КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Качество высшего образования — это ценность блага для индивидуума. Качество образования определяется доходом человеческого капитала, которым наделяется индивидуум в результате потребления этого блага. Общественная оценка качества высшего образования — это равновесная рыночная цена на конкурентном рынке. Рынки высшего образования не являются рынками чистой конкуренции. Для общественной оценки качества высшего образования использован подход, применяемый при профессиональной оценке бизнеса. Даны оценки качества высшего образования занятого населения страны за в 2007–2011 гг. Для периода 2007–2011 гг. получены эконометрические модели производственных функций, определена эластичность производительности труда по фактору доли занятого населения с высшим образованием. Установлена тесная связь между качеством вывшего образования и эластичностью производительности труда по фактору занятого населения с высшим образованием. В 2007–2009 гг. в период вхождения в экономический кризис качество образования занятого населения падало, как и продуктивность человеческого капитала занятого населения с высшим образованием. В 2010 г. в период начала выхода из экономического кризиса качество образования занятого населения, как и продуктивность человеческого капитала занятых с высшим образованием повысилось и превысило докризисный уровень. В 2011 г. качество образования занятого населения вновь снизилось. Качество и продуктивность человеческого капитала занятого населения с высшим образованием резко упала на уровень, значительно ниже кризисного уровня.

Ключевые слова:
качество высшего образования; человеческий капитал;профессиональная оценка; производственные функции; эконометрические модели.
Текст

В настоящее время используются два основных подхода к оценке качества и управления качеством в сфере высшего образования [1]. Один из них называют «гарантия качества» (quality assurance), или аккредитация (accreditation). Этот подход к оценке основан на показателях, в основном характеризующих потенциал вуза. Другой подход включает системы рейтингов и неких индикаторов эффективности (performance indicators) учебных заведений. Ценность высшего образования и для потребителя, и для общества согласно указанным подходам характеризуется косвенными признаками, правомерность использования которых недостаточно обоснованна. С помощью показателей, представленных в системах, основанных на этих подходах, практически невозможно оценить величину человеческого капитала, которым наделяется выпускник вуза. Использование указанных подходов к оценке качества высшего образования можно объяснить недостаточной разработанностью экономической категории «качество» и традиционным пренебрежением методологическими принципами науки, которое, как указывал М. Блауг, характерно для экономистов [2].

Оценку капитала, в том числе человеческого капитала, которым наделяется индивидуум, получивший образование, дает чистая приведенная стоимость, которая измеряется путем дисконтирования стоимости денежного потока чистых доходов, генерируемых за период жизненного цикла носителя капитала [3, 4].

Категория «качество» с позиций используемого в современной экономической науке подхода [5–8] определяется как способность блага удовлетворять потребности потребителя, как полезность, ценность блага для конкретного потребителя [9–11]. Это определяет возможность измерить индивидуальную ценность блага для конкретного потребителя и получить общественную («справедливую» по А. Маршаллу) оценку качества блага, которую можно измерить его равновесной рыночной ценой на конкурентном рынке [9–11]. Высшее образование формирует человеческий капитал индивидуума — потребителя блага, которым является высшее образование, ценность, полезность образования определяется доходом, который обеспечивает индивидууму человеческий капитал, обретаемый при получении образования [4, 9–11].

Список литературы

1. Юшер А. Основные тенденции в развитии высшего образование в европейском регионе // Экономика образования. 2009. № 6. С. 108-120.

2. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют / пер. с англ. // Вопросы экономики. 2004.

3. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. В 2-х т. / пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1999.

4. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический поход / пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

5. Маршалл А. Основы экономической науки / пер. с англ. М.: Эксмо, 2008.

6. Маршалл А. Принципы политической экономии / пер. с англ. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

7. Самуэльсон П. Основания экономического анализа / пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2002.

8. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономика. М.: ИНФРА-М, 2011.

9. Савина И.В., Басовский Л.Е. Качество высшего образования как экономическая категория: монография. Электронный ресурс библиотечной системы «Руконт». URL: http://rucont.ru/file.ashx?oid=126592

10. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

11. Савина И.В., Басовский Л.Е.Экономическая оценка качества высшего образования: монография. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2012.

12. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса) / под ред. В.И. Кошкина. М.: ЭКМОС, 2001.

Войти или Создать
* Забыли пароль?