Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показаны основные социально-экономические характеристики дистанционного образования. Авторами отмечается, что онлайн обучение – одно из самых популярных и перспективных направлений развития дистанционного образования, а курсы на МООК платформах имеют большой потенциал развития для студентов. Также в статье выделяются основные препятствиями для развития онлайн обучения в российском обществе. В заключении даны рекомендации о возможностях применения профессиональных стандартов для специализированных организаций промышленных кластеров, инновационных территориальных кластеров и центров кластерного развития.

Ключевые слова:
онлайн-обучение, дистанционное образование, МООК, профессиональный стандарт, квалификация, труд, персонал, кластер
Текст

Образование – это социальный институт, в котором отражаются социальные процессы, происходящие в обществе. По мнению ряда ученых, XXI век характеризуется движением к открытому, информационному обществу. И эта тенденция не может не сказаться на системе образования, как во всем мире, так и в российском обществе.

Сегодня продолжается процесс институционализации в образовании: учреждаются новые формы и институты образования, происходит правовое и организационное закрепление возникающих новых общественных отношений. Одной из таких новых форм является дистанционное образование.  Многие эксперты в области образования считают, что сегодня дистанционное образование является одним из самых перспективных векторов развития образования, как в России, так и в мире [1,3]. 

Дистанционное образование имеет социальную направленность и способствует массовому обучению, в то же время отвечает индивидуальным потребностям каждого обучающегося [11]. Важной характеристикой дистанционного образования является его рентабельность, способность быстро адаптироваться к новым экономическим условиям. Оно открывает перед обучающимися новые возможности: фактически, дает возможность учиться в любое время и в любом месте, уникальная возможность постоянно повышать свой образовательный уровень. Также имеет большой потенциал: на сегодняшний момент существуют массовые открытые онлайн курсы, вузы, которые обучают дистанционно, разработаны программы по различным учебным дисциплинам [4]. Особо стоит отметить все возрастающее число проектов, предоставляющих услуги E-learning (электронного обучения).

К современным тенденциям развития E-learning относятся МООКи (massive open online courses), суть которых состоит в предоставлении в Интернете учебных курсов, открытых для всех желающих. Мировые университеты, такие как Гарвард, Стэнфорд, Беркли уже предлагают различные курсы на МООК платформах. Самыми известными платформами МООК являются ресурсы Khan Academy, Coursera, EdX, Lynda.com, Udacity [5]. В России осуществляются проекты «Интуит», «Университет 2.0», «Универсариум», видеопорталы LektoriumTV, UniverTV и другие.

Электронное образование развивается очень быстро, по словам Дениса Конанчука, руководителя Центра образовательных разработок «Сколково», в последние годы новые проекты открываются один за другим. 2012 год был назван газетой The New York Times годом MOOC в мире (The Year of MOOC). Так, в мире в 2012 году насчитывалось более 3000 стартапов в сфере E-learning, на момент 2014 года эта цифра как минимум удвоилась [6, 8]. 

Люди, выбирающие E-learning, обычно желают получить дополнительные знания в своей сфере, сменить область профессиональной деятельности, продвинуться по карьерной лестнице или получить высшее образование.

Студенты очных отделений, для которых E-learning представляется ценным ресурсом для получения дополнительных знаний по специальности, а также источником знаний по другим направлениям, являются особой целевой аудиторией для разработчиков онлайн-обучения [9].

Для определения особенностей обучения по средствам E-learning среди студентов было проведено исследование «Социально-экономические особенности дистанционного образования в студенческой среде», в котором приняли участие 296 студентов различных вузов: большинство из которых обучаются в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, а также в НИУ ВШЭ, МГУ имени М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МЭСИ, МИИТ, МЭИ и в ряде других вузов.

Как показало исследование, студенты поддерживают активное развитие технологий E-learning, тем не менее, опыт имеют только около 23% студентов. Несмотря на низкий уровень пользования электронным обучением, большинство студентов (64 %) считает, что оно дает реальные знания в процессе обучения.

Среди студентов, которые имеют опыт обучения по технологиям E-learning, 36 % проходили курсы на МООК платформах. Наиболее популярными в студенческой среде оказались платформы: Coursera, Универсариум, Интуит, Университет 2.0 и EdX.

Главным преимуществом E-learning, по мнению студентов, является его гибкость - возможность обучаться независимо от места, времени и материальных ресурсов. Кроме того, важной характеристикой E-learning студенты отметили параллельность - возможность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью, а также его экономическую эффективность.

Основным недостатком дистанционного образования студенты считают отсутствие «живого» общения, а также необходимость высокой самомотивации в процессе обучения.

Большинство студентов, порядка 58 %, оценили уровень развития E-learning в России как низкий. Основными препятствиями они называют: плохую информированность о возможностях E-learning; слабое развитие IT технологий в России; консерватизм преподавателей и образовательной системы в России; российский менталитет; низкую образовательную культуру.

На вопрос – «Хотели бы Вы в течение всей жизни повышать свой образовательный уровень, т.е. получать непрерывное образование?», 83% студентов ответили «Да» и «Скорее да», что говорит о высоком намерении получать образование в течение всей жизни.

Результаты опроса показали, что московские студенты информированы о том, что такое E-learning, они поддерживают внедрение данных образовательных технологий, но при этом немногие из студентов имеют опыт обучения. Учитывая тот факт, что студенты намерены получать непрерывное образование, и их мнение о том, что E-learning дает реальные знания, можно заключить, что потенциал использования услуг E-learning в среднесрочной и долгосрочной перспективе высок.

Если рассуждать о перспективах развития онлайн обучения для территориальных кластеров, то, во-первых, внедрение и совершенствование профессиональных стандартов в деятельности организаций, реализующих программы развития территориальных кластеров будет способствовать развитию конкурентных преимуществ как отдельных предприятий и организаций, так и территориальных кластеров в целом. Онлайн обучение уже является, как говорилось выше, и будет являться двигателем прогресса для того или иного кластера [7, 10].

Достаточно часто предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда достаточно тяжело найти профессиональных и квалифицированных работников за короткие сроки. Всем известно, что простой на предприятии или в организации никогда не приводил к положительному эффекту. Следовательно, можно говорить о том, что каждый начальник ищет потенциально-перспективных работников, которые научились всем необходимым навыкам и могут использовать их на практике. Но вот в чем проблема: если мы говорим о центральных регионах и близлежащих к ним, то, действительно, можно найти подходящих работников. А если речь идет о отдаленных регионах, где, несмотря на суровый климат и труднодоступные транспортные сети, все равно приходится вести добычу нефти, газа, переработку материалов и т.д.

Каждое предприятие нуждается в квалифицированном работнике, который должен быть заинтересован в работе и карьерной лестнице, он не должен чувствовать себя ущемленным из-за того, что работает в отдаленных от центра местах. Наоборот, он должен понимать, что ценность его возрастает с приобретением знаний, а значит, за экономией времени и средств на лишние передвижения по стране, он может изучать неограниченную литературу и посещать онлайн курсы дистанционно.

Трудно говорить о ситуации с онлайн обучением в России. Необходимо проследить многие факторы, в том числе зону покрытия (доступа) интернет-коммуникаций, образованность в сфере IT-технологий, обеспеченность соответствующей техникой специалистами и т.д. За рубежом обучение с помощью онлайн-курсов – стандартная ситуация. Каждый стремится углубить свои знания в выбранной сфере, получить дополнительные сведения относительно других профессиональных аспектов работы, поменять квалификацию или же элементарно «оставаться на плаву».

Необходимо обратить внимание на тот аспект, что необходимо формировать, в случае внедрения онлайн обучения в массовом порядке, и совершенствовать профессиональные стандарты в деятельности организаций, реализующих программы развития территориальных кластеров, которые, в свою очередь, являются мощным драйвером развития территориальных кластеров.

На взгляд авторов, с этой точки зрения необходимо:

- сформировать совместную рабочую группу Минэкономразвития и Минпромторга России по внедрению и совершенствованию профессиональных стандартов в деятельности организаций, реализующих программы развития территориальных кластеров - в том числе специализированных организаций промышленных кластеров, инновационных территориальных кластеров и центров кластерного развития, либо наделить указанными функциями одну из сформированных рабочих групп;

- рабочей группе подготовить согласованные предложения Минэкономразвития России и Минпромторга России по изменению комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе в части внедрения и совершенствования профессиональных стандартов в деятельности организаций, реализующих программы развития территориальных кластеров. Так же внести предложения в установленном порядке по формированию профессиональных стандартов для следующих специальностей:

·        руководитель специализированной организации промышленного кластера;

·        руководитель специализированной организации инновационного территориального кластера;

·        руководитель центра кластерного развития;

·        специалист специализированной организации промышленного кластера;

·        специалист специализированной организации инновационного территориального кластера;

·        специалист центра кластерного развития;

·        руководитель программы развития территориального кластера;

·        руководитель проекта программы развития территориального кластера;

·        специалист проекта программы развития территориального кластера.

- рабочей группе подготовить и внести в установленном порядке согласованные предложения Минэкономразвития России и Минпромторга России по разработке федеральных государственных образовательных стандартов по территориальным кластерам.

 

- рабочей группе необходимо подготовить и внести в установленном порядке согласованные предложения Минэкономразвития России и Минпромторга России по созданию некоммерческой организации, осуществляющей функции совершенствования профессиональных стандартов в деятельности организаций, реализующих программы развития территориальных кластеров (проведение общественных экспертиз, сбор предложений, анализ эффективности работы, формирование аналитических отчетов и предложений и пр.), либо по наделению существующих  некоммерческих организаций указанными функциями.

Список литературы

1. Ананишнев, В.В., Брижанин В.В., Пронин Э.А. Проблемы в оплате труда профессиональных директоров. / Право. Экономика. Безопасность. 2015. № 2 (6). С. 46-50.

2. Ананишнев В.В. Экономический и социальный эффект перевода затрат работодателя на рабочую силу в заработную плату работника на примере авиационной промышленности / Уровень жизни населения регионов России. 2011. №12. С. 89-94.

3. Ананишнев, В.В. Формирование инновационных территориальных кластеров на базе успешных производственных отраслей экономики / В.В. Ананишнев, В.В. Брижанин, Р. Р. Хафизов // Журнал: Вестник челябинского государственного университета, Издательство: Челябинский государственный университет (Челябинск), 2015.

4. Бикалова Н.А., Годунова Л.А. Преобразование финансовой системы российской федерации [Текст] /Н.А. Бикалова, Л.А. Годунова // Международное научное периодическое издание по итогам международной. науч.–практ. конф. (Стерлитамак, 09.05.2016 г.). – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. – 260 с.

5. Ведомости: Пять крупнейших в мире платформ дистанционного образования. // [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru/special/ slideshow/ onlinecourse/

6. Ведомости: Как в России зарабатывают на онлайн-образовании. 25.04.2014. // [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru/career/news/ 25829481/universitet-v-kazhdyj-dom

7. Годунова, Л.А. Развитие малого бизнеса в России в условиях глобальной турбулентности // Материалы Молодежной программы Международного финансово-экономического форума «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности» (27 ноября 2014г.) / М.: Финансовый университет, 2016. - Финансовый университет [сайт]. [2016]. URL: http://conf.fa.ru/ archive/Fa_2014/index.html.

8. Пронин Э. А. Современное политическое онлайн-образование в средних общеобразовательных школах / В. В. Ананишнев, И. В. Положенцева, Э. А. Пронин // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т. 3. №. 4. C. 32-34. DOI: 10.12737/7608

9. Иванова В.Н., Тарасенко В.В., Хафизов Р.Р. Европейский опыт реализации кластерной политики // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)". Вып. 21: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2015. - № 3 (158). с. 43 - 51.

10. Тарасенко В.В. Три парадигмальные модели описания территориальных кластеров // Экономика и предпринимательство. – 2014. - №9 с. 235-238 - 182. (0,5 п. л.).

11. Хафизов Р.Р., Ананишнев В.В., Брижанин В.В. Формирование инновационных территориальных кластеров на базе успешных производственных отраслей экономики // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 18 (373). С. 74-79.