Россия
Статья посвящена анализу основных идей монографии профессора Стребелевой Е.А. «Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта», методике исследования и определению подхода к содержанию коррекционного обучения.
дети с нарушением интеллекта, психолого-педагогический подход, коррекционное обучение, мышление, наглядно-действенное, наглядно-образное, организация, игра, проблемная ситуация, выбор способа решения, приемы, достижение цели.
Актуальность проблемы, которой посвящена монография Стребелевой Е.А., заключается в том, что дети с нарушением интеллекта составляют самую представительную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья и вопросы их социализации являются ключевыми в области образования. Самые широкие дискуссии касаются условий и содержания коррекционного обучения, методик его реализации в современной практике [1,2,4].
В монографии Стребелевой Е.А. раскрыта сущность психолого-педагогического подхода к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта в аспекте исследования мыслительных процессов у детей в дошкольном возрасте. Экспериментальным путем исследователь подтвердил идею о необходимости целенаправленного формирования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников с учетом особенностей их мыслительного процесса и сопровождающих этот процесс трудностей в проблемных ситуациях. Среди основных постулатов авторского подхода к коррекционному обучению умственных отсталых детей выделены следующие:
- Коррекционную работу с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста необходимо начинать с формирования наглядно-действенного мышления: с одной стороны, стимулировать и развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность, а, с другой – формировать все функции речи. Автором подчеркивается взаимосвязь практического жизненного опыта ребенка с наглядно-чувственными представлениями об окружающем, а также отражение этой взаимосвязи в слове, благодаря которому фиксируется этот опыт и обобщаются его результаты. Именно наглядно-практическая ситуация, в которой оказывается ребенок, обозначая словом свои действия, является своеобразным переходом к этапу появляющегося мыслительного процесса. На основании сформированной связи между словом и действием в дальнейшем выстраиваются полноценные образы-представления.
- В процессе наглядно-практических проблемных ситуаций, в которых ребенок ищет путь их разрешения, происходит изменение характера речи и активизация речевого сопровождения, внутри которого появляются и разные функции – сопровождающая, фиксирующая, а в отдельных случаях и планирующая, что предопределяет возможности дальнейшего развития мышления. Именно практическим способом, за счет осознанного усвоения обозначений действий, направленных на достижение цели, способов ее выполнения и анализа условий деятельности, происходит обогащение словаря и становление грамматического строя речи.
- Целенаправленное формирование наглядного мышления в дошкольном возрасте является основным действенным средством коррекции познавательной деятельности умственно отсталых дошкольников, что составляет важное звено в формировании готовности к дальнейшему обучению в школе.
- Своевременная диагностика мыслительной деятельности в дошкольном возрасте позволяет определить актуальные возможности познавательного потенциала ребенка в коррекционном обучении, а также своевременно корригировать трудности социальной адаптации в окружающей среде с учетом его возможностей и доступности средств коммуникации в решении проблемных задач ближнего окружения.
- Своевременная ранняя коррекционная работа с умственно отсталыми детьми в аспекте формирования наглядных форм мышления позволяет компенсировать при умственной отсталости кардинальную рассогласованность во взаимодействии двух сигнальных систем, выделяя в этом процессе первостепенный социализирующий фактор – связь действия и слова.
В монографии «Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта» автор анализирует педагогические подходы к содержанию программ коррекционного обучения детей дошкольного возраста [1. 2.4]; раскрывает закономерности и особенности мыслительного процесса у детей в норме и при отклонениях в развитии. По своей научной значимости монография Стребелевой Е.А. фундаментальна, имеет теоретическую и практическую обоснованность. В работе прослеживаются традиции отечественной школы дефектологии, на основе которых представлены оригинальные экспериментальные результаты исследования и авторское видение решения проблемы обучения умственно отсталых детей, что актуально современным потребностям специального образования.
Монография будет полезна исследователям в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии, имеет большую практическую значимость для практиков педагогов-дефектологов дошкольных общеобразовательных организаций.
1. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб.: СОЮЗ, 2003. - 320 с.
2. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
3. Екжанова Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание /Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 272 с.
4. Программа для специальных дошкольных учреждений // Воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.