Представлены теоретические положения построения бухгалтерского финансового учета на малых предприятиях, выявлены риски, связанные с применением упрощенной системы учета.
субъекты малого бизнеса, бухгалтерский финансовый учет, учетный процесс, риски, МСФО
Организация и ведение бухгалтерского учета в субъектах малого и среднего предпринимательства осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В современном законодательстве РФ отсутствуют специализированные стандарты, содержащие рекомендации для данных категорий предприятий. Существующее обобщение практики применения законодательства Минфина России от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» имеет ограниченную сферу применения в связи с тем, что предлагаемые упрощения соответствуют исключительно требованиям микропредприятий. Субъекты малого и среднего предпринимательства, ориентированные на рост масштабов бизнеса и его устойчивое развитие, применяя рекомендуемые данным нормативным документом упрощения, снижают информативность учетно-аналитического обеспечения своего предприятия. Руководство не получает релевантной, существенной, достоверной информации, что оказывает негативное влияние на принимаемые управленческие решения.
Исследование вопроса формирования информационного обеспечения риск-ориентированного управления малыми предприятиями ставит проблему анализа понятия «упрощение» («упрощенный») на предмет содержания риска в данной категории, а также вопрос сравнения содержания этого термина со значениями слов «рациональный» и «оптимальный».
Понятие «упрощенный» в исследованных трактовках обладает негативными характеристиками: примитивный, элементарный, поверхностный, неэффективный. Таким образом, встает вопрос о целесообразности применения данного понятия по отношению к субъектам малого предпринимательства, нацеленным на рост масштабов бизнеса и управление его рисками. Упрощенные способы и методики организации информационного обеспечения приведут к снижению качества информации, что выражается в неспособности удовлетворить потребности ее пользователей и к формированию неполного и ограниченного представления о деятельности малого предприятия [7, с. 4].
Понятие «рациональный» по своим характеристикам в вопросе формирования информационного обеспечения управления малым предприятием находится в конфликте с понятием «упрощенный» и тождественно понятию «разумный», означающему нечто осмысленное, сформированное на основании рассуждений. Кроме того, понятие «рациональный» зачастую ставят в один ряд с понятием «целесообразный», что свидетельствует о позитивной характеристике исследуемой категории.
Понятие «оптимальный» необходимо рассматривать как характеристику, сопутствующую термину «рациональный». Рациональная организация системы позволяет осуществить поиск оптимальных решений. Однако использование исключительно оптимального подхода приводит к игнорированию разумных и целесообразных аспектов [3, с. 114].
Таким образом, представляется наиболее целесообразным осуществлять рационализацию (совершенствование методов и систем рациональными способами) информационного обеспечения, а при реализации его функций применять методы оптимизации (нахождение наилучшего варианта и решения из множества возможных).
Попытка рационализировать ведение бухгалтерского финансового учета в субъектах малого предпринимательства была предпринята в рамках работы Совета по международным стандартам финансовой отчетности (далее - СМСФО). Разработанный Советом стандарт для субъектов малого предпринимательства имеет своей целью формирование концептуальной основы получения уместной, надежной и полезной информации [5, с. 15].
Внедрение МСФО для малых и средних предприятий сегодня в России представляется затруднительным. Большая часть компаний, применяющих МСФО в России, являются либо крупными публичными компаниями, либо дочерними предприятиями иностранных компаний. Для первых применение данного стандарта недопустимо, для вторых нецелесообразно, поскольку при консолидации потребуется проводить дополнительные корректировки для приведения отчетности в соответствие со всеми требованиями МСФО [4, с. 97]. Однако такой стандарт может использоваться небольшими российскими компаниями в целях получения кредитов международных банков и при принятии решения о размещении своих акций на рынках капитала.
На основании исследования МСФО для малых и средних предприятий было установлено, что стандарты не содержат таких рациональных предложений, которые способствовали бы облегчению ведения учетной работы в данных организациях [11, с. 112]. Следовательно, для обеспечения рационального ведения бухгалтерского финансового учета в субъектах малого предпринимательства необходимо нормы, содержащиеся в отечественных положениях по ведению бухгалтерского учета, систематизировать в целях формирования единого стандарта, отказавшись от упрощения учета в пользу его рационализации и дальнейшей оптимизации [15, с. 37]. Это связано и с тем, что применение упрощенных правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, как рекомендует отечественное законодательство, является предпосылкой для появления различных рисков, примерный перечень которых был разработан авторами и представлен в таблице 1.
Таблица 1
Наименование риска | Пояснения |
Формальное ведение бухгалтерского учета | Малые предприятия обязаны представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При формальном ведении бухгалтерского учета с учетом предлагаемых упрощений малые предприятия производственной сферы столкнутся с необходимостью проведения сплошной инвентаризации объектов бухгалтерского учета для оценки остатков по счетам бухгалтерского учета по состоянию на конец отчетного года. Проведение данной процедуры для таких малых предприятий затруднительно, поскольку предполагает ее исполнение в короткий срок в конце отчетного года |
Избыточная агрегация информации | Рекомендации по упрощению плана счетов бухгалтерского учета для малых предприятий, содержащиеся в нормативных документах, порождают проблемы для предприятий, в частности производственной сферы, имущество, расходы, расчеты с контрагентами которых необходимо детализировать |
Неполнота отражения информации о внеоборотных активах | Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ малые предприятия при применении упрощенного режима налогообложения обязаны вести учет внеоборотных активов. В результате организации сталкивались с трудностью ведения бухгалтерского учета только основных средств и нематериальных активов, не затрагивая при этом иные факты хозяйственной жизни |
Недостоверное отражение информации о чистой прибыли | При принятии решения о выплате дивидендов учредителям малое предприятие должно располагать информацией о чистой прибыли организации, рассчитываемой исходя из данных бухгалтерского учета, который в упрощенном варианте не гарантирует достоверности при проведении данной операции |
Неполучение кредита в банке | В случае появления необходимости привлечения заемных средств с применением инструментов кредитования малое предприятие должно располагать полной, детализированной и актуальной информацией о деятельности, что предполагает ведение полноценного бухгалтерского учета |
Банкротство малого предприятия | Формальное ведение бухгалтерского учета, избыточная агрегация информации, неполнота отражения информации о внеоборотных активах и чистой прибыли способствуют формированию информации низкого качества, что влечет принятие неверных управленческих решений. Снижение устойчивости финансового состояния приводит к возникновению риска неплатежеспособности, что может повлечь за собой банкротство и ликвидацию малого предприятияФормальное ведение бухгалтерского учета, избыточная агрегация информации, неполнота отражения информации о внеоборотных активах и чистой прибыли способствуют формированию информации низкого качества, что влечет принятие неверных управленческих решений. Снижение устойчивости финансового состояния приводит к возникновению риска неплатежеспособности, что может повлечь за собой банкротство и ликвидацию малого предприятия |
Описанные в табл. 1 риски представляют угрозу для малого предприятия, поскольку их реализация способна повлечь за собой нарушение принципа непрерывности деятельности. В частности, избыточное упрощение рабочего плана счетов бухгалтерского учета не позволяет детализировать необходимую для принятия решений информацию. В рамках данной работы разработан план счетов бухгалтерского учета в соответствии с принципом оптимальности, под которым следует понимать создание нового качества наилучшим, наиболее соответствующим определенным условиям и задачам способом, направленным на минимизацию затрат и ресурсов. При объединении счетов рекомендуется первоначальные счета выделить в качестве субсчетов к агрегированному счету [16, с. 88].
Кроме того, сегодня в законодательстве не разработаны процедуры перехода от упрощенной системы ведения бухгалтерского учета к его ведению в полном объеме. Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ обязанность ведения бухгалтерского учета снимается с индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой. Данные юридические лица применяют упрощенную систему налогообложения и ведут учет только доходов или доходов и расходов. При переходе на основную систему налогообложения малый бизнес сталкивается с необходимостью ведения бухгалтерского и налогового учета в полном объеме, обязанностью сдавать полный комплект финансовой отчетности ежеквартально [16, с. 90]. Та же проблема может коснуться тех организаций, которые по ряду критериев перешли в статус «средних» или «крупных» предприятий. После окончания действия права представлять упрощенный вариант отчетности им будет вменена обязанность по ведению полноценного бухгалтерского учета и сдаче полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поэтому в настоящее время большинство малых предприятий принимает решение вести полноценный бухгалтерский учет, что позволяет формировать достоверную информацию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность выглядит более привлекательно, чем упрощенное ведение бухгалтерского учета. Однако малое количество раскрываемых показателей не позволяет провести оценку финансового состояния малого предприятия и результатов его деятельности.
Низкий уровень информативности бухгалтерской отчетности является глобальной проблемой российской современности и касается не только малых предприятий. При этом считается, что таких внешних пользователей, как инвесторы, отчетность субъектов малого бизнеса не интересует. Для того чтобы их заинтересовать, малое предприятие должно перерасти в среднее и достичь успехов. Проблема заключается в общепринятой идее максимизации прибыли. В этих условиях малое предприятие со своими небольшими объемами деятельности не является предметом интереса для крупных финансовых вливаний. Однако в этом случае инвесторами игнорируются такие существенные преимущества малого бизнеса, как простота его создания, отсутствие препятствий для входа на рынок и мобильность производства, что существенно повышает конкурентоспособность и рентабельность малых предприятий.
Таким образом, современное состояние бухгалтерского финансового учета на малых предприятиях осложнено еще и ограниченностью круга пользователей информации, формируемой и представляемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Инвесторы, партнеры, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общественность становятся выпадающими звеньями в системе пользователей информации бухгалтерской (финансовой) отчетности ввиду не только особенностей самих субъектов малого предпринимательства как участников рынка, но и в силу ограниченности, неполноты и низкой полезности предоставляемой информации [12, с. 5].
Возможности субъектов малого бизнеса в отношении организации налогового учета ограничены строгими нормами налогового законодательства. Малые предприятия, выбирающие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, Патентная система налогообложения), сталкиваются с рисками потери права на применение выбранного налогового режима. В первую очередь это касается малых предприятий, применяющих УСН. В случае реализации этого риска организация автоматически переводится на общий режим налогообложения начиная с квартала, когда это право было утеряно, что означает обязанность полного ведения бухгалтерского учета без упрощений. В случае применения упрощенной системы, предлагаемой законодательством, малое предприятие сталкивается с серьезными трудностями, связанными с восстановлением учета и усложнением учетных процедур.
Приказ «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» предусматривают использование кассового метода учета доходов и расходов малыми предприятиями.
Использование данной рекомендации не только нарушает фундаментальный принцип бухгалтерского учета - применение метода начисления, но может вызвать появление расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом, что для малого предприятия создаст множество проблем. Это связано с положениями п. 1 ст. 273 НК РФ, в соответствии с которыми те компании, выручка от реализации которых без учета НДС за последние четыре квартала превысила миллион рублей за каждый квартал, теряет право использования кассового метода. Реалистичность данного лимита весьма сомнительна, поскольку верхняя граница отнесения предприятия к микропредприятию по критерию «выручка» составляет 120 млн руб., а к малому - 800 млн руб. Поэтому применение кассового метода в современных условиях для малых предприятий, ориентированных на минимизацию рисков, расширение деятельности и рост, неоправданно.
Кроме того, работа по упрощенной системе бухгалтерского учета может привести к реализации рисков искажения информации о состоянии малого предприятия, а это влечет за собой риски уголовного и административного преследования. Факт непредоставления информации о деятельности предприятия налоговым органом является причиной наложения штрафов на сумму от 10 тыс. до 230 тыс. руб. согласно ст. 120 НК РФ, а за каждый непредоставленный документ в соответствии с п. 1 ст. 120 НК РФ штраф составит 200 руб. Штраф для должностного лица предусмотрен от 2 тыс. до 3 тыс. руб. согласно ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, отсутствие полной и детализированной информации о деятельности малого предприятия может повлечь негативные последствия в виде совершения уголовного или административного правонарушения.
Таким образом, существующие риски, вытекающие из норм законодательства по бухгалтерскому финансовому и налоговому учету, требуют формирования методологических и методических положений в части разработки специального стандарта, содержащего наиболее рациональные методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет не допустить искажения информации и не нарушить норм налогового законодательства.
1. Андреева С.В. Редуцированная учетная система малого предприятия: методологический аспект [Текст] / С.В. Андреева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти, 2013. - № 4 (29). - С. 77-86.
2. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация [Текст] / Л.А. Бернстайн; пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 351 с.
3. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии [Текст]; под ред. Д.А. Ендовицкого. - М.: Компания КноРус, 2006. - 257 с.
4. Вахрушина М.А. Современные тенденции развития бухгалтерского учета и экономического анализа: теория и практика [Текст] / М.А. Вахрушина. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 263 с.
5. Городилов М.А. Идентификация и оценка рисков существенного искажения [Текст] / М.А. Городилов // Аудитор. - 2011. - № 9. - С. 14-20.
6. Грэй С. Дж. Финансовый учет: глобальный подход [Текст]: учеб.-метод. пособие / Сидней Дж. Грэй, Белверд Е. Нидлз; пер. с англ. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 614 с.
7. Ендовицкий Д.А. Развитие синтетического и аналитического бухгалтерского учета исходя из применяемых малым предприятием форм учета [Текст] / Д.А. Ендовицкий, Ю.В. Литвин // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 23. - С. 2-12.
8. Ковалев В.В. Бухгалтерский учет в России: смена приоритетов [Текст] / В.В. Ковалев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. - 2010. - № 4. - С. 98-112.
9. Ларионов А.Д. Единство бухгалтерского учета как системы и его разделение на бухгалтерский финансовый, управленческий и налоговый [Текст] / А.Д. Ларионов, В.А. Ткаченко, П.А. Конев // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2009. - № 13. - С. 105-108.
10. Литвин Ю.В. Книги учета хозяйственных операций субъекта малого предпринимательства [Текст] / Ю.В. Литвин, Р.Р. Рахматулина // Современная экономика: проблемы и решения. - 2012. - № 2 (26). - С. 153-160.
11. Лытнева Н.А. Расходы, учитываемые в целях налогообложения при применении УСН [Текст] / Н.А. Лытнева // Бухгалтерский учет. - 2011. - № 2. - С. 108-113.
12. Мельник М.В. Инновации в учетно-контрольных процессах современных коммерческих организаций [Текст] / М.В. Мельник // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2013. - № 5 (17). - С. 2-8.
13. Мельник М.В. Роль учетно-аналитической функции для поддержания устойчивого развития организации [Текст] / М.В. Мельник // Инновационное развитие экономики. - 2014. - № 4 (21). - С. 33-41.
14. Мурзина Е.А. Реформирование бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях [Текст]: монография / Е.А. Мурзина. - Йошкар-Ола: Марийск. гос. техн. ун-т, 2007. - 152 с.
15. Попова Л.В. Основные теоретические принципы построения учетно-аналитической системы [Текст] / Л.В. Попова, Б.Г. Маслов, И.А. Маслова // Финансовый менеджмент. - 2008. - № 3. - С. 34-67.
16. Корнеева Т.А. Аналитический инструментарий риск-ориентированного управления малыми предприятиями [Текст] / Т.А. Корнеева, Т.Е. Татаровская // Вестник Самарского государственного экономического университета. - Самара, 2015. - № 6 (128). - С. 86-90.