Орёл, Орловская область, Россия
с 01.01.2017 по настоящее время
Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Московский областной казачий институт технологий и управления (филиал), доцент)
сотрудник с 01.01.2010 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
статья посвящена изучению личности дорожно-транспортного нарушителя. В исследовании получены данные, которые указывают на то, что личность водителя, допускающего превышение скоростного режима, не имеет принципиальных индивидуально-психологических особенностей. Низкий уровень законопослушности и высокую степенью использования асоциальной стратегий преодоления стрессовых ситуаций возможно корректировать профилактическим воздействием и воспитательной работой среди водителей. Одним из эффективных средств такой профилактики могут выступать средства фотовидеофиксации скоростного режима.
превышение скоростного режима, личность дорожно-транспортного нарушителя, безопасность дорожного движения, средства фотовидеофиксации, нарушение правил дорожного движения.
Одной из задач Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» является повышение культуры вождения [2]. Такое повышение может быть достигнуто за счет профилактики их неправомерного поведения путем использования автоматических комплексов фотовидеофиксации, которые призваны повлиять на дисциплину водителей, предотвратить возможные правонарушения, в том числе связанные с превышением скорости. Введенная Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1] и действующая с 1 июля 2008 года система фотовидеофиксации активно применяется в России и интенсивно развивается, выступая важным средством выявления нарушений правил дорожного движения.
В 2015 году на основании материалов, зафиксированных комплексами, было вынесено более 50 млн. постановлений по делам об административных правонарушениях, что составило 67 % от общего количества вынесенных постановлений в отношении владельцев и водителей транспортных средств. Их число возросло на 4 % по сравнению с аналогичным показателем 2014 года и составило 40,9 млн. или 63% от всех вынесенных постановлений. В настоящее время 76 % стационарных комплексов ориентированы на фиксацию превышения установленной скорости движения транспортных средств, что составляет 89 % от общего количества правонарушений, зафиксированных в автоматическом режиме [10].
Значительная доля и прирост числа выявленных и зафиксированных нарушений правил дорожного движения, связанных с превышением скорости, во многом определяет общую негативную картину дорожно-транспортных нарушений. Такая ситуация обусловлена не столько увеличением количества нарушителей скоростного режима, сколько расширением сферы и возможностей их выявления.
Очевидно, что лица, преступно нарушающие правила дорожного движения, связанные с превышением установленного скоростного режима, обладают определенными криминолого-психологическими особенностями. Анализ научной литературы, посвященной данным особенностям личности [5, 8, 9, 11 и др.], показал, что эмпирические исследования в них проводились на водителях либо осужденных и отбывающих наказание за совершение преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, либо ставших участниками дорожно-транспортного происшествия, изучалось влияние травматического события на личность испытуемого. Однако личность водителя, допускающего превышение скоростного режима, практически не исследована.
Между тем изучение личности осужденного водителя, уже отбывающего наказание, не дает понимание картины того, какими личностными особенностями он обладал «до» и «в момент» совершения преступления. Нахождение виновного в ситуации самого ДТП, в процессе его расследования, судебного рассмотрения дела, отбытия наказания являются психотравмирующими событиями и накладывают на личность серьезный отпечаток, изменяя ее. Таким образом, особенности личности осужденного водителя и нарушителя скоростного режима не тождественны.
В исследовании личности водителя, допускающего превышение скоростного режима, приняло участие 84 человека, из которых 41 признавали факт нарушений скоростного режима (экспериментальная группа), а 43 отрицали. При этом из 43 водителей, только 18 согласились пройти тестирование и составить контрольную группу. В свою очередь 25 человек, находили предлоги отказаться от эксперимента, что заставляет усомниться в их искренности.
Исследование проводилось с использованием опросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)» С. Хобфолла, Многоуровневого личностного опросника “Адаптивность” – 4 (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и анкеты, включающей вопросы по социально-демографическим данным, особенностям ситуации превышения скорости и причинам, повлекшим это нарушение.
При анализе данных анкеты получены следующие результаты. Количество эпизодов превышения скорости на трассе и в населенном пункте было одинаково. Около 30 % опрошенных совершили только одно нарушение, по 19 % - соответственно 2, 3 и 4 нарушения, 13 % - более четырех нарушений скоростного режима. Чаще всего причиной превышения скорости на трассе и в населенном пункте респонденты называли срочную необходимость следовать по важным делам и привыкание к темпо-ритму движения, вследствие чего водитель не успел сбросить скорость. Другой причиной превышения скорости в населенном пункте называли невнимательность.
Водители экспериментальной группы были разделены равномерно на две возрастные подгруппы 18-35 лет и 36- и старше лет. При сравнении подгрупп разница была выявлена по количеству эпизодов превышение скоростного режима. В группе 18-35 летних водителей таких эпизодов в два раза больше, чем в группе от 36 лет. Более чем в 3 раза 18-35 летние чаще превышают скорость на трассе, и в 1,5 раза в населенном пункте, чем водители старше 35 лет.
Водители старше 35 лет причиной превышения скорости называют главным образом, срочную необходимость следовать по важным делам, другие причины в этой группе в основном встречаются в единичных случаях.
При анализе индивидуально-личностных особенностей данных подгрупп и сравнении с контрольной группой было выявлено следующее. Экспериментальная группа от контрольной отличается низким уровнем законопослушности (обе подгруппы в равной степени) и высокой степенью использования активной и асоциальной стратегий преодоления стрессовых ситуаций, что свидетельствует о сниженном уровне социализации, о пренебрежительное отношение к нормам и правилам поведения в социуме, принятия закона с оговорками, низком уровне правосознания и уверенности в правильности своей позиции. Различия между подгруппами выявлены не были.
Данные проведенного исследования указывают на то, что личность водителя, допускающего превышение скоростного режима, не имеет принципиальных индивидуально-психологических особенностей. Низкий уровень законопослушности и высокую степенью использования асоциальной стратегий преодоления стрессовых ситуаций возможно корректировать профилактическим воздействием и воспитательной работой среди водителей. Одним из эффективных средств такой профилактики могут выступать средства фотовидеофиксации скоростного режима.
Использование таких средств, преследуя цель повышения уровня безопасности дорожного движения, основано на принуждении водителей к соблюдению требований Правил дорожного движения, может стать одним из перспективных направлений по снижению уровня аварийности, сохранению человеческих жизней [6]. Однако эффективность использования систем фотовидеофиксации в России пока сложно оценить однозначно, несмотря на семилетний опыт их использования на российских дорогах.
Основной целью работы систем фотовидеофиксации нарушений скоростного режима является профилактика аварийности на заданном участке дороги путем воздействия на водителей транспортных средств. Применение таких комплексов является эффективным средством профилактики дорожно-транспортных происшествий, призвано стабилизировать ситуацию в сфере дорожного движения, позволяет расширить спектр мер воздействия на его безопасность наиболее эффективными и современными средствами [4], расширить спектр их влияния на водителей.
По справедливому утверждению А.И. Коробеева, ни само по себе техническое совершенствование транспортной инфраструктуры, ни другие из мер, взятые в отдельности, не в состоянии полностью снять проблему аварийности [7]. Воздействовать на личность нарушителей скоростного режима возможно лишь комплексно, постоянно реализуя систему мер профилактического и правоприменительного характера.
Максимальный эффект профилактического воздействия средств фотовидеофиксации на дорожно-транспортных нарушителей можно ожидать при их постоянном использовании в очагах аварийности на протяжении достаточно длительного времени. Это повлияет на водителей транспортных средств, для которых неотвратимость наказания будет выступать значимым сдерживающим фактором, обеспечивающим соблюдение ими правил дорожного движения.
1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета, № 245, 26.12.1995.
2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» // Собрание законодательства РФ, 14.10.2013, № 41, ст. 5183.
3. Астафьев Н.В., Караваев А.Ф. Использование сотрудниками полиции средств аудио-, фото-и видеофиксации в оперативно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54). С. 31.
4. Баранчикова М.В., Кузнецова И.И. Пропаганда безопасности дорожного движения: криминологические и психолого-педагогические аспекты // Вестник Орловского государственного университета. 2015. № 4. С. 23.
5. Ефимова Е.О. Личность водителя и ситуация в механизме совершения дорожно-транспортных преступлений: автореф. дис.... канд. юрид. наук, М., 2014;
6. Коняев С.А., Золотарев И.И Об эффективности использования средств автоматизированной фиксации административных правонарушений в предупреждении ДТП и сохранении жизни и здоровья участников дорожного движения // Вестник Воронежского института МВД России. № 3. 2013. С. 136.
7. Коробеев А.И. Транспортные преступления и транспортная преступность: монография.- М.: Юрлитформ, 2015. - С. 51.
8. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Перспективные направления психологической работы и психологических научных исследований в области совершенствования деятельности Госавтоинспекции // Прикладная психология и педагогика. 2016. Т. 1. № 1. С. 1-10. DOI:https://doi.org/10.12737/18717. [Электронный ресурс]. URL: http://naukaru.ru/journal/article/view/18717.
9. Обоймова С.М. К вопросу исследования психических детерминант безопасности личности водителя. \\ Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5 (36), с. 114-116;
10. Средства автоматической фиксации в прошедшем году выявили более 50 миллионов нарушений ПДД Средства автоматической фиксации в прошедшем году выявили более 50 миллионов нарушений ПДД [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gibdd.ru
11. Стешич Е.С., Красненкова С.А. Криминальная пре-диспозиция как фактор дорожно-транспортного преступления (по материалам конкретного исследования) \\ Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 2 (40). С. 17-23.