ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены подходы к разработке модели формирования ключевых компетенций у учащихся старшей школы на уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения. Выделены основные этапы формирования ключевых компетенций учащихся в деятельности учителя, которые включают: анализ нормативных документов, проведение комплексной педагогической диагностики, конструирование содержания учебного материала, формирование ключевых компетенций в процессе реализации метода проектов. Подробно описаны основания проведения комплексной педагогической диагностики, ориентированной на выявление образовательных потребностей учащихся, уровня сформированности структурных компонентов компетенций (знаний, умений, опыта деятельности и ценностных ориентаций), ресурсов образовательной среды. Представлена система уроков-проектов для учащихся 10-11-х классов, согласно образовательным линиям примерной Программы основного (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Рассмотрены предпочтительные виды деятельности для формирования ключевых компетенций при обучении информатике. С целью проверки разработанной модели проведено экспериментальное исследование уровней сформированности познавательной активности учащихся. Установлено, что навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации, умения представить информацию в доступном, эстетичном виде, умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, умение работать в группе, в команде, умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение в условиях реализации разработанной модели имеют устойчивую тенденцию к росту.

Ключевые слова:
компетентностный подход, ключевые компетенции, модель.
Текст

Проблема перехода от традиционной школы, ориентированной на получение обучаемым определенной суммы знаний, к системе образования, в рамках которой готовят будущего активного участника общественной и трудовой жизни, нацеленного на личностный и профессиональный рост в условиях стремительно меняющегося мира, сегодня является особенно актуальной. Перемены в сфере образования вызваны интенсификацией жизни, развитием научно-технического прогресса, усилением процессов обмена информацией и информатизацией общества в целом. Ответом на запросы общественного развития является формирование ключевых компетенций, ставших, по замечанию И.А. Зимней, «новой парадигмой образовательных результатов», достижение которых является достаточно сложным и неразработанным процессом в современной школе [10]. Ряд проблем возник и в преподавании информатики, причем с достаточной остротой, чему способствует специфика предмета, а также интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий [2, 11–13, 19, 20]. Ответы на поставленные вопросы необходимо найти в ближайшей перспективе, поскольку недочеты в сфере образования неизбежно проявятся в виде кризисных ситуаций в экономике и научно-технической сфере.

Анализ научной, методической и учебной литературы [2, 8, 11–13, 15, 23] позволил выявить противоречие между требованиями общества, развивающегося в условиях модернизации и информатизации, к подготовке выпускников школы, которые должны владеть знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, необходимыми для успешного обучения в течение всей жизни, и реальным уровнем подготовки старших школьников, недостаточной сформированностью у них ключевых компетенций.

Список литературы

1. Аскерко Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Аскерко. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2007.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 26.

3. Глухарева О.Н. Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы на уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3.

4. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С. 15-23.

5. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.

6. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-84.

7. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С. 49-54.

8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8. С. 3-12.

9. Зеер Э.Ф., Попова Л.С. Влияние уровня креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С. 31-36.

10. Зимняя И.А. Развитие личности как субъекта деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 3. С. 37-40.

11. Мерзлякова О.П. Формирование ключевых компетентностей учащихся при реализации вариативной части государственного образовательного стандарта в процессе обучения физике в школе // Образование и наука. 2007. № 6 (10). С. 96-102.

12. Ракитина Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики. М.: Информатика и образование, 2012.

13. Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2011/1130-09.htm

14. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С. 56-65.

15. Сиденко А.С. О проекте в условиях билингвального образования: «Развитие коммуникативной компетентности учителя средствами описания передовых практик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 46-49.

16. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С. 5-14.

17. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С. 40-47.

18. Смирных О.В., Давыдова Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С. 167-175.

19. Строкова Т.А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С. 57-64.

20. Чапаев Н.К., Чошанов М.А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука. 2011. № 10. С. 3-2.

21. Чарыкова С.В. Реализация метода проектов в процессе обучения информатике / С.В. Чарыкова // Информатика и образование. 2011. № 11. С. 36-41.

22. Черных Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету «Информационные технологии» / Н.П. Черных // Вопросы интернет-образования: http://ipk.admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot.files/Jornal/Vio_38/Vio_38/cd_site/Articles/art_3

23. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2005/1212

24. Яшина Г.А., Сиденко А.С. От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С. 21-24.

Войти или Создать
* Забыли пароль?