НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья анализирует первоначальный этап становления кыргызско-российских отношений, заложивший основы их современного состояния.

Ключевые слова:
Кыргызстан, Россия, сотрудничество.
Текст

Кыргызско-российские отношения имеют глубокие исторические корни, наиболее важными из числа которых, на наш взгляд, является пребывание обоих, ныне суверенных стран в рамках одного государства – первоначально Российской империи, затем, на протяжении более 70-ти лет, в составе СССР. Не углубляясь в исторические перепетии данного обстоятельства, отметим, что период нахождения Кыргызстана в составе Советского Союза явился объективно подготовительным этапом в процессе обретения Киргизией государственного суверенитета. Пережитые совместно с другими народами бывшего СССР бурные события XX в. заложили основы исторической общности и ментальности кыргызского народа с народами Российской Федерации. В ретроспективном плане следует отметить и, по-существу, двухсотлетнюю историю кыргызско-российских дипломатических отношений, уходящую корнями к первым посольствам кыргызских племен, проживавших на севере современной Киргизии, ко двору российских императоров.

Россия была в числе первых государств, признавших независимость Кыргызстана и с которым 20 марта 1992 г. были установлены равноправные дипломатические отношения. За прошедшие без малого 25 лет двустороннего сотрудничества сформировался значительный договорно-правовой массив, представленный около 150 различными договорами, соглашениями, протоколами и иными документами межгосударственного и межправительственного уровней, регулирующими политические, торговые, экономические, военные, гуманитарные и прочие аспекты кыргызско-российского взаимодействия. Наиболее значимыми из их числа, на наш взгляд, выступают Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан [1] и Декларация о вечной дружбе, союзничестве и парт-нерстве между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой [1], первый из которых заложил принципы кыргызско-российского сотрудничества, а вторая концептуально и документально подтвердила стратегический вектор взаимных отношений.

С момента обретения Кыргызстаном независимости Россия стала для нее ведущим партнером во внешнеторговых и экономических отношениях, что было обосновано сложившимися в рамках СССР кооперативными связями. Сохранилось и весьма тесное сотрудничество в различных сферах двусторонних отношений. Заключенные в октябре 1992 г. соглашения о принципах экономического сотрудничества, свободной торговле и взаимном учреждении торговых представительств были ориентированы на двустороннее торгово-экономическое сотрудничество в формате единого экономического пространства, сохранение и расширение объемов взаимной торговли. Подчеркнем, что становление Кыргызстана в качестве суверенного государства происходило на фоне кризисного внутриполитического и социально-экономического положения России, в условиях, когда она значительно утратила внешнеполитический вес, которым обладал на международной арене ее предшественник – Советский Союз. Центральноазиатский вектор внешней политики России в такой объективно сложившейся ситуации демонстрировал, скорее, некую заинтересованность, чем практический интерес, резервируя российские позиции в Кыргызстане как бы на потом. На данном этапе достаточно высокий уровень и активность кыргызско-российского взаимодействия в его политическом аспекте как в двустороннем формате, так и в рамках СНГ был не адекватен практическому наполнению его составляющих. При этом можно предположить, что выходец из партийной номенклатуры Советского Союза, первый Президент РФ Б.Н. Ельцин едва ли воспринимал суверенный Кыргызстан в качестве равноправного внешнеполитического партнера, по крайней мере в первые годы российско-кыргызского сотрудничества, что не могло не повлиять на его качественные характеристики. 

Спектр экономических интересов двусторонних отношений не выходил, по-существу, за рамки вопросов энергетики, связи и коммуникаций. Объем внешнеторговых отношений Кыргызстана и России в 1991–2000 гг. характеризуется достаточно скромными величинами. Так, в 1995 г. он составил 206 млн долл. (0,73% в общем объеме российского внешнеторгового оборота), снизившись в 2000 г. до 191,6 млн долл. (0,75%). Социально-экономическое развитие РФ в данный период претерпевало заметный спад, что подтверждается падением объема внешнеторгового оборота страны с 28 122 млрд долл. в 1995 г. до 25 428 млрд долл. в 2000 г., или почти на 10% [2]. Серьезные последствия кыргызская экономика получила вследствии российского дефолта (август 1998 г.), нанесшего ее едва наметившемуся росту заметный удар. Стоимость кыргызского сома потеряла две своих трети, до 1,8% упал в 1998 г. рост ВВП Кыргызстана. Последнее обстоятельство продемонстрировало сильную зависимость кыргызской экономики от российской, при этом находящейся в кризисном состоянии, что имело последствия для двусторонних отношений как экономического, так и политического характера. Бишкек пришел к очевидному пониманию необходимости диверсификации своих внешнеэкономических связей и, соответственно, подтверждению своего курса на дальнейшую активизацию многовекторной внешней политики КР.  

Не следует, однако, полагать, что первый этап кыргызско-российских отношений характеризуется существеным ослаблением или утратой российских позиций в Кыргызстане. Они планомерно, хотя, на наш взгляд, бессистемно, выходили на качественно иной уровень межгосударственного взаимодействия. Заметная инициативность Бишкека в вопросах международного сотрудничества постепенно формировала новый имидж прежде безмолвного партнера в глазах российского руководства. 

Подписанный 5 июля 1993 г. Договор между РФ и КР о сотрудничестве в военной области заложил основы стратегического сотрудничества в военной сфере между Кыргызстаном и Россией, в рамках которого были отрегулированы в том числе вопросы размещения объектов военной инфраструктуры на территории друг друга; зафиксировано сохранение существующих связей в части производства и ремонта, а также поставок вооружений и военной техники; осуществление подготовки и переподготовки военных кадров; обеспечение социальных и правовых гарантий военнослужащих обеих стран и членов их семей; осуществление взаимодействия сил и средств ПВО. Следует отметить и явный приоритет военной компоненты в двустороннем сотрудничестве первого этапа становления кыргызско-российских отношений. Россия оказала Кыргызстану существенную помощь военно-технического характера во время вторжения на ее территорию боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в августе-сентябре 1999 г. До конца 1990-х гг. охрана кыргызско-китайской границы осуществлялась совместными силами пограничных ведомств РФ и КР. В процессе передачи границы с КНР полностью под контроль кыргызской стороны ей было передано также все имущество и оборудование, необходимое для осуществления эффективной пограничной охраны.

Свидетельством тесных политических связей двух стран начала 1990-х гг. выступает российское дипломатическое и консульское сопровождение интересов Кыргызстана в странах, где отсутствовали соответствующие киргизские загранучреждения, что было зафиксировано соответсвующим межправительственным Соглашением от 7 июня 1993 г. 

В 1993 г. в Бишкеке начал функционировать созданный в рамках Соглашения между правительствами КР и РФ [3] Кыргызско-Российский Славянский университет (КРСУ), ставший за короткое время одним из наиболее престижных высших учебных заведений Кыргызстана. При этом он осуществляет существенную функцию, призванную обеспечить сохранение использования русского языка в образовательном пространстве страны. То, какое значение российское руководство придавало данному вопросу, демонстрирует достаточно эффективная политика использования языкового фактора киргизским руководством в кыргызско-российских отношениях в последующие годы. Кроме КРСУ, на территории Киргизии был открыт также ряд филиалов российских вузов, часть которых продолжает свою деятельность и в настоящее время. 

2000 г. ознаменовался в России приходом к власти В.В. Путина, с которым уже в январе месяце у Президента Кыргызской Республики А.А. Акаева состоялась встреча в Москве, по результам которой российская сторона выразила готовность к реструктуризации имеющейся у Кыргызстана задолженности по ранее полученным кредитам [4]. Со своей стороны, А.А. Акаев инициировал вопрос повышения статуса русского языка в КР, результатом которого стало принятие Закона, в соответствии с которым он приобретал в Кыргызстане статус официального [5], что способствовало заметному потеплению отношений Москвы и Бишкека. Подписанная в ходе официального визита в Москву А.А. Акаева (26–29 июля 2000 г.) Де-кларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между Рос-сийской Федерацией и Кыргызской Республикой впервые заявляла о Кыргызстане и России как о союзниках, а не как в предыдущих двухсторонних документах просто о стратегических партнерах. Экономической компонентой данного документа стал Договор об экономическом сотрудничестве на 2000–2009 гг., сам факт вступление в силу которого с 1 января 2001 г. позволил в определенной мере увеличить торговый оборот (со 191,6 в 2000 г. до 418 млн долл. в 2004 г.) и придать импульс экономическому аспекту кыргызско-российских отношений, практически отсутствовавшем в предыдущий период. Вступление Кыргызской Республики в Евразийское экономическое сообщество (10 октября 2000 г.) подтвердило стремление кыргызского руководства к участию в интеграционных процессах, реализуемых под патронажем России на территории бывшего СССР. 

В это же время в Бишкеке прошли кыргызско-российские переговоры относительно вариантов погашения кыргызской задолженности перед Россией, размер которой на тот момент достиг порядка 150 млн долларов США. В результате была достигнута взаимовыгодная договоренность, согласно которой Кыргызстан погашал свой долг посредством передачи российской стороне акций крупнейших отечественных промышленных предприятий. Однако данная договоренность, как и ряд прочих, прежде и позднее принятых на себя Кыргызстаном обязательств, реализована не была. Наряду с последним свидетельством наличия определенных шероховатостей в кыргызско-российских отношениях выступает поведение России во время второй “Баткенской кампании” (август 2000 г.), когда боевики ИДУ предприняли повторную попытку вторжения на территорию Узбекистана через Кыргызстан. В этот раз в отличие от предыдущего, не желая раздражать Ташкент, отношения с которым Москва полагала приоритетными на тот момент, Россия не оказала Кыргызстану какой-либо прямой военной либо военно-технической помощи, предложив ее Узбекистану, от которой он отказался. В результате Кыргызстан оказался, по-существу, наедине с вторгнувшимися на ее территорию террористами. Нерешительность России в вопросе, имевшем непосредственное отношение к безопасности страны, зародило у Бишкека сомнения в способности и желании Москвы по защите своего союзника и партнера в формате Договора о коллективной безопасности (ДКБ), а также в эфективности участия Кыргызстана в интеграционных образованиях, формируемых под патронажем России. Последнее обстоятельство было нивелировано, на наш взгляд, абсолютным признанием Москвы результатов президентских выборов в Кыргызстане (октябрь 2000 г.), в отличие от западных наблюдателей, отметивших несоответствие проведенной избирательной кампании международным стандартам. В.В. Путин поздравил А.А. Акаева с победой уже на следующий день после выборов.

Период становления внешней политики Кыргызстана в полной мере демонстрирует ее многовекторность, вернее, внешнеполитическую неопределенность. Такая позиция кыргызского руководства, возглавляемого первым Президентом страны Аскаром Акаевым, была объективно ориентирована на скорейшую интеграцию нового субъекта международных отношений в мировое сообщество. Стремление к выстраиванию тесных отношений со странами Запада, в первую очередь с Соединенными Штатами, однозначно, вызывала нервозность со стороны Москвы, рассматривающей Кыргызстан априори в качестве вечного союзника в Центральной Азии, при этом идущим в фарватере российской внешней политики, а сам Кыргызстан – сферой своего безусловного влияния. Бишкек рассчитывал на интенсификацию экономической составляющей кыргызско-российских отношений, в то время как Москва приоритетом выбрала политическую и военную компонету двустороннего сотрудничества.

Завершение начального этапа становления кыргызско-российских отношений, на наш взгляд, можно отнести к принятию указанной ранее Декларации о вечной дружбе, союзничестве и парт-нерстве между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой (июль 2000 г.). Она подвела своего рода черту под достаточно сложным периодом становления двусторонних отношений и выхода их на уровень по-настоящему межгосударственных отношений. В целом, процесс становления кыргызско-российских отношений в 1991–2000 гг. демонстрирует слабый динамизм при отсутствии каких-либо существенных противоречий между странами, однако одновременно с этим и отсутствие стратегического партнерства в практическом его наполнении.

Главным результатом процессов данного этапа кыргызско-российских взаимоотношений стало, по нашему мнению, сохранение высокого потенциала двусторонних отношений в условиях ограниченности ресурсов и средств в сопровождении внешней политики России на центральноазиатском направлении в целом и по отношению к Кыргызстану в частности. Многосторонние усилия российской стороны позволили удержать за Россией позиции стратегического партнера, несмотря на активно осуществляемую в тот период Кыргызстаном многовекторную внешнюю политику и сильное внешнеполитическое воздействие на нее со стороны новых партнеров, главным образом США и их союзников. Данное обстоятельство послужило прочным основанием становлению в последующем высокого уровня действенного двустороннего взаимодействия на принципах стратегического партнерства и союзничества.

Список литературы

1. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Рос-сийской Федерацией и Республикой Кыргызстан (Москва, 10 июня 1992 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1510; Декларация о веч-ной дружбе, союзничестве и партнерстве между Российской Федера-цией и Кыргызской Республикой (Москва, 27 июля 2000 г.) [Элек-тронный ресурс] // URL: http://www.lawmix.ru/abrolaw/8262/

2. Договор между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в военной области, г. Москва, 5 июля 1993 г. [Элек-тронный ресурс] // URL: http://dokipedia.ru/document/5191594

3. Соглашение между Правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации об условиях учреждения и деятельности в го-роде Бишкеке Кыргызско-Российского славянского университета (г. Бишкек, 09.09.1993 г.).

4. Исполняющий обязанности Президента России Владимир Путин встретился с Президентом Киргизии Аскаром Акаевым [Электронный ресурс] // Президент России: официальный сайт. - 2000. - 24 янв. - URL: http://archive.kremlin.ru/text/news/2000/01/1215 52.shtml

5. Об официальном языке Кыргызской Республики: Закон Кыргыз-ской Республики от 29 мая 2000 г. // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. - 2000. - № 7. - С. 362.

Войти или Создать
* Забыли пароль?