Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены выводы Е.В. Суховой о психофизиологии стресса, сделанные в новом учебном пособии «Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд» для студентов направления подготовки «Управление персоналом». Управленцам особенно важно иметь полноценные знания о стрессе, потому что данная категория работников находится в наиболее стрессово неблагоприятных условиях.

Ключевые слова:
психология профессиональной деятельности, физиология профессиональной деятельности, психофизиологический анализ профессиональной деятельности, управление работоспособностью, управление персоналом
Текст

Учебное пособие «разработано по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» для студентов направления подготовки  «Управление персоналом». Данное пособие стало итогом многолетних трудов автора по данной тематике [17–27]. Психофизиология трудовой деятельности – это наука, изучающая  физиологические состояния  человека в процессе труда, закономерности изменений этих состояний в процессе труда и мотивацию человека к труду [1–16]. Управленцам особенно важно иметь полноценные знания о стрессе, потому что данная категория работников находится в наиболее стрессово неблагоприятных условиях. 

Понятие стресса как напряжения организма было введено Г. Селье [16]. С помощью общей реакции организм пытается приспособиться к изменившимся внешним или внутренним условиям. Стрессовая реакция протекает в несколько стадий и может закончиться как полной адаптацией, так и болезнью, и даже гибелью. 

На уроках физкультуры первокурсники в сентябре плачут от чрезмерной нагрузки, они задыхаются при беге, сердце колотится в груди, готовое выскочить, тревожит головокружение (спазм сосудов повышает артериальное давление), вечером они не могут делать резких движений из- за мышечных болей, тело как скованное, аппетита нет (снижена секреция пищеварительных соков), болят мышцы (накапливается молочная кислота), настроение пониженное, интереса ни к чему нет.  Жестокий учитель продолжает свои мучения, и через некоторое время (разное для всех, зависит от общего состояния организма), тело становится гибким и послушным, дыхание при беге не сбивается, лишь учащается, пульс учащается, но сердце не колотится, не выскакивает из груди, после нагрузки мышцы не болят, лишь появляется легкая испарина и зверский аппетит, а главное – ощущение мышечной радости, потому что мышечная нагрузка вызывает появление эндорфинов – гормонов счастья и радости. Вот примерно так происходит адаптация к разным стрессогенным факторам (вызывающим развитие реакции стресса), – так объясняет механизм работы со стрессом Е. Сухова [27].

Если стрессоры действуют интенсивно и длительно, то организм сначала адаптируется к ним, приспосабливается путем  перестроек органов и систем к  функционированию в изменившихся условиях, а затем может развиться  истощение. Все зависит от первоначального состояния организма. Если была склонность к сосудистому спазму, то разовьется стойкая артериальная гипертензия, если были небольшие проблемы с желудком, то разовьется язвенная болезнь и т.п., есть даже понятие «место наименьшего сопротивления», попросту говоря – где тонко, там и рвется. Поэтому в ответ на воздействие одного стрессогенного фактора у разных людей могут развиться разные заболевания, если они не сумеют адаптироваться к стрессу. 

Стрессовую реакцию вызывают разнообразные факторы внешней и внутренней среды, и все органы и системы организма принимают участие в преодолении стресса. Стресс сопровождается выраженным психическим напряжением, поэтому человек сознательно, с помощью копинг- механизмов, или бессознательно, с помощью психологических защитных реакций, пытается справиться со стрессогенной ситуацией. Знание копинг- стратегий позволяет человеку относительно безболезненно преодолевать напряженные ситуации. Если человек будет пытаться вести себя как обычно в стрессовой ситуации, не отреагирует социально приемлемыми способами на негативные эмоции в связи со стрессом, то могут развиться психосоматические реакции и психосоматические заболевания (психе - душа, сома - тело) , психические проблемы проявят себя в телесных нарушениях и заболеваниях.

В современных условиях человек не может избежать воздействия стрессогенных факторов: езда по городу в час пик на работу, сложное задание, разговор с начальником, пролитый на костюм кофе и многое другое, чего никак нельзя избежать.  «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней» – советуют психотерапевты. А этому следует учиться.   

Для преодоления стрессовых ситуаций существуют сознательные и бессознательные механизмы. Осознанные механизмы называются копинг - механизмами, бессознательные механизмы – это психологическая защитная реакция, как отмечает автор. Копинг-механизмы – это активная стратегия преодоления ситуации, они направлены на изменение ситуации; механизмы защиты трансформируют собственное Я. Это способы взаимодействия со сложной ситуацией. Копинг – стратегии – это привычные для человека  стереотипы поведения, с помощью которых он преодолевает неприятную, сложную ситуацию, это совпадающее поведение для преодоления подобной ситуации. Копинг - стратегии формируются сознательно, они направлены на восстановление, они разворачиваются последовательно, для их реализации необходимо время. 

Вообще на проблемную ситуацию человек может реагировать двояко. Проблемно - ориентированный стиль реагирования направлен на рациональный анализ проблемы, разработку плана по ее преодолению. 

Субъективно- ориентированный стиль реагирования представляет собой эмоциональное отреагирование, проявляется в виде конкретных действий по преодолению ситуации и проблемы, а в виде рассказа окружающим о своих переживаниях, попытках забыть проблему «Я не буду думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра» – говорила себе Скарлетт О*Хара в «Унесенных ветром», приеме алкоголя, наркотиков, «заедание» проблемы вкусненьким и сладеньким. 

В целом, выделяют следующие копинг – стили: 

1. Капитуляция (я уже ничего не сделаю, как замирание у животного, кролик не убегает от удава, он парализован).

2. Избегание (лучше и не идти на собеседование, это бегство от врага). 

3. Сверхкомпенсация (я стану душой той компании, в которой мне неуютно, это нападение самому на врага). Копинг-механизмы могут проявляться в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности:

  • в когнитивной сфере – это отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы; принятие ситуации как чего-то неизбежного, проявление своего рода философии стоицизма, смирения; снижение серьезности создавшейся ситуации с помощью юмора, иронии; проблемный анализ сложившейся ситуации, обдумывание стратегий своего поведения; сравнение себя с другими, находящимися в относительно худшем положении; придание личностного смысла создавшейся ситуации как к вызову судьбы или проверке стойкости духа; 
  • в эмоциональной сфере возможны два варианта: отреагирование отрицательных эмоций в разумной, приемлемой форме или подавление эмоций с сохранением самообладания, самоконтроля; 
  • в поведенческой сфере возможны: отвлечение (обращение к какой-либо деятельности), проявление альтруизма, забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план, активная защита: встречи с адвокатами, написание жалоб и т.д., активный поиск эмоциональной поддержки: стремление быть выслушанным, встретить содействие или понимание.

Эмоции значительно влияют на  субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность.

Ко второй группе механизмов преодоления стресса относятся механизмы психологических защит, которые направлены на смягчение действия психогенного фактора, на снижение личностной тревоги и восстановление психологического гомеостаза. Психологические защитные реакции являются бессознательными. 

Они были описаны З.Фрейдом и классифицированы его дочерью Анной   Фрейд. Психологические защитные реакции срабатывают мгновенно при возникновении проблемы или стрессовой ситуации, они ограждают сознание человека от неприятной для него информации, отрицают ее, искажают или фальсифицирует действительность, делают менее обидной, болезненной, травмирующей психику.

Действие механизмов психологических защит двояко: с одной стороны, это механизм адаптации, с другой – при односторонности, значительном изменении ее количественных характеристик она может сыграть патогенную роль и преобразовать тревогу в психопатологичесий симптом ( болезненный). 

Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты присущи каждому человеку. Однако пропорция может быть различной. У зрелой личности механизмы психологических защит, срабатывая при воздействии психогенных факторов (действующих негативно на психику), гася патогенное (болезненное) воздействие, уступают место копинг-механизмам, конструктивным стратегиям, направленным на преодоление ситуации. У личностей незрелых происходит застревание на бессознательных механизмах защиты, что может привести к дезадаптации личности и развитию различных расстройств. Психологический механизм соматизации (нерешенные психические проблемы переходят в заболевания и болезненные состояния тела – «сома», это тело) можно рассматривать как один из частных механизмов психологических защит. 

Повторяющаяся, хроническая, неотреагированная, подавленная эмоция  соматизируется – вызывает сдвиги в телесном функционировании. Влияние психологических и социальных  факторов на возникновение и течение хронических заболеваний, в том числе хронических заболеваний легких, отметил в клинических лекциях еще великий русский клиницист С.П. Боткин (1832–1889). При изучении  особенностей течения заболевания, С.П. Боткин особое внимание обращал на состояние нервной системы и психики, подчеркивал значимость функциональных связей органов и систем в целостном организме [1, 27]. В настоящее время психосоматические соотношения рассматриваются в системе сложных многопрофильных взаимодействий между различными уровнями функционирования организма. Психосоматика изучает влияние психических факторов на возникновение и течение соматических болезней – болезней тела («сома» – тело). То есть деструктивные эмоции человека (саморазрушающие) направляются не вовне, а на свой собственный организм. По какой- либо причине человек не считает возможным проявить свои негативные эмоции: агрессию, гнев, эти неотреагированные вовне эмоции обращаются вовнутрь. Под  психосоматикой понимают изучение всего комплекса проблем, связанных со взаимным влиянием психики и физиологических механизмов жизнедеятельности организма При этом некоторые исследователи используют термин «психосоматика» в узком значении для обозначения направления  психосоматической медицины, базирующейся на идеях психоанализа. 

В целом же ученые, занимающиеся изучением влияния психических факторов на болезнь, пытаются установить связь между привычным способом разрешения конфликта и поведением в болезни, создать обучающие программы, корректирующие саморазрушающее поведение, прививающие навыки безконфликтного общения.  

Типичным психосоматическим заболеванием является бронхиальная астма. Любое неспецифическое раздражение у больного бронхиальной астмой может проявиться специфическим ответом в виде бронхоспазма (приступа удушья). В патогенетическую цепь заболевания тесно вплетаются психо-эмоциональные нарушения, вызывая хронизацию вентиляционных (дыхательных) нарушений. При этом, возможность нарушения дыхания от разговорной ситуации у больных бронхиальной астмой значительно выше, чем можно было бы ожидать от «обычного невротика». Приступ удушья – это способ патологической адаптации. Возникающие психогенные влияния превращаются в соматические симптомы (телесные проявления). Так формируется порочный круг. Можно в качестве иллюстраций привести пример из врачебной практики автора: страх, агрессия, чувство вины, фрустрированные (насильственно подавленные) желания, если они вытеснены, приводят к хроническому эмоциональному напряжению, которое нарушает нормальное функционирование вегетативных органов. Из-за сложности социальной жизни многие эмоции не могут быть выражены свободно и разряжены посредством произвольной активности и их экспрессии, но они остаются, вытесняются и   оказывают воздействие на вегетативные функции: пищеварение, дыхание, кровообращение. Подавленный гнев специфически связан с сердечно-сосудистой системой; наклонности к зависимости и поиску помощи – с функциями питания; конфликт между сексуальным желанием и наклонности к зависимости оказывает особое воздействие на дыхательные функции. 

Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием. Помимо астмы, к психосоматическим заболеваниям относят сахарный диабет, язвенную болезнь желудка (человек «ест сам себя»), гипертоническую болезнь, ревматоидный артрит («держись прямо»). Поэтому врачи направляют больных с данными заболеваниями на консультацию психолога или психотерапевта.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.В. Физиология человека [Текст] / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.и. Циркин, С.В. Чеснокова/ - М., 1998.

2. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право [Текст] / М.С. Андрианов. - М.: Институт Общегуманитарных исследований. 2007.

3. Баранов И.В. Психологические аспекты компьютерных технологий [Текст] / И.В. Баранов, О.А. Назарова // Биотехнические, медицинские и экологические системы и комплексы. Биомедсистемы - 2002: Всероссийская научно-техническая конференция студентов, молодых ученых и специалистов, Рязань, 2002: тезисы докладов. Рязань. 2002 - с. 73.

4. Климов А.Н., Будковская Н.О. Липиды. ММЭ: в 6 -ти т. [Текст] / гл. ред. Покровский В.И.-Т.3. 1992. - С. 122-123.

5. Климов А.Н., Князев Ю.Н., Туркина Т.И. Жировой обмен. ММЭ: в 6 -ти [Текст] / т. гл. редактор Покровский В.И.-Т.2. 1991.- С. 201-205.

6. Колодзин Б. Как жить после психической травмы [Текст] / Б. Колодзин. - М.: Шанс, 1992.

7. Коннира Андреас, Стив Андреас. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатом [Текст] / А. Коннира, А. Стив. - СПб.: Ювента. - 1996

8. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правил безопасности. Рига. ПЦ «Эксперимент» - 1996 - 190 с.

9. Менделевич В.Д. Книническая (медицинская) психология [Текст] /В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс- Информ. - 2008 - 432 с.

10. Меерсон Ф.З. Стресс [Текст] / ММЭ: в 6-ти т. РАМН, Гл. ред. В.И. Покровский, -М., Медицина, - 1996., - т.5. - с.516-518.

11. Пиз А. Язык телодвижений [Текст] /А. Пиз. - М.: Эксмо.- 2006- 272 с.

12. Розенфельд Е.Н., Дильман, Князев Ю.Н. В.М. Углеводный обмен. ММЭ: в 6 -ти т./[Текст] / гл. редактор Покровский В.И.-Т.6.- 1996. - С. 101-104.

13. Руководство по психотерапии [Текст] / под ред В.В.Рожнова.- 2 изд, доп. и перераб.- Т.:Медицина, 1979.

14. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

15. СанПиН 2.2.4.548 - 96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

16. Селье Г. Стресс без дистресса М. Прогресс [Текст] / Г.Селье. - М., 1982.

17. Сухова Е.В., Сухов В.М. Боль в спине. Медико- социальные и экономические аспекты заболеваний и их профилактика [Текст]: Сб. науч. тр./ отв. ред. Е.В. Сухова. - Самара: Изд-во Самар.гос. экон.ун-та, - 2006. - С. 90-97.

18. Сухова Е.В. Медико-психологическая реабилитация больных хроническими заболеваниями легких [Текст]: дисс. д-ра мед. наук./ Е.В. Сухова. - Самара, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет. 2006

19. Сухова Е.В. Психология и безопасность. Стать победителем стресса [Текст] / Е.В. Сухова // ОБЖ. Основы безопасности жизни» № 7.2007, - с. 48-52.

20. Сухова Е.В. Секреты здоровья и долголетия. Профилактика близорукости [Текст] / Е.В. Сухова // ОБЖ. Основы безопасности жизни» № 9. 2007. - С. 61-64.

21. Сухова Е.В. Правила психологической безопасности. [Текст] / Е.В. Сухова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Трансформационные процессы современного общества». Тольяти.4 декабря 2007.- С. 182 - 183.

22. Сухова Е.В. Профилактика сколиоза у школьников [Текст] / Е.В. Сухова //ОБЖ. Основы безопасности жизни». - № 1. - 2008. - С 52-58.

23. Сухова Е.В. Факторы риска труда экономистов и финансовых работников [Текст] / Е.В. Сухова // Сб. науч. трудов к 80- летию СГЭУ (часть 1) «Научные исследования Самарского государственного экономического университета: итоги и перспективы, 2011, С. 250-256.

24. Сухова Е.В. Воздействие компьютера на здоровье студентов Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) [Текст] / Е.В. Сухова // Валеология. Научно- практический журнал. Ростов- Дон. № 3 , - 2013.- С. 7-13

25. Сухова Е.В. Проблемы со «здоровым» питанием у современных студентов [Текст] / Е.В. Сухова // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в 21 веке. Очерки наученного развития». Москва. 19-20 сентября 2014 г. C.45-50.

26. Сухова Е.В. От больного студента к проблемному специалисту [Текст] / Е.В. Сухова // Материалы 13 международной конференции «Проблемы развития предприятий- теория и практика». Самара- ноябрь 2014, с. 326-328.

27. Сухова Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд [Текст]: учебное пособие / Е.В. Сухова. - М.: Инфра-М, 2017.

28. Sukhova E.V. Results de personal reqirements research of people with different social status. Mediaterean journal of social science -2015 -V 6-p 360- 366.

29. Физиология человека [Текст]: в 3-х т. / под ред. Р.Шмидта и Г. Тевса. - М., 1996.

Войти или Создать
* Забыли пароль?