОДЕЙСТВИИ РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассмотрены особенности применения средств профориентации в педагогическом содействии развитию технических способностей будущего бакалавра по направлению подготовки «Строительство» как необходимого условия для формирования мотивации развития технических способностей. Приведены некоторые примеры использования профориентационных средств.

Ключевые слова:
педагогическое содействие, развитие технических способностей, мотивация, профконсультация, средства профориентации.
Текст

Педагогическое содействие развитию технических способностей будущего бакалавра понимается нами как педагогическое взаимодействие, в ходе которого обеспечивается включение будущего бакалавра в  саморегулируемый процесс развития технических способностей на основе рефлексии происходящего. Для того, чтобы обеспечить эффективность процесса развития технических способностей будущего бакалавра по направлению подготовки «Строительство», преподавателю необходимо сделать его мотивированным. Понятие мотивации используется для объяснения того, что движет поведением, деятельностью человека, и определяется как процесс, метод, средство побуждения, в основе которых лежат некоторые мотивы [2, с. 75]. 

В нашем исследовании мы выделяем следующие мотивы, побуждающие будущего бакалавра к развитию технических способностей: понимание значимости технических способностей для профессии, интерес к технической деятельности, стремление самореализоваться в ней.

Эффективным способом  повышения мотивации в развитии технических способностей, на наш взгляд, является профессиональная консультация. Профконсультирование направлено на предоставление будущим бакалаврам по направлению «Строительство» сведений о выбранной профессии, её характере, специфических особенностях, основных требованиях, технической деятельности и техническом творчестве бакалавра.

Анализ работ по проблеме профориентации, позволил определить основные фазы профессиональной консультации: профессиографическая, диагностическая и фаза принятия решения [3, с. 85].  На каждой фазе профконсультации обозначены определенные задачи и определены  профориентационные методы и формы их решения. Раскроем содержание названных фаз.

1. Профессиографическая фаза направлена на раскрытие характеристики содержания труда, требований профессии и их описание в психологических терминах. Прежде всего, необходимо выявить уровень информированности будущих бакалавров о профессиональной деятельности. Наиболее эффективными являются следующие средства: профориентационные игры («Один день из жизни», «Профессия и требуемые качества»), проведение викторин, решение кроссвордов на знание профессии и строительной техники. 

Для получения будущими бакалаврами необходимых сведений о выбранной профессии и технической деятельности следует применять такие информационно-справочные и просветительские методы, как профориентационные лекции, тематические вечера «Встреча с профессией», «Как стать профессионалом», экскурсии на предприятия, посещение учебных мастерских, выставок техники, организация просмотра видеоматериалов по производственной и строительной автоматике, строительной технике и их обсуждение в аудитории, использование наглядной профориентационной информации, профориентационные тренинги. 

Особым видом работы, направленным на усиление мотивации является профориентационный тренинг. Тренинг позволяет получить определенный опыт выполнения характерных для профессии задач, понять какие профессионально важные качества и способности необходимы для осуществления своей профессиональной деятельности. Тренинг способствует включению будущих бакалавров в техническую деятельность, расширению их кругозора, приобретению некоторых знаний и умений в этой области.

 Приведем пример профориентационного тренинга «Моя будущая профессия». 

1. Упражнение «Те, кто». Участники встают в круг, ведущий предлагает поменяться местами тем, кто имеет интерес к будущей профессии бакалавра по направлению подготовки «Строительство». Задача участников, объединенных этим признаком, поменяться местами, соблюдая условие – нельзя занимать соседнее освободившееся место. 

2. Профориентационная  игра «Самая, самая». Участникам необходимо дать профессии бакалавра необычную характеристику, которая в наибольшей степени подходит профессии. Основная задача проассоциировать профессию с необычными характеристика. 

3. Профориентационная  игра «Поступь профессионала». В этой игре задача заключается в моделировании некоторых типичных черт и особенностей поведения бакалавра по направлению подготовки «Строительство». Такое упражнение позволяет лучше понять обобщенный образ представителя данной профессии и соотнести его с представлениями о собственном «Я». Изобразить черты можно с помощью жестов, мимики, пантомимики. 

4. В следующей игре учасникам тренинга в группах требуется составить связный и логический текст, используя десять специализированных терминов. 

5. Затем участникам тренинга предлагается проанализировать и выполнить несколько производственных заданий. Приведем примеры таких заданий:

1) Производственно-техническому отделу необходимо запроектировать календарный план возведения объекта. Каждая группа получает бланк календарного плана объекта с указанием номеров по порядку, затрат труда в чел.-дн., перечень машин и механизмов, перечень звеньев и бригад рабочих, текстовую информацию по объемно-планировочной и конструктивной характеристике здания [1; с.34]. Требуется установить и записать в плане в технологической последовательности наименование работ от производства земляных работ до отделки помещений. 

2) Для каждой группы выдается название трех технологических процессов в строительстве (например, монтажные, кладочные, отделочные)  с пятью возможными вариантами их выполнения. Необходимо выбрать для каждого процесса правильный вариант выполнения.

3)  Ведущий представляет группам стенд с перечнем видов профессиональной деятельности бакалавра. Каждая группа получает карточки с описанием трудовых операций. Требуется установить соответствие трудовых операций с видом профессиональной деятельности.

В рамках данного задания участникам также следует предложить карточки с перечнем профессинально важных качеств и способностей бакалавра. Требуется указать необходимые качества и способности для выполнения каждого вида профессиональной деятельности бакалавра. Обращается внимание будущих бакалавров на важность технических способностей во всех вида деятельности.

По выполнению каждого задания преподавателю необходимо проводить анализ ответов, давать необходимые разъяснения.

Для закрепления полученной информации студентом можно предложить составить профессиограмму и психограмму профессии бакалавра по направлению «Строительство».

2. Психодиагностическая фаза предполагает изучение личностных особенностей будущего бакалавра, выявление  уровня развития технических способностей, сферы его интересов. Оценка уровня развития технических способностей должна производиться на основе определения уровня развития каждого компонента технических способностей (техническое мышление, пространственное воображение, техническая наблюдательность, зрительная память, глазомер, ручная умелость). Следует применять такие диагностические методики, как тесты, решение специализированных технических задач. Анализ диагностических методик показал, что существуют тесты для комплексной оценки уровня развития технических способностей: тест механической понятливости Беннета, тест технических способностей «Механика» автор  Дж. Фланаган. Однако указанные методики ориентированы на выявление общетехнических способностей испытуемых. Технические способности будущего бакалавра по направлению «Строительство» отличаются некоторыми чертами оперативности, для их оценки диагностический материал по содержанию должен отражать особенности технической деятельности бакалавра. Поэтому применяемые методики диагностики общих способностей должны быть подвергнуты дополнительной модификации, так, например, в тесте памяти Мейли, следует использовать изображения специализированных технических объектов. 

Для определения сферы интересов будущего бакалавра следует применять анкеты, беседы-интервью, методы наблюдения, сбор косвенной информации,  личностные опросники интересов (опросник «Карта интересов», разработанный А.Е. Голомштоком, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова). При использовании прямых личностных опросников осуществляется получение первичной информации о мотивационной сфере будущего бакалавра. 

3. Фаза принятия решения. Сопоставление индивидуального уровня развития технических способностей  будущего бакалавра с требованиями профессии (высоким уровнем развития) приводит к принятию решения о необходимости повышения своего уровня развития технических способностей или их дальнейшем совершенствовании. В итоге ставится цель: развивать у себя технические способности важные для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, использование разнообразных профориентационных средств в педагогичексом содействии развитию технических способностей будущего бакалавра создает условие для формирования основных мотивов: интереса к технической деятельности и ценностного понимания технических способностей для профессии. Наличие устойчивой мотивации обеспечивает включение будущих бакалавров в процесс активного целенаправленного развития технических способностей и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов развития. 

 

Список литературы

1. Антонец В.Н. Деловые игры и игровые упражнения в подготовке и переподготовке инженеров-строителей: учеб.-метод. пособие [Текст] / В.Н. Антонец. - Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2000. - 236 с.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / И.Г. Захарова - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

3. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова - М.: Академический Проект, 2006. - 192 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?