Нарастание социально-политической напряженности в обществе, социально-экономические изменения, которые влекут за собой негативные изменения уровня жизни населения, изменение ценностных и нравственных ориентаций, ухудшение воспитательных функций семьи, наличие негативного психологического климата в ней и ослабление воспитательных возможностей (как семьи, так и школы) послужили причинами, которые обусловили существенный рост правонарушений несовершеннолетних в России. В соответствии с этим возникает необходимость в социально-педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Комплексный характер проблемы правонарушений несовершеннолетних обусловливает необходимость использования межведомственного подхода при организации работы по взаимодействию учреждений социальной образовательной сферы при оказании помощи несовершеннолетним.
несовершеннолетние, права, правонарушение, межведомственное взаимодействие.
Сегодня под правонарушениями несовершеннолетних все чаще подразумевается совокупность направленных против общества фактов поведения и правонарушений несовершеннолетних на той или иной территории. Данные факты могут рассматриваться как серьезный показатель существования недостатков в проведенной (либо проводимой) профилактической и воспитательной работе.
Правонарушения несовершеннолетних все чаще носят рецидивный характер, что может послужить причиной для развития преступности. Криминализация среды несовершеннолетних может ограничить социум в перспективе установления социального равновесия и благополучия. Центральная роль в решении этой важной проблемы отводится социальной педагогике, хотя решить ее можно только комплексно, с привлечением общественных сил. Однако объединение общественных усилий может осуществляться только в рамках научно обоснованной, эффективной и наполненной технологиями социально-педагогической системы работы с личностью несовершеннолетнего. Решить упомянутую проблему можно с помощью последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий на личность, которые обеспечивают формирование личности с жизненными установками, приемлемыми для полноценного развития в обществе.
Следовательно, решающее значение в предупреждении правонарушений несовершеннолетних имеет систематическое проведение социально-педагогического комплекса мероприятий по улучшению всей воспитательной работы, а также увеличение ответственности как самих несовершеннолетних, так и их родителей, школ за воспитание детей, усиление влияния общественных и детских организаций, профилактические меры общественных и государственных организаций.
Законодательно термин «несовершеннолетние» был закреплен в советский период, до этого употреблялись слова «дети», «младенцы», «законорожденные» и «незаконорожденные» [6].
В российском праве несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.
Для большого количества специалистов, которые занимаются профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, очевидным стало утверждение о том, что эффективность профилактической работы можно определить уровнем организации межведомственного взаимодействия учреждений образования и социальных учреждений при ее осуществлении. Организованные специалистами профилактические мероприятия различных ведомств, если они проводятся отдельно от организаций и учреждений, работающих с несовершеннолетними (школа, училище, КДНиЗП, ПДН, УФСКН, РПЦ, молодежные организации и др.), если между ними не налажен процесс преемственности в деятельности, чаще всего принятые профилактические меры будут иметь кратковременный, ограниченный характер. Существует также проблема налаживания плодотворных контактов и взаимопонимания между специалистами служб и ведомств, определения их задач и разделения функций между ними для выполнения одной цели – предупреждения правонарушений несовершеннолетних [3]. Организация и проведение системных совместных профилактических мероприятий важны не только в групповом масштабе, но и в индивидуальной работе, когда предпринимается ряд усилий по недопущению совершения правонарушений конкретным несовершеннолетним.
Межведомственное взаимодействие учреждений образовательной и социальной сферы является новым качественным уровнем взаимодействия. Его суть состоит в совместной, взаимосогласованной деятельности учреждений социальной сферы и сферы образования, с принятием во внимание интересов каждого ведомства, которые обусловлены практикой их функционирования. Взаимодействие организовывается муниципальным органом управления образованием. Само же взаимодействие учреждений направлено на объединение образовательных, социокультурных, социально-педагогических возможностей учреждений образования и ведомств социальной сферы.
Для того чтобы органы и учреждения, осуществляющие профилактику, функционировали как система, необходимо выполнение двух требований: во-первых, обеспечение обмена информацией между ними; во-вторых, выделение органа, ответственного за координацию. Оба отмеченных требования законодательством формально учтены.
Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 03.07.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), органы и учреждения системы обязаны незамедлительно информировать [6]:
- прокуратуру и КДН и ЗП – о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних;
- органы опеки – о детях, оставшихся без родительского попечения;
- органы управления социальной защиты – о детях, нуждающихся в социальной помощи, и неблагополучных семьях;
- орган внутренних дел – о несовершеннолетних правонарушителях и родителях, негативно влияющих на своих детей, и взрослых, вовлекающих подростков в совершение правонарушений;
- органы здравоохранения – о необучающихся несовершеннолетних;
- органы по делам молодежи – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи для организации отдыха, досуга или занятости.
Организация комплексной профилактической работы правонарушений несовершеннолетних является основой для снижения социальной дезадаптации несовершеннолетних и должна проводиться во всех основных сферах их жизнедеятельности.
От обеспечения межведомственного взаимодействия учреждений социальной и образовательной сферы по социально-педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и осуществляемых ею мер зависит эффективность работы по предупреждению отклонений в социуме среди несовершеннолетних, предотвращению отрицательных явлений в обществе, которые проявляются в безнадзорности и бродяжничестве детей, осуществлении правонарушений, пьянстве и наркомании.
К особенностям межведомственного взаимодействия учреждений социальной и образовательной сферы по профилактике правонарушений несовершеннолетних можно отнести:
- Своевременное информирование школ о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними данной школы, с помощью взаимодействия с ПДН ОВД и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Наличие в доступном для родителей месте информации о телефонах доверия и телефонах органов, которые осуществляют защиту прав несовершеннолетних. В частности, телефона комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [2, 4].
- Персональный учет несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах социально-педагогической поддержки.
- Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения подростков с девиантным поведением и их мониторинг.
- Частые посещения несовершеннолетних на дому, информирование учреждениями друг друга о трудностях детей в семьях, жестоком обращении с ними со стороны родителей. Работа с родителями должна иметь двустороннюю связь (так как сами родители не интересуются детьми и их проблемами, приходят в школу только тогда, когда их вызывают) [7].
- Оказание помощи в консультировании подростков по юридическим вопросам в конкретных ситуациях [1].
- Использование спортивных и актовых залов школ во внеучебное время.
- Проявление активности в создании отрядов правоохранительной направленности, групп из числа родителей для проведения работы по предупреждению правонарушений среди учащихся [1].
- Своевременная передача информации в комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о неблагополучных детях и семьях.
Из изложенного можно сделать вывод, что социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних – это система мер, осуществляемых социальным педагогом и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также их помощниками в общеобразовательной школе, социальных центрах и других организациях, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития несовершеннолетних в семье, классном коллективе и за его пределами, на предупреждение возникновения деструктивных конфликтов, различных видов их активности и, в свою очередь, правонарушений.
Неотъемлемой формой межведомственного взаимодействия социальных учреждений и учреждений образования в профилактике правонарушений является обмен информацией, которая характеризует положение семей и детей на территории, которая находится под контролем ведомства (подведомственной территории), и нужной для осуществления деятельности в интересах несовершеннолетних с государственными и негосударственными учреждениями, организациями и службами, органами власти.
1. Артемов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов [Текст] / В.М. Артемов // Социологические исследования. - М.: Наука. - 2000. - № 1. - С. 51-55.
2. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Библиотека Федеральной программы развития образования [Текст] / И.Д. Демакова. - М.: Новый учебник, 2003. - С. 243.
3. Ильина О.Ю. Об определении интересов ребенка [Текст] / О.Ю. Ильина // Государство и право. - 2005. - № 11. - С. 72.
4. Немытина М.В. Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних [Текст] / М.В. Немытина // Сборник научных статей.- Самара: Самарский университет, 2000.
5. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (с изм. и доп.).
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2002. - 272 с.