Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе непрерывного образования способствует подготовке будущего учителя информатики, владеющего навыками использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности, способного принимать эффективные решения в динамично меняющихся условиях работы. В связи с этим можно прогнозировать, что в непрерывном образовании все более важная роль станет отводиться самообучению и самообразованию. Более того, в становлении системы непрерывного образования большую роль играет формирование соответствующей информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС). В этом аспекте в статье рассматривается проблема подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности в новой ИКОС.
профессиональная подготовка, профессиональная деятельность учителя, информационно-коммуникационные технология, информационно-коммуникационная образовательная среда, Интернет, веб-технологии.
Смена парадигмы образования с конца XX — начала XXI в. сопровождается процессом переориентации образования на достижение нового качественного уровня, новых образовательных результатов, отвечающих современным социально-экономическим реалиям России.
Вместе с тем новые образовательные результаты не могут быть достигнуты в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств обучения. Поэтому одним из главных факторов модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является реализация новой ИКОС. При этом средства ИКТ могут оказать существенное влияние на организацию учебного процесса в том случае, если они будут включены в новую модель обучения. Все это существенно изменяет требования к подготовке современного учителя, заставляет по-новому оценить его место и роль в учебном процессе.
В современных условиях подготовить будущего компетентного специалиста возможно только посредством телекоммуникационных технологий, а именно на базе Интернета и вебтехнологий. При этом под веб-технологиями мы будем понимать систему методов и способов, поиска, накопления, хранения, обработки и выдачи информации в гипертекстовой и гипермедиа форме, реализующую инновационные подходы к образованию, основанные на новой образовательной парадигме: «ученик — информационно-коммуникационная образовательная среда — учитель».
Формирующаяся в настоящее время система непрерывного образования ориентирована на реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучаемых, их социализацию и самоорганизацию в информационно-образовательном пространстве через индивидуализацию и дифференциацию обучения. Такая система должна более гибко и мобильно отражать современные требования общества к специальной и методической подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности в условиях масштабного внедрения средств ИКТ в систему образования.
1. Башмаков М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. СПб.: СВЕТ, 1997.
2. Мозолин В.П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2000.
3. Ниматулаев М.М. Подготовка учителей информатики в педвузе к использованию Web-технологий в профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук. М., 2002.
4. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. 1998. № 4.