ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены проблемы финансового оздоровления предприятий, предложены перспективы развития с учетом экономического состояния предприятия.

Ключевые слова:
финансовое оздоровление предприятия, макроэкономический кризис, инвестиции, антикризисное управление, стратегические мероприятия.
Текст

Кризис предприятий – это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует внешней среде (рынку), должно либо приспособиться и использовать свои конкурентные преимущества, либо исчезнуть.

Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Обеспечение контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса.

В рамках системы антикризисного управления отработана подсистема антикризисного финансового управления предприятием, включающая финансовые методы предварительной диагностики и меры защиты предприятия от банкротства.

Антикризисное финансовое управление – это процесс предотвращения и/или преодоления финансовой несостоятельности предприятия в условиях потенциального или развивающегося кризиса.

Основная цель антикризисного финансового управления состоит в разработке и реализации мер, направленных на недопущение и/или быстрое возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости, обеспечивающее выход из кризисного финансового состояния предприятия. Исходя из этой цели, в рамках общей финансовой стратегии предприятия формируется политика антикризисного финансового управления. Она включает методы и модели прогнозирования вероятности наступления банкротства и механизмы финансового оздоровления хозяйствующего субъекта, которые могут обеспечить выход его из кризиса.

Банкротами редко становятся в один миг, хотя, безусловно, особо крупные и неудачные сделки могут подорвать финансовое благополучие даже очень устойчивого предприятия. Обычно неспособность расплатиться с долгами (неплатежеспособность) нарастает постепенно, превращаясь из случайных моментов в жизни предприятия в «суровую и каждодневную прозу жизни», обусловленную ошибками в управлении.

Чтобы избежать банкротства, необходим объективный «диагноз» состояния дел на предприятии. Если «диагноз» неутешителен, нужно «лекарство» – четкий план мероприятий по выводу потенциального банкрота из кризиса. Приходится констатировать, что оценка финансового состояния предприятия является сложной задачей для управленцев, а вопрос руководителя: «Грозит ли нам банкротство?» зачастую приводит в замешательство финансовых работников. Исходя из вышесказанного, тема работы является очень актуальной в сложившейся экономической ситуации.

Финансовое оздоровление – новая процедура, ранее неизвестная российскому конкурсному праву. Финансовое оздоровление может быть определено как пассивная оздоровительная процедура, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно.

Сущность финансового оздоровления состоит в том, что должник под контролем кредиторов и суда на основании особых документов – плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности – осуществляет расчет с кредиторами. Очевидно, что для введения этой процедуры необходимо наличие доверия должнику со стороны кредиторов.

Вопрос о введении финансового оздоровления решается на первом заседании арбитражного суда по делу о банкротстве, проводимом после наблюдения. 

Рассматриваемая процедура вводится определением арбитражного суда при наличии следующих оснований:

  • ходатайства собрания кредиторов. При этом предоставление обеспечения необязательно и суд не имеет права пойти против воли кредиторов;
  • ходатайства любого лица, готового предоставить обеспечение исполнения должником графика погашения задолженности. Способ обеспечения может быть любым (кроме удержания, задатка, неустойки). Размер обеспечения должен превышать размер реестровых требований не менее чем на 20%;
  • ходатайства любого лица, готового представить в качестве обеспечения исполнения должником графика погашения задолженности банковскую гарантию. Сумма банковской гарантии должна не менее чем на 20% превышать размер реестровых требований.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления суд утверждает административного управляющего. 

Введение финансового оздоровления влечет за собой определенные последствия:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Срок начисления процента определяется с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора или до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если такое погашение не произошло до открытия конкурсного производства.

Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено законодательством.

Важная особенность процедуры финансового оздоровления заключается в том, что руководитель и органы управления должника не отстраняются от управления, но функционируют с некоторыми ограничениями. К таковым относится необходимость для должника получать согласие на определенные действия административного управляющего, собрания кредиторов, лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности.

В ходе финансового оздоровления должник не может без согласия собрания кредиторов совершать некоторые виды сделок. Например, нельзя приобретать или передавать имущество должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; выдавать займы, поручительства и гарантии, а также учреждать доверительное управление имуществом должника; принимать решение о реорганизации.

В некоторых случаях для того, чтобы провести ту или иную сделку, необходимо получить согласие административного управляющего. Это относится к сделкам с имуществом должника, к получению займов, уступке прав требования и к переводу долга, а также к тем сделкам, которые увеличивают кредиторскую задолженность организации-должника более чем на 5% суммы требований кредиторов.

В то же время предметы залога должник может продавать, передавать в аренду или безвозмездное пользование и т.д.

Согласие собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, необходимо для принятия решений о реорганизации в любой из пяти форм (преобразование, слияние, присоединение, выделение, разделение).

Если руководитель должника плохо справляется со своими обязанностями, он может быть отстранен от ведения дел по определению арбитражного суда. Для этого собрание кредиторов, административный управляющий или лица, предоставившие обеспечение, должны представить в суд ходатайство. Руководитель отстраняется определением суда, которое может быть обжаловано.

Еще одним важным последствием введения финансового оздоровления считаются назначение и деятельность административного управляющего. Полномочия административного управляющего определяются его статусом. Он не ведет хозяйственную деятельность должника, его цель – контролировать соблюдение должником взятых на себя обязательств.

Административный управляющий исполняет следующие функции:

  • проводит работу с кредиторами (ведет реестр, рассматривает требования, созывает собрания, информирует о ходе финансового оздоровления, контролирует исполнение должником текущих требований и своевременность платежей в соответствии с графиком погашения задолженности); 
  • осуществляет действия с имуществом должника (принимает участие в инвентаризации, следит за сохранностью, может настаивать на применении обеспечительных мер); 
  • контролирует деятельность руководителя (согласовывает сделки должника, рассматривает отчеты об исполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, может потребовать отстранения руководителя, может обратиться в суд с требованиями, связанными с недействительностью сделок должника); 
  • предъявляет необходимые требования к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств. 

Прекращение производства по делу о банкротстве, в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления, влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения, соответственно, внешнего или конкурсного управляющего.

Анализ деятельности предприятий, находящихся в кризисном состоянии, показал, что они сталкиваются с тремя основными проблемами: дефицитом денежных средств и низкой платежеспособностью вследствие невозможности своевременно выполнять свои платежные обязательства; недостаточным удовлетворением интересов собственников, что проявляется в снижении рентабельности собственного капитала предприятия; снижением финансовой независимости предприятия.

Чтобы выйти из кризисного состояния, предприятию необходимо реализовывать мероприятия финансового оздоровления [1]. Выбор данных мероприятий зависит от его возможностей по реструктуризации имущественного положения, увеличению уставного капитала, осуществлению технического перевооружения или модернизации производства, ликвидации задолженности по заработной плате и т.д. На выбор этих мероприятий оказывает влияние характер возникших финансовых проблем, специфика деятельности предприятия, его размеры, степень риска и другие факторы.

Наиболее целесообразна следующая последовательность действий при выборе мероприятий финансового оздоровления: 

  • анализ деятельности предприятия и выявление наиболее острых финансовых проблем; определение допустимых вариантов решения проблемы финансового оздоровления и формирование его стратегии; 
  • разработка программы финансового оздоровления предприятия; выбор основных мероприятий повышения финансовой устойчивости предприятия; 
  • оценка альтернативных вариантов мероприятий финансового оздоровления; 
  • анализ возможных последствий реализации выбранных мероприятий [2]. 

Основными целями реализации мероприятий финансового оздоровления предприятия являются:

  • устранение неплатежеспособности;
  • восстановление финансовой устойчивости;
  • обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

Устранить неплатежеспособность можно при помощи продажи краткосрочных финансовых вложений, избыточных производственных запасов сырья, запасов готовой продукции и сокращения дебиторской задолженности, инвестиций, нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы. Восстановление финансовой устойчивости предприятия заключается в максимально быстром снижении неэффективных расходов. Оно осуществляется в результате: остановки нерентабельных производств; совершенствования организации труда и оптимизации численности занятых на предприятии; экономии фонда заработной платы; уменьшения текущей потребности в оборотном капитале; выкупа долговых обязательств с дисконтом; конвертации долгов в уставной капитал; реализации форвардных контрактов на поставку продукции.

Достижение финансового равновесия предприятия в длительном периоде возможно только при сбалансированности денежного потока от всех видов его деятельности. Основными мероприятиями, обеспечивающими решение данной задачи, являются повышение конкурентных преимуществ продукции (услуг), увеличение денежной составляющей активов и их оборачиваемости в расчетах, осуществление эффективной инвестиционной политики.

Процесс финансового оздоровления состоит из нескольких основных этапов: оценка финансового состояния предприятия; анализ возможностей финансового оздоровления; выбор наилучшего способа вывода предприятия из кризиса; разработка программы финансового оздоровления предприятия; реализация мероприятий по подготовке вывода его из финансового кризиса; вывод предприятия из кризисного состояния за счет улучшения его финансового состояния.

Совокупности увязанных между собой мероприятий финансового оздоровления предприятия, применяемых на его отдельных этапах, образуют механизмы финансового оздоровления. Они подразделяются на внутренние, используемые самим предприятием, и внешние, которые реализуются при помощи сторонних юридических или физических лиц.

Основные виды внутренних механизмов финансового оздоровления предприятия – стратегические, тактические и оперативные. Важнейшим внешним механизмом финансового оздоровления предприятия является его санация, которая проводится по инициативе самого предприятия до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, когда предприятие для выхода из кризисного состояния использует внешнюю помощь или по решению арбитражного суда на основе поступивших предложений от кредиторов. Масштабы кризисного состояния предприятия определяют направления осуществления санации, наиболее применимыми из которых являются следующие: санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию); санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга [3].

Анализ деятельности многих кризисных предприятий показал, что они решают в основном текущие задачи антикризисного управления, используя краткосрочные мероприятия, нацеленные на «сжатие» производства. При этом мероприятия перспективного экономического развития предприятия, как правило, даже не рассматриваются, а стратегические механизмы финансового оздоровления используются в период кризиса относительно редко. Это вызвано как объективными, так и субъективными причинами: неблагоприятными макроэкономическими условия деятельности предприятий в условиях кризиса; резким сужением внутренних возможностей выхода из финансового кризиса, связанным с недостаточностью инвестиций на реализацию долгосрочных мероприятий.

В современных условиях перед российской экономикой стоят две сложнейшие задачи: финансовое оздоровление предприятий и ускорение их инновационного развития. Поэтому значимость решения первой задачи в увязке с разработкой и внедрением стратегии дальнейшего развития предприятий резко возросла. 

Определение инновационной стратегии предприятия является основой перспективного планирования его развития и позволяет увязывать планы перевода предприятия из текущего состояния в устойчивое финансовое состояние с целевыми задачами его дальнейшего послекризисного развития. При этом, естественно, следует учитывать множество факторов, воздействующих на внутреннюю и внешнюю среду деятельности предприятия в условиях кризиса.

Реализация мероприятий финансового оздоровления предприятия с учетом стратегических целей его развития должна осуществляться на основе различных программ и планов. Они позволяют стратегические ориентиры финансового оздоровления и развития предприятия трансформировать в укрупненные финансовые показатели, которые конкретизируются в расчетные статьи бюджета производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Внутренние стратегические механизмы финансового оздоровления предприятия реализуются чаще всего с помощью инвестиционных программ. Они направлены на привлечение инвестиций и разработку наиболее эффективных путей движения инвестиционных потоков кризисного предприятия. Инвестиционная деятельность кризисного предприятия в значительной мере определяет масштабы и темпы его финансового оздоровления и дальнейшего развития. Ее основная цель – обеспечение реализации инвестиционного потенциала предприятия. Однако до настоящего времени многие вопросы теории и практики инвестиционной деятельности кризисного предприятия еще не исследованы в достаточной степени, а отдельные методологические положения инвестиционного анализа не в полной мере соответствуют его деятельности в условиях кризиса. На наш взгляд, инвестиционная деятельность такого предприятия заключается в оценке потребности, возможности, целесообразности, эффективности и безопасности инвестиций, осуществляемых кризисным предприятием, а также в определении направлений и приоритетных областей вложения инвестиций, создании благоприятных условий для осуществления инвестиций.

Список литературы

1. Агарков А.П. Управление инновационной деятельностью [Текст]: учебник / А.П. Агарков, Р.С. Голов. - М.: Дашков и К, 2014. - 208 с.

2. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / Д.В. Арутюнова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.

3. Баранов В.А. Антикризисное управление [Текст]: учебн. пособие / В.А. Баранов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 520 с.

4. Беляевский И.К. Маркетинг [Текст]: учебно-практическое пособие / И.К. Беляевский [и др.]. - М.: МЭСИ, 2011 - 188 с.

5. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. Теория, практика и интерпретация [Текст] / Л.А. Бернстайн; под ред. Я.В. Соколова; пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2010.

Войти или Создать
* Забыли пароль?