Развитие программ академической мобильности в российских вузах становится все более важной составляющей учебного процесса в условиях создания единой европейской зоны высшего образования, а также налаживания социальных, политических, экономических и культурных отношений с европейскими соседями. В связи с этим все больше обучающихся российских вузов принимают в ней участие. Выделяют внутригородскую, внутрироссийскую и международную академическую мобильность. В развитие международной академической мобильности в ФГБОУ ВПО «РГУТиС» неоценимый вклад вносит Учебно-методическое объединение учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма, которое 25 лет успешно функционирует на базе университета. В статье приведен анализ академической мобильности обучающихся вузов. Проанализированы позиции студентов в отношении академической мобильности и проводимой государством политики в сфере развития академической мобильности в Российской Федерации. Рассмотрены понятия «мобильность», «академическая мобильность». Представлена динамика участия в программах академической мобильности обучающихся ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Приведены результаты пилотажного социологического исследования (анкетирования) студентов и аспирантов университета по данной тематике.
мобильность, академическая мобильность, международная академическая мобильность, внутрироссийская академическая мобильность, обучающиеся, студенты, магистры, аспиранты, Болонский процесс.
Глобализация — это ключевая реальность XXI века, которая затронула все сферы жизнедеятельности человека. Ярким примером влияния глобализации на сферы образования и науки является Болонский процесс (создание единой Европейской зоны высшего образования), неотъемлемым элементом которого является академическая мобильность.
Основными субъектами академической мобильности выступают:
- обучающиеся всех уровней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура);
- профессорско-преподавательский состав вуза;
- администрация высшего учебного заведения.
В данной статье мы более подробно проанализируем академическую мобильность обучающихся российских вузов. Основными целями и задачами академической мобильности обучающихся вузов являются:
- формирование у студентов, магистров и аспирантов на основе компетентностного подхода своей образовательной траектории;
- выбор обучающимися учебного заведения в соответствии со своими способностями, устремлениями, профессиональной мотивацией и другими социальными и личностными потребностями;
- выбор обучающимися в рамках ООП предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- обмен научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения и другими познаниями в области обеспечения интеллектуального и компетентностного роста.
Участвуя в программах академической мобильности, студенты, магистры, аспиранты, как отмечается в документах, регламентирующих Болонский процесс (в том числе и академическую мобильность), получают новый академический и культурный опыт, доступ к более качественным образовательным услугам.
Содействие и поощрение международной академической мобильности способствует формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных занять достойное место на мировом рынке труда, а также существенно повлиять на качество трудовых национальных ресурсов.
1. Галичин В. А., Карпухина Е. А., Матвеев В. В., Сугакова А. П. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования / М.: Университетская книга, 2009. 460 с.
2. Ананьева Т. Н. Инновационная деятельность УМО // Образование в области сервиса и туризма: Сборник статей посвящен 20-летию Учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма. / Под общ. ред. д.и.н., проф. А. А. Федулина, д.с.н., проф. Т. Н. Ананьевой. М.: ИЦ «Маска», 2008. С. 14-19.
3. Артамонова Ю. Д., Демчук А. Л. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 3-14.
4. Пинигина О. Н. Студенческая мобильность как фактор повышения качества обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации в вузах // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 4. С. 33-37.
5. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 45-56.
6. Федулин А. А. Роль ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в развитии образования в области туризма и сервиса // Образование в области сервиса и туризма: Сб. статей, посвященных 20-летию Учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма. / Под общ. ред. д.и.н., проф. А. А. Федулина, д.с.н., проф. Т. Н. Ананьевой. М.: ИЦ «Маска», 2008. С. 8-13.