Теоретические подходы к понятию конкурентоспособности АПК
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В результате вступления России в ВТО расширились возможности роста конкурентоспособности на мировом рынке сырья и готовой  продукции российского АПК, при этом выгоды и проблемы от вступления России в ВТО в сфере АПК будут неодинаковыми для отраслей этого комплекса. При этом потребуется резко повысить конкурентоспособность российской сельхозпродукции на внутреннем и мировом рынках. Таким образом, конкурентоспособность продукции АПК можно определить как совокупность потребительских свойств сельскохозяйственной продукции, характеризующих её отличие от товара конкурента по степени удовлетворения потребителей при сохранении средней рыночной цены.

Ключевые слова:
конкурентоспособность, агропромышленный комплекс, сельхозтоваропроизводители, функции конкурентоспособности, ВТО, спрос и предложение, цена и качество продукции.
Текст

Введение. Необходимым условием достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятий АПК в условиях рынка является ориентация производства на потребителя и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

 В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения предложения над спросом  каждый товар вынужден вести жесткую борьбу за предпочтение потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателя на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтение потребителей отдается товару, который в маркетинге определяется  как конкурентоспособный.

Анализ и обсуждение результатов. Понятие конкурентоспособность – экономическая категория, характеризуемая совокупностью интегральных и дифференциальных свойств различных объектов экономической деятельности предприятий. Зарубежные и отечественные авторы объективно, исходя из цели исследования, предлагают различные ее трактовки [1].

Классическое определение трактует конкуренцию как соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. Адам Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала, и определил основные условия ее функционирования. Первое –  конкуренты должны действовать независимо друг от друга, а не в сговоре. Второе – число конкурентов должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные подходы [2].

Итак, конкуренция призвана уравновесить частные интересы и экономическую эффективность, и в этом смысле А. Смит отождествляет конкуренцию с “невидимой рукой” рынка – рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Возрождение субъектов конкуренции и создание конкурентной среды – неотъемлемые условия для развития рыночных отношений. Развитие конкуренции не только мотивирует формирование рынка, но и позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций.

В научной литературе присутствуют три подхода к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. По мнению А. Маршала, “конкуренция заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо”. Данный подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще [2,3,5].

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Так, например, Адам Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

 

 

Список литературы

1. Борисов В.В. Экономическая теория/В.В.Борисов. – М, 1997. – 170с.

2. Калугина С.А. Определение конкурентоспособности продовольственных товаров / С.А, Калугина // Маркетинг в России и за рубежом. – 1997. – № 5. – С. 59.

3. Шепелев А.Ф.Товароведение мяса и мясных товаров / А.Ф.Шепелев, О.И.Кожухова, А.С.Туров. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март»,2001. – 188с.

4. Кундиус В. Определение инвестиционной эффективности видов деятельности кластеров АПК / В.Кундиус // АПК: экономика, управление. – 2008. – №7. – С.28-32/

5. Блэкуэлл Д. Поведение потребителей / Д. Блэкуэлл, П.Миниард, Дж. Энджел., СПб.: Питер, 2002. – 180с.

6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф.Котлер ; пер.с анг. СПб.: Питер, 1999.-460с.

7. Котлер Ф.Основы маркетинга / Ф.Котлер; пер. с англ. – Москва: Бизнес-книга, ИМА- Кросс.Плюс, 1995. – 458с.

8. Мищенко А.П.Маркетинг: учебное пособие / А.П.Мищенко. – М: Кнорус, 2006. –283с

9. Каплина О.В.Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива)/ О.В.Каплина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – №4. – С. 28-48.

10. Субаева А.К. Повышение конкурентоспособности мясопродуктового подкомплекса Республики Татарстан (монография)/ А.К.Субаева // Монография – Казань: Издательство «Отечество», 2010,148с

11. АПК и ВТО: выгоды и проблемы [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан.–Режим доступа:http://www.mcx.ru/news/news/show/5675.htm. – свободный.

12. Езубов А: Вступление России в ВТО только поднимет конкурентоспособность Агропромышленного комплекса страны [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан.– Режим доступа: http://www.er-duma.ru/press/53993 – свободный.

13. Проблемы АПК. Конкурентоспособность нашего села – это репутация России [электронный ресурс] / электронный ресурс, режим доступа: http://news36.ru/51001 – свободный.

14. Чинаров В.И., Стрекозов Н.И., Баутина О.В. Экономические подходы к обеспечению конкурентоспособности молочного скотоводства //Достижения науки и техники АПК. – 2012.– №8. – С. 9-10.

15. Баутина О.В. Повышение конкурентоспособности производителей молока//Достижения науки и техники АПК. – 2012. – №11. – С. 9-11.

16. Кулешова В.П., Рыцева А.В. Инвестиции и расчет приростной капиталоотдачи в сельском хозяйстве //Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2012.– №3(23). – С. 92-95.

Войти или Создать
* Забыли пароль?