ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ГОРНО-ХИМИЧЕСКИХ ХОЛДИНГОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщены основные выводы монографии А.Л. Гендон «Теория и методология формирования стратегий развития горно-химических холдингов» о значении социологических исследований как источника важной специализированной информации для принятия эффективных управленческих решений.

Ключевые слова:
стратегическое управление, горно-химические компании, проблемы, условия кризиса, конкурентные преимущества, минеральные удобрения, мировой рынок, конкурентоспособность.
Текст

Как известно, происходящие существенные изменения на мировых и национальных товарно-сырьевых рынках, основные тенденции современного развития промышленности и мирового хозяйства в целом, такие как глобализация, консолидация отраслей, укрупнение и интеграция предприятий, усиление конкуренции, создают беспрецедентные вызовы и возможности развития промышленного сектора и горно-химического комплекса в частности. Новые условия хозяйствования влекут за собой необходимость поиска и обоснования новых вариантов стратегического развития и конкурентного поведения. Однако на практике, как справедливо отмечено А.Л. Гендон в монографии «Теория и методология формирования стратегий развития горно-химических холдингов», подготовленном в издательстве «ИНФРА-М», «Одна из основных тенденций горно-химической отрасли – происходящая в ней консолидация, свидетельствующая о том, что рынок минеральных удобрений перешел от фазы роста в фазу зрелости. Монография посвящена теории и методологии формирования развития горно-химических холдингов. Рассматриваются особенности развития компаний по производству минеральных удобрений в условиях зрелости горно-химической отрасли. Определены основные особенности развития горно-химических компаний в сложившихся отраслевых и рыночных условиях. Представлена концептуальная схема стратегического развития горно-химической компаний в условиях зрелой горно-химической отрасли с учетом отраслевых и рыночных особенностей функционирования. Приведены основные направления стратегического развития отечественных горно-химических компаний. 

Крупные мировые горно-химические компании в значительной степени исчерпали основные возможности или почувствовали серьезные ограничения роста. В этой связи производители минеральных удобрений переходят к фазе роста путем довольно решительных организационно-управленческих решений – реализации сделок слияний и поглощений, аккумулируя и получая доступ к дефицитным ресурсам (минерально-сырьевые, производственные, логистические) и компетенциям (знания, опыт, техника и технологии), укрепляя свои стратегические позиции на мировых рынках.» [1, с. 3]. 

Именно это обстоятельство является одной из причин того, что этот однообразный ритм приводит к превращению управленческой деятельности в некую самоцель. Поэтому в числе возможных средств, которые могут помочь преодолеть возникающие в связи с этим проблемы, является использование в управленческой деятельности возможностей социологии. В данном ключе видится актуальным выход в свет учебного пособия Е.П. Тавокина. В учебном пособии излагаются базовые положения социологии управления – научной дисциплины, находящейся в междисциплинарном пространстве социологии и общей теории управления. На основе детального рассмотрения основ теории управления, законов, принципов, методов социального управления раскрываются роль, место, возможности социологии как источника важной специализированной информации для принятия эффективных управленческих решений. Подробно рассмотрены методы и методики социологии управления. Пособие, ставшее итогом предыдущих многочисленных работ автора [2–16], рекомендовано студентам вузов, обучающимся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент», «Социология» и другим управленческим специальностям, слушателям различных форм подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также аспирантам соответствующих специальностей. 

Автором сделаны следующие принципиально важные исследовательские выводы: 

  1. в соответствии с принципами общей теории управления управление возможно только при наличии специализированного канала информации – обратной связи. Применительно к структурам государственной власти обратная связь выступает в виде совокупности сведений об объективных результатах их работы, а также субъективном восприятии и оценках этих результатов в массовом сознании граждан. Названная совокупность сведений, в сущности, выполняет контрольную функцию – обязательный элемент управленческой деятельности. Отсутствие, недостаточность или низкое качество информации обратной связи приводят к тому, что чиновничество превращается в замкнутую корпорацию, обслуживающую, главным образом, свои собственные интересы [1, с. 4];
  2. социальное управление как практическая деятельность властных структур (государственных и общественных организаций, отдельных личностей) включает обоснование социально значимых целей, выработку соответствующих управленческих решений, организацию деятельности социума, направленную на их достижение [1, с. 50];
  3. социальное управление включает «два основных подкласса – управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. В рамках социального управления выделяют две основные его формы – управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др.» [1, с. 51]; 
  4. к законам социального управления автор отнес: закон единства и целостности системы управления; закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления; закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления; закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем [1, с. 55].

Общий алгоритм социального управления дан автором в виде блок-схемы, представляющей научный и практический интерес (схема 1) [1, с. 52]: 

Схема 1 – Блок-схема системы социального управления

(СМИ – средства массовой информации; НИ – нормативная информация; СИ – специальная информация; ДИ – другая информация)

Из данной схемы закономерно вытекает представление о социальном управлении как непрерывно воспроизводящемся «…процессе целесообразного воздействия на всю систему управления, главным образом – на объект управления» [1, с. 52]. По мнению Е.П. Тавокина, это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Сама непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью движения информации. «Субъект управления» только потому способен воздействовать на управляемую систему, что непрерывно получает информацию о ее состоянии, а также о состоянии окружающей среды, об отклонениях в движении системы к заданной цели, перерабатывает эту информацию в решения, команды, передает их объекту управления, корректирует его поведение, обеспечивая тем самым достижение поставленных целей. И далее автор делает серьезный вывод о том, что рыночные механизмы, которые, по его мнению, стихийны по своей сути, слепы и архаичны, не могут «…по своей эффективности сравниться с сознательной, тщательно выверенной и правильно организованной управленческой деятельностью» [1, с. 53].

Учебное пособие «Социология управления» состоит из восьми основных разделов. В первом автор рассматривает объект, предмет социологии управления, способы и формы включения социологической информации в структуры управления, специфику и сущность социологической информации, требования к качеству социологической информации. Во втором разделе автор представил социальное управление как феномен и обосновал объективные факторы управленческой деятельности. Третий раздел посвящен социальному управлению как объекту социологии управления, в нем подробно рассмотрены подходы к социальному управлению, законы социального управления, общие теоретические принципы исследования систем социального управления, представлен анализ обширной управленческой практики. В четвертом разделе раскрыты принципы и функции социального управления и управленческих отношений. Пятый и шестой разделы посвящены управленческому циклу, включающему процессы формирования информационной базы, диагностики, прогнозирования и принятия решений, методы реализации и контроля управленческих решений, мониторинг эффективности управления. Седьмой раздел обобщает социологические особенности информационно-аналитической базы социального управления. В нем автор отмечает, что изучение «...социальной компоненты окружения системы управления направлено на то, чтобы определить уровень и возможность влияния на предметную сферу таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества; демографические процессы; уровень и структура профессионального образования, мобильность людей, их готовность к перемене места жительства и т.п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей не только на другие компоненты окружения, но и на внутреннюю среду системы» [1, с. 132]. Восьмой, заключительный, раздел посвящен методам социологии управления (социометрическому, экспертных оценок, «Дельфи», «мозгового штурма», «фокус-групп» и др.).

Пособие Е.П. Тавокина «Социология управления» отличает системный подход к решению научной проблемы. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что автору удалось не только обобщить и систематизировать научные знания, выявить и проанализировать проблемы, но и разработать комплекс теоретических положений и инструментальных средств системы социального управления. 

Список литературы

1. Тавокин Е.П. Социология управления: учебное пособие [Текст]. М.: ИНФРА-М, 2016.

2. Тавокин Е.П. Социальная политика: учебное пособие [Текст]. М.: ИНФРА-М, 2015.

3. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие [Текст]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014.

4. Тавокин Е.П., Широкова О.В., Шишова Ж.А. Коррупция в системе государственной службы [Текст] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 1(119). С. 70-86.

5. Тавокин Е.П. Социальная политика: учебное пособие [Текст]. М.: ИНФРА-М, 2013.

6. Тавокин Е.П. Основы социального управления [Текст]. Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

7. Тавокин Е.П. Управление - социальное управление - социология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.П. Тавокин. М.: Либроком, 2010. Режим доступа: http://www.znanium.com/

8. Тавокин Е.П. «Антикризисное управление». Иллюзия или реальность? [Электронный ресурс]: лекция / Е.П. Тавокин. М.: Изд-во РАГС, 2010. Режим доступа: http://www.znanium.com/

9. Тавокин Е.П. Социальная статистика [Электронный ресурс] / Е.П. Тавокин. М.: Изд-во РАГС, 1998. Режим доступа: http://www.znanium.com/

10. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие [Текст]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010

11. Тавокин Е.П. Управление. Социальное управление. Социология управления: учебное пособие [Текст]. М.: URSS, 2009.

12. Тавокин Е.П. Социологическая информация в управлении. Роль, методы получения и обработки: учебное пособие [Текст]. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Фак. гос. упр., каф. социологии и упр., 2008.

13. Тавокин Е.П. Социологическая информация в социальном управлении: лекция [Текст]. М.: Изд-во РАГС, 2008.

14. Тавокин Е.П., Турчинов А.И. Основы социологии управления (для государственных служащих): учебное пособие [Текст]. М.: Изд-во РАГС, 2008.

15. Тавокин Е.П. Социология управления и социальное управление: проблемы взаимодействия [Текст] // Государственная служба. 2008. № 2. С. 55-60.

16. Тавокин Е.П. Основы социального управления (для государственных служащих): учебное пособие [Текст]. М.: Изд-во РАГС, 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?