СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК «КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ДВУХУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается современное состояние системы высшего образования в России, существующие особенности производств легкой промышленности и требования к средствам обучения будущих специалистов. Рассмотрены особенности формирования структуры и содержания современного учебника по конструированию изделий легкой промышленности.

Ключевые слова:
двухуровневое образование, бакалавриат, магистратура, компетенции, учебник, содержание учебника
Текст

Современная система высшего образования является двухуровневой (бакалавриат и магистратура), что позволяет говорить о ней как о важной части непрерывного образования, которое направлено на обеспечение и повышение конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Основной целью системы профессионального образования РФ является подготовка компетентных специалистов, адекватная современным условиям функционирования производства, уровню развития общества, науки и технологий. Реализация непрерывной профессиональной подготовки специалистов на всех ступенях образования может быть обеспечена преемственностью целей и формируемых компетенций. В условиях реализации двухуровневой системы подготовки специалистов возможность самостоятельного проектирования собственной образовательной траектории студентами расширяется. Реализация двухуровневой подготовки специалистов, в компетентностном формате предполагает иной подход к информационно-методическому обеспечению учебного процесса, основным компонентом которого являются принципиально новые учебники и учебные пособия, способствующие формированию необходимых компетенций на каждом уровне образования. 

На современном этапе только собственно дисциплинарное содержание учебника утратило свою актуальность. Современный учебник должен представлять собой комплексную информационную модель, обеспечивающую реализацию цели образования в системе с другими элементами системы подготовки специалиста. Из чего вытекают определенные особенности отбора содержания учебника для вуза на каждом образовательном уровне, которые необходимо учитывать, также как непрерывность и преемственность образовательного процесса. Данные особенности при проектировании учебника для вуза, в первую очередь, обуславливаются особенностями подготовки специалистов каждого уровня (бакалавров, магистров).

Данные особенности должны обеспечиваться наряду с соответствием содержания и структуры учебника целям обучения и требованиям действующих ФГОС РФ. Использование комплексного информационно-методического обучения на уровне подготовки бакалавров позволяет обеспечить системность, логичность и завершенность познавательного процесса. В учебниках, предназначенных будущим бакалаврам, важно выявить тенденции и обозначить перспективы развития практической или научной деятельности. Тогда как в учебниках, которые не были ориентированы на компетентностный подход, чаще всего, включены актуальные знания, характеризующие конкретную профессиональную область. Предметная область учебника, предназначенного для подготовки бакалавров, должна быть шире предметной области существующих учебников. 

Изданный современный учебник для студентов вуза [1], обучающихся по направлению «Конструирование изделий легкой промышленности», структурирован с учетом современных потребностей образовательной системы, функционирующей на основе компетентностного подхода в условиях двухуровневого вузовского образовательного процесса. Направление подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» может включать в себя профили «Конструирование швейных изделий» и «Конструирование изделий из кожи». Большинство учебников для студентов вузов включают в себя отдельные крупные разделы конструирования изделий легкой промышленности или два-три крупных раздела. Как правило, они были посвящены или конструированию одежды, или конструированию изделий из кожи, или основным этапам проектирования. В настоящее время необходим учебник, который поможет сформировать у студента комплексное представление о процессе проектирования изделий легкой промышленности, начиная с предпроектных исследований, и заканчивая запуском модели изделия легкой промышленности в производство в случае массового изготовления, или изготовлением изделия в случае индивидуального пошива. 

Для обеспечения подготовки современного компетентного специалиста, готового к выполнению полифункциональной профессиональной деятельности, необходимо включать в содержание учебников разделы, касающиеся антропологических, психологических и эргономических, маркетинговых и других аспектов профессиональной сферы, пытаясь сломать «искусственные границы» между различными специализированными областями. Особенно важное значение данное обстоятельство приобретает в процессе подготовки магистров по направлению «Конструирование изделий легкой промышленности». Одним из основных видов деятельности специалистов легкой промышленности является проектный, который предполагает выполнение различных проектов: эскизного, технического проектов и т.д. Данное обстоятельство легло в основу определения структуры учебника.

Возможность угнаться за прогрессом и теми изменениями, которые происходят в условиях интенсивного развития технологий, сомнительна, поэтому нет необходимости фиксировать в содержании учебника все современные достижения в области производства изделий легкой промышленности. Содержание учебника должно не только включать накопленный профессиональным сообществом опыт и определять направления развития, рассчитанного на длительную перспективу и обеспечивающего достаточную инвариантность по отношению к возможным локальным изменениям. Современные средства коммуникации, в большей степени Интернет-коммуникации, внесли существенные изменения во все сферы человеческой жизни, начиная от изменений фундаментальных структур сознания (эмоций, памяти, воображения, рациональности), заканчивая потребностями современного человека. Сегодня для учебника не имеет значения в электронной он форме или на бумажном носителе, современные Интернет-коммуникации обеспечивают его доступность практически в любой точке земного шара в различных форматах, этому способствуют также наличие и развитие электронных библиотечных систем. Таким образом, на первый план при разработке учебника выходят его содержание и структура, обеспечение адекватного восприятия информации посредством максимально точной визуализации объектов профессиональной деятельности.

Содержание учебника [1] является инвариантным для различных профилей подготовки. Содержит сведения об особенностях проектирования изделий легкой промышленности, о классификации современных изделий легкой промышленности, о структуре свойств изделий легкой промышленности, об основах формообразования изделий легкой промышленности. В начале каждой главы, темы, новая информация представлена в сокращенном укрупненном виде для ее систематизации и удобства восприятия. После каждой главы приведены вопросы для повторения и задания для самостоятельной работы студентов. Учебник написан с учетом требований к результатам обучения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности».

Список литературы

1. Махоткина Л.Ю. Конструирование изделий легкой промышленности: теоретические основы проектирования: учебник / Л.Ю. Махоткина, Л.Л. Никитина, О.Е. Гаврилова; под ред. Л.Н. Абуталиповой. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 274 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?