Недостаточно разработанная модель индивидуального консультирования семей в трудной жизненной ситуации, необходимость выявления критериев эффективности работы в рамках индивидуального консультирования позволяют рассматривать данную тематику как проблему в теории и практике.
индивидуальное консультирование, трудная жизненная ситуация, критерии эффективности.
Сегодня в России значительно выросло число выпускников психологических педагогических вузов, владеющих огромным количеством направлений, теорий и методов, которые могут использовать на практике. Это широкое разнообразие техник психотерапевтической, консультационной помощи позволяет практикующим психологам-педагогам найти к своему клиенту индивидуальный подход.
Появляется необходимость проведения работы по выявлению критериев, позволяющих определить эффективность работы психолога-педагога в рамках консультирования семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина. Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». К данным ситуациям относят инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п. Ситуацию, которая сложилась у человека или семьи, невозможно преодолеть самостоятельно.
Основной целью индивидуального консультирования семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является оказание помощи, состоящей в решении социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Данная консультативная деятельность позволяет всем членам семьи прочувствовать себя и собственную ситуацию, а также принять ответственность на себя за происходящее с ними. Технология социального консультирования позволяет активизировать все резервы и внутренние возможности у всех членов семьи для решения сложившихся ситуаций. При проведении социального консультирования первым делом считается, что важно придерживаться основных принципов данной деятельности. Выделяют следующие принципы консультирования: запрет давать советы клиенту; доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; анонимность консультирования; разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента в процесс консультирования.
Исходя из этого, возникает потребность в организации социально-педагогической работы по преодолению трудных жизненных ситуаций у граждан, однако уже в начале изучения проблемы были заложены вопросы, которые послужили стимулом исследования и выделения критериев эффективности психологического консультирования.
При рассмотрении ряда теоретических обзоров научных исследований (К. Роджерс, J.D. Frank, J. Маrmоr, К. Schneider, Р. Гринсон, М.М. Огинская, В.М. Розин, Р.Л. Аткинсон, Р. Кочюнас) было выявлено, что критерии эффективности консультационного процесса можно рассмотреть в следующих четырех аспектах:
- Профессиональные и личностные характеристики специалиста;
- Индивидуально-психологические характеристики клиента;
- Особенности процесса взаимодействия между специалистом и клиентом;
- Устойчивость, длительность и значимости изменений у клиента.
Таким образом, критерии эффективности консультационного процесса рассматриваются в разных трактовках и представляют собой содержательные характеристики сторон неделимого процесса, в котором учитываются профессиональные и личностные характеристики педагога-психолога, индивидуально-психологические особенности клиента, особенности реализации работы между специалистом и клиентом, а также устойчивость, длительность и значимости изменений у клиента.
По результатам многочисленных опросов специалистов в сфере психологического консультирования можно сделать вывод, что выделяются следующие универсальные критерии эффективности консультирования семей.
Данные критерии выделяются специалистами независимо от опыта их работы и принадлежности к тому или иному методу проведения консультационной работы:
- эмпатия, уровень личной проработанности, интерес к клиентам выделяются у педагога-психолога;
- мотивация к изменениям, рефлексивность, открытость, ответственность со стороны клиента;
- доверие, контакт, открытость, ясный контракт в рамках взаимодействия консультанта и клиента;
- повышение и осознание проблемы, а также способ ее решения, который будет сохранен и устойчив на протяжении всей жизни, готовность к посещению консультаций по мере необходимости.
Заметим, что индивидуальное консультирование – одно из актуальных средств поддержки, а также метод разрешения сложившегося кризиса у всех членов семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации, путем повышения моральной готовности всех членов семьи к принятию решений по преодолению той или иной проблематики и гармонизации эмоционального состояния.
Следовательно, для повышения эффективности индивидуального консультирования семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе центра социальных служб для семьи, детей и молодежи целесообразны следующие действия:
- акцентирование внимания всех членов семьи на их личных качествах, эмоциональном состоянии и поведении как на основном факторе, который будет влиять на успешность преодоления сложившихся психологических, материальных и социальных проблем конкретной семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
- формирование у клиента представления о консультировании как о способе выявления более общих психологических проблем, которые служат тормозящим фактором в решении основной проблематики;
- организация диагностики семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с использованием различных тестирований, анкет и опросов;
- применение групповых и индивидуальных форм работы для решения консультационных задач;
- широкое использование информационных средств, в рамках профессиографических материалов и аналитических материалов по месту жительства и сложившейся проблематики у семьи;
- увеличение продолжительности сеанса консультирования.
По мнению С. Минухина, семья – это пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями.
Следовательно, психологическая помощь семье будет эффективной при соблюдении следующих целей:
- создание эффективной структуры, в которой родители являются авторитетом для детей;
- образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям;
- расширение субсистемы детей в субсистему сверстников;
- создание условий, которые будут отвечать возрасту детей, для эксперимента с автономией и субсистемами.
- обособление субсистемы пары от субсистемы родителей.
Результатом исследования критериев эффективности индивидуального консультирования семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, показал нам следующее:
- в современных условиях, по мнению специалистов в области консультирования, отсутствует конкретная модель, которая способствовала эффективному консультированию семей, отсутствуют четко выраженные границы понимания критериев эффективности консультирования;
- выявлены составные компоненты, включающие следующие критерии: индивидуальные характеристики консультанта (эмпатия, личная проработанность, интерес к клиентам); индивидуальные характеристики клиента (мотивация к изменениям, рефлексивность, открытость, ответственность); особенности процесса взаимодействия консультанта и клиента (доверие, контакт, открытость, ясный контракт); длительность и устойчивость изменений как результат консультирования (формирование навыка ответственности, возможность продолжать работу).
Перспективу мы видим в изучении критериев эффективности индивидуального консультирования семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в конкретной деятельности специалистов, которые занимаются психологической и социальной помощью. Это связано с особенностями взаимодействия социального педагога с клиентом, устойчивости и длительности целенаправленных изменений как результат данного взаимодействия с целью выявления критериев эффективности консультирования, включающих универсальные факторы взаимодействия социального педагога как консультанта и клиента.
Исследование этих особенностей в дальнейшей работе исследователей поможет разработать систему универсальных критериев эффективности консультативного процесса. Данная система даст возможность определять оптимальные направления в рамках подготовки социальных педагогов, а также обеспечит безопасное участие клиентов в консультационном процессе.
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
2. Грюнвальд Б. Консультирование семьи: практическое руководство [Текст] / Б. Грюнвальд, Г. Макаби. - М.: Когито-Центр, 2004.
3. Посысоева Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс, 2004.