В статье анализируется феномен традиционной музыкальной культуры этносов и этнических групп Поволжья и Приуралья тюркского, угро-финского и славянского происхождения, развивавшейся в процессе перманентного разностороннего взаимовлияния и взаимообогащения самобытных этнических, конфессиональных, региональных и локальных компонентов. Образцы музыкальной архаики башкир, марийцев, мордвы, русских, татар, удмуртов и других этносов, населяющих данных регион, так же, как и письменные и археологические источники, выявляют формирование в данном географическом ареале, начиная с раннего Средневековья, культурного пространства, характеризующегося, при всей уникальности его отдельных составляющих, значительным единством и высоким нравственно-эстетическим потенциалом. Однако тенденции глобализации в современном мире, как известно, ставят под угрозу сохранение традиционных духовных ценностей. В этой связи актуализируется проблема сохранения культурного достояния прошедших эпох, которую возможно решать посредством включения в современную культурно-образовательную среду как в аутентичных формах, так и различных видах профессионального исполнительского искусства, композиторского творчества, музыкального просветительства и образования. Особо следует выделить такой аспект бытования традиционной музыкальной культуры в общественной жизни региона, как возрождённые старинные праздники и фестивали народного творчества, которые ярко демонстрируют востребованность исконных культурных традиций Поволжья и Приуралья. Сегодня можно наблюдать позитивную тенденцию возрождения культурных традиций, сложившихся на ранних этапах этнической истории данного региона. Этот богатый потенциал представляет собой непереходящую нравственно-эстетическую ценность и эффективное средство гармонизации межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений, формирования гармонично развитой личности в реалиях современного поликультурного социума с целью формирования толерантного сознания новых поколений.
традиционная культура, этнические музыкальные традиции, диалог культур, по- ликультурное взаимодействие
Введение. Поволжье и Приуралье представляет собой один из наиболее полиэтничных, поликонфессиональных и поликультурных географических ареалов России. Длительная историческая эволюция входящих в него многочисленных этносов и этнических групп проходила в разностороннем взаимодействии и взаимообогащении, что инициировало процесс формирования культурного пространства, характеризующегося, при всей уникальности его отдельных составляющих, значительным единством. Это показательно подтверждает сравнительный анализ музыкальных традиций башкир, марийцев, мордвы, русских, татар, удмуртов и других народов, населяющих данный регион.
Обзор литературы. Исследования истории формирования музыкальных традиций этносов Поволжья и Приуралья основываются на значительном объеме исторических источников. Наиболее ранними из них являются труды византийских историков [15, 21], записки арабских [6, 9] путешественников. Сведения о характере музыкального творчества предков народов региона содержатся и в средневековых литературных памятниках [1, 5, 7, 11].
В качестве объекта научного исследования традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья впервые привлекла внимание учёных в XVIII веке [3, 18]. Дальнейшие этнографические и искусствоведческие исследования выявили глубокие исторические корни этого художественного феномена [2, 10, 12, 16, 17, 19, 20]. Однако в изучении музыкальных традиций региона все еще остаются мало изученные факты, а также до сих пор отсутствуют масштабные обобщающие труды, в которых бы данный феномен рассматривался на фоне общезначимых тенденций генезиса и процессов дальнейшей исторической эволюции культуры российских этносов.
Методология. Фактологически статья основывается на письменных исторических источниках и литературных памятниках эпохи Средневековья, результатах последующих археологических и этнографических исследований, отраженных в научных монографиях и статьях. Методологическая основа работы базируется на общенаучных методах анализа, синтеза и обобщения и следующих основных подходах, применяемых в историко-культурологических исследованиях: генетический (с точки зрения возникновения и развития), сравнительно-исторический (компаративный), системный (изучение культуры в поликультурном контексте, просветительский (в аспекте общественной значимости).
Полученные результаты. Музыкальная культура Поволжья и Приуралья складывалась на многогранном этнокультурном (финно-угорский, тюркский, славянский) и конфессиональном (политеистический, исламский, христианский православный) базисе.
Истоки этносов Поволжья и Приуралья восходят к раннему Средневековью, когда языческая обрядность и синкретизм определяли становление различных видов музыкального творчества. Трансформируясь, но сохраняя свои основные черты, они всегда оставались неотъемлемой частью традиционной культуры региона. В этом контексте примечательно значительное сходство древнетюркских надписей, высеченных руническими письменами на каменных стелах, с образцами современного татарского фолькло- ра [4, с. 320].
В духовной культуре древних тюрков важное место занимали эпические сказания, которые предшествовали возникновению таких музыкально-поэтических жанров, как башкирские кубаиры, татарские баиты и чувашские пеиты. В них превалировала патриотическая тематика, наблюдалось утверждение общечеловеческих нравственно-эстетических ценностей и гуманистических категорий.
В византийских исторических источниках зафиксированы некоторые древнетюркские об- ряды, в которых вокальная и инструментальная музыка предстаёт не только как художественный компонент синкретических действ, но и в сакральном качестве. Так, в описании Менандром визита посла Земарха к правителю тюрков, состоявшегося в 568 г., отмечен обязательный для чужестранцев очистительный ритуал, сопровождавший звучанием колоколов и тимпанов [15]. Феофилакт Симокатта был впечатлён песнопениями гимнического характера, посвящёнными воспеванию земли как источника всего живого [21, с. 34].
Политеистические культы определяли и развитие преимущественно связанных с обрядностью традиционных форм и жанров музыки финно-угорских племён, обитавших на территории Поволжья и Приуралья – предков марийцев, удмуртов, мордвы и др.
Несмотря на то, что обладавшие значительным сходством языческие ритуалы поклонения многочисленным божествам впоследствии стали заменяться богослужениями монотеистических религий, архаические напевы продолжали бытовать в культуре предшественников современных народов Поволжья и Приуралья и дошли до нашего времени как часть национального фольклорного наследия, в том числе в форме детских игровых напевов (татарский «Кояш чык» – «Заклинание солнца», чувашский «Зумгр чяк » – «Моление о дожде» и др.).
Изначальное тесное взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья ярко прослеживается в музыкально-инструментальном творчестве и исполнительстве. В археологических памятниках, созданных 7 тысячелетий назад и более, содержится «значительный материал по музыкальным орудиям и инструментам» [2, с. 26–27].
1. Gabain von A. Codex Cumanicus’un dili // Akalın M. Tarihi tűrk şiveleri. Ankara: Ankara Űniversitesi Basımevi, 1988. Р. 67-109.
2. Бояркин Н.И. Древние звуковые комплексы восточных финнов (по археологическим материалам)// Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. / Редкол.: Н.И. Бояркин (отв. ред.), Л.Б. Бояркина (сост.) и др. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та, 2008. С. 23-69.
3. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения северных сибирских. СПб: Типография Ивана Глазунова, 1799. Ч. 2. 178 с.
4. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Изд-во «Товарищество Клышников и Комаров», 1993. 526 с.
5. Из «Диван лугат ат-турк» Махмуда Ал-Кашгари: [Фрагменты] // Поэзия древних тюрков VI - XII веков / Сост. И.В. Стеблева; поэт. пер. А. Преловского. М.: Изд-во «Раритет», 1993. С. 111-147.
6. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али-Ахмеда бен Омар Ибн- Даста / пер. Д.А. Хвольсона. СПб: Акад. наук, 1869, ХIV. 199 с.
7. Казанская история / подг. текста, вступ. ст., прим. Г.И. Моисеевой; под ред. В.П. Андрианова-Пе- ретц. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 195 с.
8. Кобер А. Русскоязычные культурно-образовательные центры современной Германии // Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: мат. VII междунар. науч. - практ. конф. / отв. ред. - сост. Ф.Ш. Салитова. Климовск; Минск: Рос. нов. ун-т; Белорус. гос. ун-т культ. и иск-в; изд-во «Отечество», 2014. Вып. VII. С. 306-308.
9. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1956. 347 с.
10. Кондратьев М.Г. Чувашская музыка. От мифологических времен до становления современного профессионализма. URL: http://bookoteka.ru/7436 (дата обращения: 28.09.2015).
11. Кул Гали. Сказание о Йусуфе / пер. С.Н. Иванова. Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. 254 с.
12. Макаров Г.М. Средневековые инструментальные ансамбли татар Поволжья: Опыт рекультурации инструментальных традиций. URL: http://www.Musicmuseum.az/ru/index.php (дата обращения: 15.02.2016).
13. Манолова В., Костадинова В., Цанкова Е. Инновационные технологии стимулирования интереса к музыкальному фольклору // Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования: м-лы VI межд. науч. - практ. конф. / отв. ред. - сост. Ф.Ш. Салитова. Казань: Казан. федер. ун-т; изд-во «Бриг», 2011. Вып. VI. С. 287-298.
14. Марджани Ш. Источники по истории Казани и Булгара. Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. 415 с.
15. Менандр // Византийские историки / пер. и прим. Г.С. Дестуниса. СПб, 1860. URL: http:// www. krotov.info/acts/05/marsel/ist_viz_00.htm (дата обращения: 12.01.2016).
16. Напольских В.В. Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья // История татар с древнейших времен: в VII т. Волжская Булгария и Великая Степь / гл. ред. М.А. Ус- манов, Р.С. Хакимов. Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006. Т. 2. С. 100-115.
17. Нигмедзянов М.Н. Татарская народная музыка. Казань: Изд-во «Магариф», 2003. 255 с.
18. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям России. СПб: Импер. Акад. наук, 1773. Ч. 1. 657 с.
19. Салитова Ф.Ш. Музикалнопедагогическата култура на Волжска България ІХ-ХІІІ век. Изследване// Електронното списание i Продължаващо образование. Брой 27. 2012. Януари - Март (София, България). URL: http:// www.diuu.bg/ispisanie/ (дата обращения: 31.01.2012).
20. Салитова Ф.Ш., Калимуллина Р.Р. Музыка в архаических ритуалах и обрядах чувашского народа // Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: м-лы VII междунар. науч. - практ. конф. / отв. ред. - сост. Ф.Ш. Салитова. Климовск; Минск; Казань: Росс. нов. ун-т (Климовск. ф-л), Белорус. гос. ун-т культуры и иск-в; изд-во «От- ечество», 2014. Вып. VII. С. 268-270.
21. Симокатта Феофилакт. История. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 224 с.
22. Филиппов Г.А. Татаро-чувашские девичьи хороводы в Тетюшском и Цивильском уездах Казанской губернии. Инородческое обозрение (Казань). 1915. Кн. 10. С. 752-760.
23. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях (репринт. изд. 1844 г.). Казань: Изд-во «Фонд ТЯК», 1991. 210 с.