Анализ химического загрязнения прибрежных экосистем представлен геоэкологической оценкой и прогнозом развития береговой зоны. Уязвимые участки включают площади сегодняшнего и будущего экологического неблагополучия. Решение проблем экологической безопасности, стратегического управления рисками, прогноза и предупреждения кризисных явлений в обсуждаемой монографии имеет принципиально новую научную основу – обеспечение экологической безопасности при сооружении и эксплуатации морских природно-хозяйственных систем, обладающих многоуровневой иерархической структурой. Выполнена типизация экологических ущербов и аварийных ситуаций на прибрежных акваториях. В книге представлен углубленный обзор экологических аспектов крупномасштабных проектов в акватории и на берегах Российской Прибалтики. Она является первым подлинно аналитическим обзором, в отличие от традиционных оценок-констатаций, имеющих справочно-информационную направленность, в ней проанализированы технические решения, направленные на снижение антропогенной нагрузки на прибрежные экосистемы и оценена экологическая безопасность морехозяйственного комплекса. Возможности управления рисками химического загрязнения заключаются в использовании природных механизмов самоочищения прибрежных акваторий (барьерные эффекты, поля железо-марганцевых конкреций, зоны сульфатредукции) и искусственных воздействий (интегрированное управление, динамические барьеры, автоматизированный мониторинг).
экологическая безопасность, морские природно-хозяйственные системы, Российская Прибалтика, береговая зона, экологический риск, управление качеством окружающей среды.
О книге Питулько В.М., В.В. Ивановой, В.В. Кулибабы. Экологическая безопасность морских природно-хозяйственных систем Российской Прибалтики. – М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИРФРА-М , 2016. – 317 с. [1].
Под Российской Прибалтикой в книге понимается акватория Балтийского моря в границах России и примыкающие к ней приморские территории Субъектов Российской Федерации: Калининградской, Псковской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга. Водохозяйственный комплекс региона сложился, в основном, в пределах прибрежных акваторий и дальнейшее его развитие требует знаний о реальном уровне экологических нагрузок при активизации хозяйственной деятельности в водосборном бассейне и собственно в пределах акватории Финского залива. Игнорирование их может привести к нарушению экологической безопасности водных систем [1, 2]. В то же время Российская Прибалтика не может рассматриваться изолированно. Вся ее акватория представляет собой трансграничный водный объект, где хозяйственная и иная деятельность регламентируется целым рядом международных конвенций и соглашений, которые обеспечивают национальные интересы и устанавливают ответственность России в данном регионе.
В связи с последними работами коллектива ученых Cанкт-Петербургского Научного центра РАН [3, 4 и др.] возникли новые инструменты проектирования и имитации различных экологических ситуаций в водных средах, которые позволяют оценивать влияние техногенной деятельности на их экосистемы. С 1993-97 гг. в ходе существующих научных проектов проводятся экспедиционные наблюдения в водной системе Ладожское озеро – р. Нева – Невская губа, пополняющие ряды многолетних гидрохимических и гидробиологических наблюдений, появилась и разнообразная исходная информация для формирования экологических прогнозов. Создана и пополняется база экодинамических (1990–2015 гг.) данных по донным осадкам, границе раздела «придонная вода-осадок», разрезу водной толщи [1 – 5].
При всем многообразии эколого-химических исследований на первом месте стоит геоэкологическая оценка, контроль и прогноз развития береговой (прибрежной) зоны – геосистемно обусловленного неустойчивого трехмерного пространства в виде особого переходного геоблока с субаквальными и субаэральными поверхностными проявлениями. Его специфические тектонические черты, особое строение современного и погребенного рельефа, собственная литоморфодинамика, гидрогеологический режим и физико-химические характеристики находят отражение в биоте подводных и надводных ландшафтов, на которые, прежде всего, влияют гидрометеорологические процессы и явления, придающие местным экосистемам черты изменчивости и динамичности.
Эколого-химическое и геоэкологическое изучение береговых зон в условиях восточной части Финского залива и юго-восточной Балтики вывело на повестку дня одну из наиболее актуальных современных проблем, связанных с экологическими угрозами (опасностями) естественного и техногенного происхождения в виде химического загрязнения прибрежных экосистем [1, 6]. Эти воздействия масштабны и вариабельны, они нарушают сложившиеся природные миграционные циклы и гидрохимические закономерности пограничных обстановок «континент-море».
Острота эколого-химических проблем существенно возрастает с увеличением техногенного воздействия на морское дно и береговую сушу в прибрежных районах. Особого внимания с геоэкологической точки зрения, как показывают авторы в разделе «Морские природно-хозяйственные системы как объекты морехозяйственного комплекса Российской Прибалтики» [7] заслуживают дноуглубительные работы, изъятие донного грунта для намыва новых территорий, прокладка подводных коммуникаций и, прежде всего, трассы газопровода «Nord Stream», эксплуатация Комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений, развитие нефтедобычи в южной Балтике, добыча полезных ископаемых, дампинг, водозаборы, берегоукрепление, подводные потенциально-опасные объекты (наследие Второй мировой войны), новое портовое строительство, освоение береговой зоны.
Уязвимые участки в береговой зоне Российской Прибалтики включают площади сегодняшнего экологического неблагополучия и акватории, где экологическая ситуация может ухудшиться в перспективе.
С начала 2000-х годов в России наблюдался значительный экономический рост, который, однако, не вызвал адекватного усиления решения экологических проблем на всех уровнях государственной власти. Во многих регионах сохраняются негативные тенденции изменения качества компонентов окружающей среды, связанные с усугублением нерациональности природопользования и разрушением системы экологического обоснования технических и экономических решений. В итоге природоохранная практика не поспевает за экономическим ростом и не интегрируется в процесс принятия хозяйственных решений. В то же время проблема организации мониторинга экологической безопасности, стратегического управления рисками, прогноза и предупреждения кризисных явлений могла бы стать сверхзадачей для РАН, МПР и МЧС РФ, надзорных природоохранных структур.
На решение именно этой задачи направлена обсуждаемая монография. Существенно, что решение достигнуто на принципиально новой научной основе. Авторы намечают зримые контуры такой программы, пусть для начала – регионального уровня.
Главную идею монографии выражает мысль авторов о возможности управления рисками химического загрязнения путем использования природных механизмов самоочищения прибрежных акваторий (барьерные эффекты, поля железо-марганцевых конкреций, зоны сульфатредукции) и направленных искусственных воздействий (интегрированное управление, динамические барьеры, автоматизированный мониторинг).
В книге впервые предпринята попытка сконцентрировать разрозненные представления об охране окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, вредных и опасных воздействиях на жизненную среду и здоровье человека в непротиворечивую концепцию экологической безопасности при развитии морехозяйственного комплекса.
В этом состоит принципиальное отличие представленного читателю анализа природоохранных проблем прибрежных акваторий. По сути, книга является первым подлинно аналитическим обзором, в отличие от традиционных оценок-констатаций, имеющих справочно-информационную направленность. Авторы сфокусировали внимание на выявлении закономерностей взаимосвязей природы и общества в конкретных естественных и социально-экономических условиях; на тенденциях и проблемах, связанных с нарушениями экологического равновесия и среды обитания людей. При этом главный упор сделан на решении приоритетных проблем: загрязнении водных объектов, техногенных воздействиях промышленности, строительства, транспорта и последствиях урбанизации.
В книге рассмотрены все основные процессы, эффекты и явления, возникновение которых связано прямо или косвенно с химическим загрязнением компонентов морской и прибрежной среды веществами техногенного, природного или природно-техногенного происхождения. В монографии использованы оригинальные эксклюзивные материалы, полученные авторами в ходе государственной экологической экспертизы многих крупных инженерных проектов, что делает работу чрезвычайно актуальной. Ее содержательная часть весьма насыщена и соответствует современным требованиям к научным публикациям.
В монографии также содержится последовательное изложение методических основ контроля и принятия решений в управлении безопасностью производственных процессов и экосистем в условиях прибрежных акваторий Балтийского региона [8]. Обобщение итогов экспедиционных работ в регионе выполнено в контексте обширного опыта отечественных и зарубежных многолетних исследований экологической обстановки в Балтийском море в целом и в пределах особо уязвимых прибрежных акваторий Финского залива.
При подготовке работы в качестве источников исходной информации были использованы, кроме того, материалы надзорных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды Калининграда, Петербурга и Ленинградской области, данные государственной статистической отчетности и мониторинга Северо-Западного федерального округа РФ [9].
Книга состоит из пяти крупных глав. Вначале авторы дают характеристику сложившейся в РФ практике экологического проектирования морских природно-хозяйственных систем (ПХС), являющихся особой разновидностью геосистем [10], и объединяют их в две большие группы: к первой относятся системы, осуществляющие деградацию и дестабилизацию окружающей среды, ко второй – системы, защищающие, восстанавливающие или очищающие компоненты биосферы. В структуре всех ПХС имеется техническое (технологическое) «ядро», подверженное отказам и катастрофам, и поэтому все они являются источниками хронической или острой экологической опасности. Морские ПХС оказывают заметное техногенное воздействие на береговую зону, усиление разрушения берегов, наиболее интенсивное загрязнение акватории.
Возможности управления рисками химического загрязнения заключаются в использовании природных механизмов самоочищения прибрежных акваторий (барьерные эффекты, поля железо-марганцевых конкреций, зоны сульфатредукции) и направленных искусственных воздействий (интегрированное управление, динамические барьеры, автоматизированный мониторинг). Эти возможности необходимо использовать при экологическом обосновании проектов морских ПХС
Широко известны допуски СРО, заменившие Госстроевские лицензии на проектирование, на проведение ИЭИ, ОВОС, разработку природозащитных мероприятий. СРО определяют квалификационные требования к экологическому проектированию морских ПХС и необходимость формирования под эгидой Росприроднадзора специализированных «морских» СРО.
Далее, во второй главе [11], выполнен достаточно полный обзор водных систем Российской Прибалтики, включая гидрохимические особенности и режим биогенных элементов, характер берегов и донных отложений, всего, что определяет основные экологические проблемы региона и конструкцию международной системы экологической безопасности Балтики в целом.
Методологические основы, принципы, инструменты и процедуры анализа риска разных видов хозяйственной деятельности в основных природных обстановках России к настоящему времени сформированы лишь в самом общем виде. Базовым принципом при этом является представление о приемлемом экологическом риске во время функционирования природно-техногенных систем.
Жизненный цикл морских ПХС зависит от техногенных компонентов, наличие которых определяет возможности управления изменениями окружающей среды и уровнем производственной активности, а установление границ прибрежной зоны и размещающихся в них ПХС, как объектов управления, в свою очередь, зависит от масштаба решаемой проблемы, что является одним из постулатов методологии экологической безопасности. Экологическая безопасность прибрежных морских ПХС проанализирована по основным природозащитным направлениям: дноуглубление, берегоукрепление и обеспечение здоровья водных экосистем.
Подробно рассматривается как отдельные ПХС взаимодействуют в рамках морехозяйственного комплекса региона. Основная часть морских ПХС Финского залива представлена гидротехническими сооружениями, к которым относятся объекты портового комплекса, сооружения берегоукрепления и волнозащиты, искусственные острова различного назначения и конструкции, трубопроводы, дноуглубление и подводные морские отвалы. Особое место занимает в регионе Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Основой морехозяйственного комплекса Калининградской области является морской транспорт. Это – ключевая, исторически сложившаяся отрасль народного хозяйства региона в форме крупного грузопассажирского транзитного транспортного узла со специфическими морскими ПХС рыболовного и горнодобывающего профиля.
До появления обсуждаемой книги отсутствовало единое понимание вопросов экологической безопасности инфраструктуры морехозяйственного комплекса Российской Прибалтики, в развитии которого и сейчас не прекращаются попытки ведомственных или корпоративных решений, несовместимых с рациональным природопользованием (например, прокладка обходного канала-дублера Невы).
Авторам удалось значительно расширить положения теории экологического риск-анализа – фундаментальной научной проблемы, имеющей многочисленные практические приложения. В качестве таких приложений использованы: анализ устойчивости притрассовых природных комплексов Северо-Европейского магистрального газопровода, возможность защиты инженерных сооружений от чрезвычайных ситуаций естественного и антропогенного происхождения (дноуглубление, разработка подводных месторождений, безопасный нефтетрафик и многое другое). Обсуждена корректность оценок допустимости антропогенных воздействий, требующая учета всех видов ущерба окружающей среде, включая и последствия ранних стадий загрязнения акватории или почвенного покрова.
Анализ существующего положения и репрезентативная оценка процессов загрязнений в контексте их потенциального воздействия на геосистемы Финского залива чрезвычайно актуальны для обеспечения экологической безопасности инфраструктуры Северо-Запада РФ.
В данной работе выполнена типизация экологических ущербов и аварийных ситуаций на прибрежных акваториях [11]. Показано, что оценки риска носят цикличный характер и требуют адекватного экологического обоснования – с нарастающей детальностью и комплексностью данных, квотированием нагрузок, параметрическим моделированием. Рассмотрены основные факторы, оказывающие негативное влияние на водную биоту.
Увеличивающаяся промышленная активность в Российской Прибалтике сопровождается возрастанием интенсивности транспортных потоков, в том числе и ростом морских ПХС, постоянным развитием инфраструктуры нефтегазового комплекса, что приводит к расширению как источников экологического риска, так и к непосредственному возрастанию антропогенных нагрузок на компоненты окружающей среды, особенно в сложных условиях прибрежных акваторий. Именно оценки риска, наряду с системой комплексного экологического мониторинга, к настоящему времени являются главным содержанием проблемы обеспечения экологической безопасности, они входят как обязательный элемент в состав обоснования проекта любой промышленной деятельности. Эти же оценки используются для предупреждения чрезвычайных ситуаций и создания аварийных регламентов.
Aвторы описывают методологию экологической оценки проектируемых и эксплуатируемых объектов и обосновывают критерии химического загрязнения водных объектов, используя особенности структуры и свойств интегральных показателей качества вод. Переход от таких показателей к индексам экологической безопасности потребовал анализа и оценки существующей системы наблюдений за состоянием окружающей среды [12]. В книге многочисленны примеры мониторинговых работ: международный мониторинг Балтийского моря, аэрокосмический мониторинг водной системы региона и прибрежных лесов, дистанционный мониторинг акватории КЗС. Данные дистанционных исследований широко использованы для геоэкологической характеристики Невского эстуария, оценки его гидрохимического режима и гидрологических изменений, апробации алгоритма учета экологических рисков хозяйственной деятельности на намывных территориях, предлагаемых вариантов Западного скоростного диаметра и т.д.
Проблема загрязнения российских водоемов и прибрежных территорий затрагивает интересы всех Балтийских стран, но, в первую очередь, самой России и ее ближайших соседей – Финляндии и Эстонии. По методологии Хелком антропогенная нагрузка на Финский залив рассчитывается отдельно для Финляндии, Эстонии и России, на основе данных официальной статистики. При этом предполагается, что сбросы Санкт-Петербурга оказывают колоссальное воздействие на экосистему Балтийского моря в целом. По существующей практике учета потока загрязнений в Балтийское море (оценки Хелком: PLC-3, PLC-4) вклад России определяется по статистическим данным о сбросах сточных вод непосредственно от предприятий и других идентифицированных объектов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эти оценки не учитывают интенсивные процессы трансформации экотоксикантов в Финском заливе, связанные с зонами смешения соленых и пресных вод (зонами барьерных эффектов). Барьерные эффекты в эстуарных зонах до недавнего времени являлись предметом изучения океанологов, исследовавших литодинамические, физико-химические и биохимические равновесия на границе «суша-океан» с точки зрения баланса перераспределения твердого и растворенного стока. Лишь в последние годы эти своеобразные седиментационные обстановки привлекли внимание как арена накопления и трансформации многих загрязняющих веществ антропогенной природы. Выяснилось также, что в пределах барьерных зон действует ряд достаточно эффективных механизмов самоочищения природных вод. Эти их особенности представляют значительный интерес для обеспечения экологической безопасности морских акваторий, подвергающихся мощному антропогенному воздействию. В полной мере это относится к барьерным зонам в эстуарии Невы.
В книге выполнен углубленный обзор экологических аспектов крупномасштабных проектов в акватории и на берегах Российской Прибалтики. Проекты находятся в различных фазах своего жизненного цикла и могут поэтому иллюстрировать тенденции отечественного проектирования за последние 20 лет. Этот период ознаменовался широкомасштабным строительством и развитием портовых мощностей. Часть проектов успешно реализована (Балтийск, Усть-Луга, Приморск, Морской фасад Санкт-Петербурга), часть подвергается перманентной реконструкции (Ломоносов, Бронка, Высоцк), некоторые остаются в забвении (Батарейная, Вистино). Однако хозяйственная активность региона не стихает. Практически все крупные строительные проекты затрагивают мелководья и береговую зону.
Представляется оправданным предпринятый далее переход к рассмотрению современного состояния методов управления риском химического загрязнения прибрежных акваторий. Экологическая устойчивость прибрежных акваторий исследована с позиций типоморфизма донных отложений, в особенности – техногенных илов, контролирующих развитие аноксических областей на морском дне.
Особое место в книге отведено результатам изучения современного накопления железо-марганцевых конкреций (ЖМК). Имеющиеся данные позволяют предположить, что эвтрофикация и накопление ЖМК процессы антагонистические, по сути. Если первый приводит к дефициту кислорода, то для второго (извлечение марганца) нужны окислительные условия. И коль скоро поля ЖМК являются современными образованиями, то они фиксируют обширные площади акватории, где дефицита кислорода нет. Показана буферная роль ЖМК в мелководных районах Балтики как механизма поддержания баланса кислорода и органического вещества в придонных водах.
Аноксия донных осадков сопоставлена с образованием ЖМК и вторичным загрязнением акватории. Охарактеризованы ресурсы и механизмы ремобилизации загрязняющих веществ. Показано, что сульфатредукция является основным процессом анаэробной минерализации органического вещества в донных осадках. Экологический аспект процесса сульфатредукции состоит в появлении среди техногенных илов органических полисульфидов.
Установлено, что существующие модели оценки явлений эвтрофикации нуждаются в усовершенствовании на основе составления нового баланса кислорода, учитывающего огромные площади скоплений ЖМК, вклад последних в уровни биогеохимического фильтрующего потенциала, соотношение полей ЖМК и техногенных илов, регулирующее взаимосвязь аэробных и анаэробных обстановок. Без учета этих процессов результаты оценки биофильтрационного потенциала с помощью отечественных и зарубежных моделей не могут плодотворно использоваться и нуждаются в корректировке.
Наиболее важными элементами информационного обеспечения управления прибрежной зоной являются методы и средства контроля изменения параметров водной толщи и донных осадков для прогнозирования и оценки последствий техногенных аварий на акватории, оценка современного уровня загрязнения обеих сред, на фоне которого предстоит оценивать ущерб и формировать реабилитационные мероприятия.
Приоритетная угроза экологической безопасности морских акваторий Российской Прибалтики — загрязнение и нарушение прибрежных вод и ландшафтов, возникающее при нештатных действиях морских ПХС. Эмиссия опасных веществ в морские экосистемы возможна как при нарушении правил морских грузоперевозок, так и при любых видах морехозяйственной деятельности.
Береговые зоны морских ПХС требуют уже на этапе проектирования создания новых земель разработки и осуществления инженерных решений по формированию эстетического облика берегов, стабильного сочетания участков размыва и аккумуляции, благоприятных условий для развития бентосных организмов и прибрежной растительности. Необходимо заранее спланировать формирование подводного берегового склона, соответствующего местным ландшафтным геоморфологическим и экологическим особенностям.
Отсутствие нормативных документов, регламентирующих организацию и проведение мониторинга береговой зоны, не позволяет правильно оценивать воздействие строительных проектов на окружающую среду и обеспечивать промышленную и экологическую безопасность создаваемых объектов. Мониторинг береговой зоны не должен ограничиваться только констатацией ОГПЯ (опасные геологические процессы и явления), не оценивая последствий воздействия на сопредельные компоненты окружающей среды
При создании намывных побережий должна обеспечиваться эффективность природоохранных мероприятий на основе сравнительной инженерно-экологической и экономической оценки состояния береговой зоны, земельных и биологических ресурсов до и после реализации проекта, а также разработка нормативов по обеспечению их охраны.
Необходимо внедрить в практику создания намывных побережий природоохранные гидротехнические конструкции и технологии, восстанавливающие водные, земельные и биологические ресурсы и соответствующие требованиям Водного кодекса РФ как при строительстве, так и во время последующей эксплуатации. Книга завершается описанием ряда конкретных мер по созданию обсерваторной службы экологической безопасности морских ПХС и сценариев возможного развития общества в условиях резких изменений состояния природы. Для поддержания устойчивого развития морских ПХС предлагается: 1) создать систему оценок уязвимости сельскохозяйственных, водных и минеральных ресурсов, технического потенциала, социальной общности и приспособляемости; 2) откорректировать законодательную и нормативно-методическую базы природопользования; 3) создать специальные группы реагирования (по типу МЧС) на выявленные потенциальные угрозы природе.
За последние полтора-два десятилетия экология приобрела новый облик. Если раньше это была наука, изучающая состояние окружающей среды и его изменения под различными воздействиями с целью сбережения биосферы, то теперь экология, отчасти, становится одним из видов бизнеса и как большинство его видов сочетает в себе как добросовестные, так и недобросовестные стороны.
Композиция книги, развиваемые авторами представления и стиль изложения отличаются отсутствием шаблонов и штампов. В то же время оригинальность в работе органически сочетается с профессиональным владением имеющимися в регионе базами геоэкологических данных. Принципиальные разработки переплетаются с обобщениями, богатыми многими деталями, часто неожиданными, но всегда полными смысла и значения (например, буферная роль ЖМК в балансе придонного кислорода, позитивные результаты деятельности специфического донного вселенца – полихеты Marenzelleria arctia, рыхлителя иловых осадков, возможности обсерваторных мониторинговых наблюдений и т.п.).
Монография выгодно отличается целенаправленностью. Специальный интерес для природопользователей могут представлять оценки авторов степени обоснованности выбора природоохранных инженерно-организационных мероприятий для безопасной эксплуатации гидротехнических морских сооружений на Балтике и предположения относительно уязвимости прибрежных акваторий. Можно утверждать также вместе с авторами книги, что пока российское экологическое право не способно обеспечить устойчивое развитие, более того – обеспечить неистощительное хозяйствование. Рассуждать о расцвете в 2030 и 2050 гг., как это подается в благостных прогнозах Правительства, нельзя. Еще раньше придется затрачивать сверхсредства на поддержание качества компонентов среды, хотя бы на сегодняшнем уровне. Иначе – системный экологический кризис от Калининграда до Камчатки.
Монография способствует созданию квалифицированных экологических обоснований для всех морехозяйственных объектов с учетом действующей нормативной природоохранной базы и современных представлений об устойчивости сложных природно-технических систем.
Полученные результаты представляют значительный научный и практический интерес. Они закладывают основу для развертывания дальнейших фундаментальных исследований в области риска. Результаты исследований имеют большое значение при проведении экологических экспертиз существующих и проектируемых производств. Они также будут способствовать созданию такой системы сбора и анализа информации, специализированной для прибрежных акваторий, которая была бы адекватна задачам управления стратегическими рисками, задачам прогнозирования и предупреждения кризисных явлений.
1. Питулько В.М., В.В. Иванова, В.В. Кулибаба. Экологическая безопасность морских природно-хозяйственных систем Российской Прибалтики. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИРФРА-М , 2016. - 317 с.
2. Донченко В.К., Иванова В.В., Питулько В.М. Эколого-химические особенности прибрежных акваторий». - СПб.:НИЦЭБ РАН, 2008. - 560 с.
3. Спиридонов М.А., Рябчук Д.В., Шахвердов В.А., Звездунов С.И., Нестерова Е.Н., Суслов Г.А., Григорьев А.Г. Невская губа. Эколого-геологический очерк. С.-Петербург, изд-во «Литера», 2004. 181 с.
4. Информационный бюллетень о состоянии геологической среды прибрежно-шельфовых зон Баренцева, Белого и Балтийского морей в 2011 г. - СПб.: Картографическая фабрика ВСЕГЕИ, 2012. - 80 С.; То же, в 2012 г. - СПб.: Картографическая фабрика ВСЕГЕИ, 2013.- 112 С.; То же, в 2013 г. - СПб.: Картографическая фабрика ВСЕГЕИ, 2014. - 137 с.
5. Литодинамические аспекты геоэкологии береговой зоны восточной части Финского залива / Сб. Материалы VI конференции АКВАТЕРРА. - СПб.: Рестек, 2003. - С.137-139 / Спиридонов М. А., Рябчук Д.В., Суслов Г.А., Нестерова Е.Н.
6. Спиридонов М.А., В.Т. Пака, Н.Г. Медведева. Методология, методы и главные результаты Морского экологического (геоэкологического) патруля МЭП / В Аналитическом обзоре «О состоянии окружающей среды в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1998 году». - СПб.: Ленкомэкология. - С. 68-85.
7. Иванова В.В., В.В. Кулибаба. Морские природно-хозяйственные системы как объекты морехозяйственного комплекса Российской Прибалтики. / В кн. Экологическая безопасность морских природно-хозяйственных систем Российской Прибалтики. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИРФРА-М , 2016/ - С. 118-162.
8. Питулько В.М. Масштабные проекты в восточной части Финского залива: принципы и презумпции для подготовки природозащитных мероприятий // Региональная экология, 2014, №1-2(35). С. 96-105.
9. Питулько В.М., В.В. Кулибаба. Природно-хозяйственные системы - особый тип геосистем / В кн. Экологическая безопасность морских природно-хозяйственных систем Российской Прибалтики. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИРФРА-М , 2016/ - С. 13-65.
10. Питулько В.М., В.В. Иванова, В.В. Кулибаба. Морские водные системы Российской Прибалтики / В кн. Экологическая безопасность морских природно-хозяйственных систем Российской Прибалтики. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИРФРА-М , 2016/ - С. 66-117.
11. Питулько В.М., В.В. Иванова. Влияние морских ПХС и судоходных трасс на экологическую безопасность Балтийского моря / В кн. Экологическая безопасность морских природно-хозяйственных систем Российской Прибалтики. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИРФРА-М , 2016/ - С. 163-238.
12. Питулько В.М., В.В. Иванова. Сохранение, реабилитация и устойчивое развитие морских ПХС / В кн. Экологическая безопасность морских природно-хозяйственных систем Российской Прибалтики. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИРФРА-М , 2016/ - С. 239-301.