КОММУНИКАЦИЯ КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ЛОКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обращение современной коммуникативистики к теоретико-методологическим наработкам философии культуры – результат стремления к целостному вдению взаимодействия разнородных структур, объединяемых в акте коммуникации. Это позволяет, основываясь на диалектике общего, особенного и единичного, а также опираясь на идеи экзистенциальной диалектики и персонализма, сформулировать некоторые принципы динамического понимания процесса общения и выявить условия его результативности. Данный подход полагает «единицей понимания» «непустой» коммуникативный акт, взятый одновременно в лингвистическом и экстралингвистическом (этнопсихологический, исторический, когнитивный, семантический, социологический и т.д. аспекты) измерениях. Функциональный подход к изучению лингвистического измерения коммуникативного акта (различающий физический и логический типы существования) в сочетании с антисубстанциализмом позволяет выделить роль абстрактных «метафизических» понятий (универсалий) для решения лингвокоммуникативных задач. Анализ коммуникативного акта в семантическом измерении позволяет рассмотреть его как уникальное коммуникативное событие, имеющее универсальную структуру, за счет выделения динамических компонентов этого процесса, представляющего собой отчасти суперпозицию, отчасти интерференцию концептов (ризому). При этом ризомное единство концептов обеспечивает не только информационное содержание сообщения, но также индуцирует сопутствующие ему «фоновые» знания (оценки, ссылки и гиперссылки, интенции, модальности, императивы и т.д.), составляющие прагматический уровень бытования концепта. Интенциональный аспект коммуникации, ориентирующий коммуникаторов на «сущность», «цель» и «смысл» (в динамическом понимании) отсылает к Другому как данности и одновременно открытому проекту; задает «горизонт» коммуникативного события, создавая тем самым пространство общения как пространство культуры и конституируя поле открытых универсалий, определяющих саму возможность договориться. Важность такого подхода для сферы международных отношений трудно переоценить.

Ключевые слова:
межкультурная коммуникация, международные отношения, философия культуры, коммуникативный акт, концепт, концепт-гештальт, концепт-паттерн, массовое сознание.
Список литературы

1. Афанасьева Н.Д. Нужен ли русский язык глобальному миру ХХI в.? [Текст] / Н.Д. Афанасьева // Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: проблема культурных границ в современном мире. Материалы VIII Конвента РАМИ. - М.: МГИМО-Универитет, 2015. - С. 67-76.

2. Берарди С. Роль культурологической составляющей в преподавании РКИ: опыт интеграции современных инновационных технологий в университетах Италии и России [Текст] / С. Берарди, Л.М. Булгакова, А.Ю. Петанова // XIII конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры». - Т. 10. - Испания, Гранада, 2015. - С. 129-134.

3. Бердяев Н.А. Проблема человека. К построению христианской антропологии [Текст] / Н.А. Бердяев // Путь. - 1936. - № 50. С. 3-26.

4. Бернюкевич Т.В. О некоторых дискуссионных вопросах концептуализации и типологического сравнения культурных универсалий в современной отечественной культуре [Текст] / Т.В. Бернюкеваич // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2007. - № 7. - С. 25.

5. Бернюкевич Т.В. Проблема “перевода” языка буддийской культуры на язык западной цивилизации [Текст] / Т.В. Бернюкевич // Личность. Культура. Общество. - 2007. - Т. 9. - № 3. - С. 216-224.

6. Варфоломеева И.В. Коммуникативный акт и его структура: дискурс [Текст] / И.В. Варфоломеева, К.В. Кулёмина // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 2. - Ч. 2. - С. 26-27.

7. Воевода Е.В. Цветовосприятие и ассоциативные поля в русском и английском языках [Текст] / Е.В. Воевода // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. - 2012. - № 18. - С. 113-123.

8. Веденина Л.Г. Иноязычная культура и обучение иностранным языкам [Текст] / Л.Г. Веденина // Лингвострановедение: методы анализа, техника обучения. Первый межвузовский семинар по лингвострановедению. Отв. ред. Л.Г. Веденина. - 2003. - С. 10-16.

9. Глаголев В.С. Нематериальные факторы в международных отношениях [Текст] / В.С. Глаголев // Современная наука о международных отношениях за рубежом. Под общей редакцией И.С. Иванова. М.: НП РМСД, 2015. - С. 10-18.

10. Глаголев В.С. Религиозно-духовная культура в профессиональном образовании современного дипломата [Текст] / В.С. Глаголев // Международная жизнь. - 2015. - № 2. - С. 172-174.

11. Глаголев В.С. Религиозно-этическое наполнение образов ”свой” и “чужой” в динамике политической конъюнктурности [Текст] / В.С. Глаголев // Диалог культур и партнерство цивилизаций XIV Международные Лихачевские научные чтения. Российская академия наук, Российская академия образования, Конгресс петербургской интеллигенции. - СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2014. - С. 362-365.

12. Голев Н.Д. Словарь обыденных толкований слов: концепция и опыт реализации [Текст] / Н.Д. Голев // Вопросы лексикографии. - 2013. - № 2.- С. 48-64.

13. Гойхман О.Я. Профессиональное речевое взаимодействие: стратегии и роли [Текст] / О.Я. Гойхман // Современная коммуникативистика. - 2015. - Т. 4. - № 6. - C. 12-15.

14. Демьянков В.З. Язык науки как элемент культур [Текст] / В.З. Демьянинков // Роль гуманитарных наук в современном обществе: Состояние и перспективы. Сборник статей. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2015. - С. 149-161.

15. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 264 с.

16. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т. [Текст] / Э. Кассирер; пер. с нем. С.А. Ромашко. - М.-СПб.: Университетская книга, 2002. - Т. 1. Язык. - 268 с.

17. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: АСТ, 2008. - 352 с.

18. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. М.: АСТ: Восток - Запад, 2010. - 314 с.

19. Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера [Электронный ресурс]. - URL: http://rvb.ru/swassjan/cassirer/01text/05.htm (дата обращения: 08.04.2016).

20. Сербиненко В.В. Философская модель университетского образования С. Гессена [Текст] / В.В. Сербиненко // Русская философская мысль на Руси, в России и за рубежом : Сборник научных статей, посвященный 70-летию кафедры истории русской философии; под общей редакцией В.А. Кувакина, М.А. Маслина; сост. М.А. Маслин. - М.: Изд-во Московского университета, 2013. - С. 421-428.

21. Силантьева М.В. Абстракции в современном русском языке: проблемы толкования и преподавания [Текст] / М.В. Силантьева // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в вузе. Материалы Третьей международной научно-методической конференции; сост. М.В. Беляков, 2014. - С. 98-102.

22. Силантьева М.В. Русский язык в “имперском” формате: “золотой век” русской литературы и культуры как источник современной российской ментальности [Текст] / М.В. Силантьева // Русское культурное пространство Сборник материалов научно-практического семинара. - М.: МГУ, 2014. С. 62-67.

23. Силантьева М.В. Экзистенциальные проблемы этики творчества Н. Бердяева [Текст] / М.В. Силантьева. - М., 2002. - 124 с.

24. Шамшурин А.В. Русская и англоязычная философия языка [Текст]: автореф. дис. … канд. филос. наук / А.В. Шамшурин. - М., 2006. - 147 с.

25. Шестопал А.В. Иберо-американистика. Традиции, тенденции, перспективы [Текст] / А.В. Шестопал. - М., 2002. - 164 с.

26. Шестопал А.В. Культурные границы в пространстве современного университета [Текст] / А.В. Шестопал, М.В. Силантьева // Метаморфозы посткризисного мира: новый регионализм и сценарии глобального управления. Материалы VIII Конвента РАМИ. - М.: МГИМО-Университет, 2015. - С. 113-131.

27. Эмих Н.А. Культурная парадигма развития образовательных моделей ШОС, АТЭС и БРИКС [Текст] / Н.А. Эмих // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2013. - № 11. - Т. 2. - С. 97-104.

Войти или Создать
* Забыли пароль?