ОСОБЕННОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Нарастание социально-политической напряженности в обществе, социально-экономические изменения, которые влекут за собой негативные изменения уровня жизни населения, изменение ценностных и нравственных ориентаций, ухудшение воспитательных функций семьи, наличие негативного психологического климата в ней и ослабление воспитательных возможностей (как семьи, так и школы) послужили причинами, которые обусловили существенный рост правонарушений несовершеннолетних в России. В соответствии с этим возникает необходимость в социально-педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Комплексный характер проблемы правонарушений несовершеннолетних обусловливает необходимость использования межведомственного подхода при организации работы по взаимодействию учреждений социальной образовательной сферы при оказании помощи несовершеннолетним.

Ключевые слова:
несовершеннолетние, права, правонарушение, межведомственное взаимодействие.
Текст

Сегодня под правонарушениями несовершеннолетних все чаще подразумевается совокупность направленных против общества фактов поведения и правонарушений несовершеннолетних на той или иной территории. Данные факты могут рассматриваться как серьезный показатель существования недостатков в проведенной (либо проводимой) профилактической и воспитательной работе.

Правонарушения несовершеннолетних все чаще носят рецидивный характер, что может послужить причиной для развития преступности. Криминализация среды несовершеннолетних может ограничить социум в перспективе установления социального равновесия и благополучия. Центральная роль в решении этой важной проблемы отводится социальной педагогике, хотя решить ее можно только комплексно, с привлечением общественных сил. Однако объединение общественных усилий может осуществляться только в рамках научно обоснованной, эффективной и наполненной технологиями социально-педагогической системы работы с личностью несовершеннолетнего. Решить упомянутую проблему можно с помощью последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий на личность, которые обеспечивают формирование личности с жизненными установками, приемлемыми для полноценного развития в обществе.

Следовательно, решающее значение в предупреждении правонарушений несовершеннолетних имеет систематическое проведение социально-педагогического комплекса мероприятий по улучшению всей воспитательной работы, а также увеличение ответственности как самих несовершеннолетних, так и их родителей, школ за воспитание детей, усиление влияния общественных и детских организаций, профилактические меры общественных и государственных организаций.

Законодательно термин «несовершеннолетние» был закреплен в советский период, до этого употреблялись слова «дети», «младенцы», «законорожденные» и «незаконорожденные» [6].

В российском праве несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.

Для большого количества специалистов, которые занимаются профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, очевидным стало утверждение о том, что эффективность профилактической работы можно определить уровнем организации межведомственного взаимодействия учреждений образования и социальных учреждений при ее осуществлении. Организованные специалистами профилактические мероприятия различных ведомств, если они проводятся отдельно от организаций и учреждений, работающих с несовершеннолетними (школа, училище, КДНиЗП, ПДН, УФСКН, РПЦ, молодежные организации и др.), если между ними не налажен процесс преемственности в деятельности, чаще всего принятые профилактические меры будут иметь кратковременный, ограниченный характер. Существует также проблема налаживания плодотворных контактов и взаимопонимания между специалистами служб и ведомств, определения их задач и разделения функций между ними для выполнения одной цели – предупреждения правонарушений несовершеннолетних [3]. Организация и проведение системных совместных профилактических мероприятий важны не только в групповом масштабе, но и в индивидуальной работе, когда предпринимается ряд усилий по недопущению совершения правонарушений конкретным несовершеннолетним.

Межведомственное взаимодействие учреждений образовательной и социальной сферы является новым качественным уровнем взаимодействия. Его суть состоит в совместной, взаимосогласованной деятельности учреждений социальной сферы и сферы образования, с принятием во внимание интересов каждого ведомства, которые обусловлены практикой их функционирования. Взаимодействие организовывается муниципальным органом управления образованием. Само же взаимодействие учреждений направлено на объединение образовательных, социокультурных, социально-педагогических возможностей учреждений образования и ведомств социальной сферы.

Для того чтобы органы и учреждения, осуществляющие профилактику, функционировали как система, необходимо выполнение двух требований: во-первых, обеспечение обмена информацией между ними; во-вторых, выделение органа, ответственного за координацию. Оба отмеченных требования законодательством формально учтены. 

Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 03.07.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), органы и учреждения системы обязаны незамедлительно информировать [6]:

  • прокуратуру и КДН и ЗП – о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • органы опеки – о детях, оставшихся без родительского попечения;
  • органы управления социальной защиты – о детях, нуждающихся в социальной помощи, и неблагополучных семьях;
  • орган внутренних дел – о несовершеннолетних правонарушителях и родителях, негативно влияющих на своих детей, и взрослых, вовлекающих подростков в совершение правонарушений;
  • органы здравоохранения – о необучающихся несовершеннолетних;
  • органы по делам молодежи – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи для организации отдыха, досуга или занятости.

Организация комплексной профилактической работы правонарушений несовершеннолетних является основой для снижения социальной дезадаптации несовершеннолетних и должна проводиться во всех основных сферах их жизнедеятельности.

От обеспечения межведомственного взаимодействия учреждений социальной и образовательной сферы по социально-педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и осуществляемых ею мер зависит эффективность работы по предупреждению отклонений в социуме среди несовершеннолетних, предотвращению отрицательных явлений в обществе, которые проявляются в безнадзорности и бродяжничестве детей, осуществлении правонарушений, пьянстве и наркомании.

К особенностям межведомственного взаимодействия учреждений социальной и образовательной сферы по профилактике правонарушений несовершеннолетних можно отнести:

  1. Своевременное информирование школ о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними данной школы, с помощью взаимодействия с ПДН ОВД и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  2. Наличие в доступном для родителей месте информации о телефонах доверия и телефонах органов, которые осуществляют защиту прав несовершеннолетних. В частности, телефона комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [2, 4].
  3. Персональный учет несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах социально-педагогической поддержки.
  4. Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения подростков с девиантным поведением и их мониторинг.
  5. Частые посещения несовершеннолетних на дому, информирование учреждениями друг друга о трудностях детей в семьях, жестоком обращении с ними со стороны родителей. Работа с родителями должна иметь двустороннюю связь (так как сами родители не интересуются детьми и их проблемами, приходят в школу только тогда, когда их вызывают) [7].
  6. Оказание помощи в консультировании подростков по юридическим вопросам в конкретных ситуациях [1].
  7. Использование спортивных и актовых залов школ во внеучебное время.
  8. Проявление активности в создании отрядов правоохранительной направленности, групп из числа родителей для проведения работы по предупреждению правонарушений среди учащихся [1].
  9. Своевременная передача информации в комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о неблагополучных детях и семьях.

Из изложенного можно сделать вывод, что социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних – это система мер, осуществляемых социальным педагогом и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также их помощниками в общеобразовательной школе, социальных центрах и других организациях, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития несовершеннолетних в семье, классном коллективе и за его пределами, на предупреждение возникновения деструктивных конфликтов, различных видов их активности и, в свою очередь, правонарушений.

Неотъемлемой формой межведомственного взаимодействия социальных учреждений и учреждений образования в профилактике правонарушений является обмен информацией, которая характеризует положение семей и детей на территории, которая находится под контролем ведомства (подведомственной территории), и нужной для осуществления деятельности в интересах несовершеннолетних с государственными и негосударственными учреждениями, организациями и службами, органами власти.

Список литературы

1. Артемов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов [Текст] / В.М. Артемов // Социологические исследования. - М.: Наука. - 2000. - № 1. - С. 51-55.

2. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Библиотека Федеральной программы развития образования [Текст] / И.Д. Демакова. - М.: Новый учебник, 2003. - С. 243.

3. Ильина О.Ю. Об определении интересов ребенка [Текст] / О.Ю. Ильина // Государство и право. - 2005. - № 11. - С. 72.

4. Немытина М.В. Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних [Текст] / М.В. Немытина // Сборник научных статей.- Самара: Самарский университет, 2000.

5. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (с изм. и доп.).

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?