АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ БЛИЖНЕ- И СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Выполнен анализ схемных решений перспективной силовой установки для ближне- и среднемагистральных самолетов. Показано, что использование двигателей традиционных схем, работающих на авиационном керосине ТС-1, не позволит выполнить экологические требования, выдвигаемые ИКАО к самолету 2025–2035 гг. Переход на водород и/или сжиженный природный газ позволяет выполнить требования ИКАО по выбросам CO2. Однако это приведет к существенному увеличению стоимости перевозки (за счет инфраструктуры получения и хранения водорода и сжиженного природного газа). Применение комбинированных силовых установок, использующих керосин и криогенное топливо, позволит повысить топливную эффективность и снизить эмиссию CO2 на 16% при работе на водороде и на 2,5–4,5% при работе на метане. При этом частичный переход на водородное топливо позволит выполнить требования ИКАО при сохранении стоимости перевозки.

Ключевые слова:
авиационный двигатель, гибридная силовая установка, водород, альтернативное топливо, экологические требования.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Введение

В настоящее время в пассажирской и транспортной авиации основной силовой установкой является двухконтурный турбореактивный двигатель со смешением потоков наружного и внутреннего контуров или без смешения. По этому пути идут как российские (ПС-90А2, ПД-14) и китайские (WS-20) производители, так и различные международные консорциумы (CFM56, V2500, SaM146).

Однако для перспективных самолетов гражданской авиации к 2025–2035 гг. прогнозируемый Международной организацией гражданской авиации (ИКАО, ICAO — International Civil Aviation Organization) уровень целевых показателей предполагает снижение расхода топлива на 60–70%, уменьшение на 50% уровня эмиссии по СО2 и на 75–80% — по NOx, снижение уровня шума в 2 раза и т.д. [1]. 

Если для снижения уровня шума можно использовать подходы, предложенные в [2], то с эмиссией вредных выбросов сложнее. Известно, что для обеспечения выполнения требований Рамочной конвенции ООН об изменении климата [3] уменьшение удельного расхода топлива, а также уровня эмиссии СО2 на пассажиро-километр на 50% может быть достигнуто лишь при одновременном улучшении аэродинамических характеристик самолёта (вклад в долях~20 %), эффективности двигателя (~40 %) и совершенствовании системы управления воздушным движением (~10 %) [4].

Список литературы

1. Нынешние и будущие тенденции в области авиационного шума и эмиссии авиационных двигателей. Рабочий документ A37-WP/26, Монреаль: ИКАО, 2010. 10 с.

2. Арбеков А.Н., Дермер П.Б., Куникеев Б.А. Повышение эффективности и снижение шума газотурбинных установок // Безопасность в техносфере. 2015. Т. 4. №. 5. C. 31-35. DOI:https://doi.org/10.12737/16961.

3. The United Nations Framework Convention on Climate Change, UN FCCC/1992/84, GE.05-62220 (E) 200705. 25p.

4. Эзрохи Ю.А., Каленский С.М., Полев А.С., Дрыгин А.С. Предварительное исследование характеристик гибридных турбореактивных двухконтурных двигателей различных схем для ближне- и среднемагистральных самолетов // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 3. Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/381537.html (дата обращения 15.09.2015).

5. Архипов Д.В., Тумашев Р.З. Расчетное исследование влияния тангенциального наклона и косого обтекания лопаток направляющего аппарата на работу ступени осевого компрессора // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2015. № 11. C. 178-192. DOI:https://doi.org/10.7463/1115.0825832

6. Моляков В.Д., Куникеев Б.А. Особенности проектирования эффективных турбин с учетом влияния радиального зазора // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2014. № 9. С. 9-18.

7. Бурцев С.А., Киселёв Н.А., Леонтьев А.И. Особенности исследования теплогидравлических характеристик рельефных поверхностей // ТВТ. 2014. Т. 52. № 6. С. 895-898.

8. Авиация и альтернативные виды авиационного топлива. Рабочий документ A37-WP/23. Монреаль: ИКАО, 2010. 5 с.

9. Яновский Л.С., Разносчиков В.В. Эмиссия углекислого газа силовыми установками транспортных самолетов на альтернативных топливах // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2012. № 4. С. 32-37.

10. Иванов В.Л., Щеголев Н.Л., Скибин Д.А. Повышение эффективности двухконтурного турбовентиляторного двигателя введением промежуточного охлаждения при сжатии // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2014. № 11. С. 75-83.

11. Эзрохи Ю.А., Каленский С.М., Полев А.С., Дрыгин А.С., Рябов П.А. Сравнительный анализ параметров и характеристик различных схем силовой установки с дополнительным выносным винтовентилятором // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 12. DOI:https://doi.org/10.7463/1212.0511469

12. Бурцев С.А., Самойлов М.Ю., Симаков М.В. Анализ экологических аспектов применения перспективных схем силовых установок ближне- и среднемагистральных самолетов // Безопасность в техносфере. 2015. Т. 4, № 2. С. 67-72.

13. Николайкин Н.И. Новые приоритеты в сфере защиты окружающей среды от воздействия гражданской авиации двигателями // Безопасность в техносфере. 2013. Т. 2, № 5. С. 25-30.

14. Чернова Н.И., Киселева С.В., Попель О.С. Эффективность производства биодизеля из микроводорослей // Теплоэнергетика. 2014. № 6, С. 14-21. DOI:https://doi.org/10.1134/S0040363614060010

15. Трансформация биомассы фототрофных микроорганизмов в метан / Сенько О.В., Гладченко М.А., Лягин И.В., Никольская А.Б., Маслова О.В., Чернова Н.И., Киселева С.В., Коробкова Т.П., Ефременко Е.Н., Варфоломеев С.Д. // Альтернативная энергетика и экология. 2012. № 3. С. 89-94.

16. Гуров В. Уникальный самолет Ту-155 с водородным двигателем // Двигатель. 2013. № 5. С.4-6.

17. Галеев А.Г. Обзор разработок по испытанию ракетных двигателей и энергетических установок на водородном топливе и проблемам обеспечения их безопасности // Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология. 2015. № 12. С. 16-27. DOI:https://doi.org/10.15518/isjaee.2015.12.002.

18. Le Duigou A., Miguet M., Amalric Y. French hydrogen markets in 2008-Overview and future prospects // International Journal of Hydrogen Energy. - 2011. V. 36. Iss. 15. pp. 8822-8830. doihttps://doi.org/10.1016/j.ijhydene.2011.05.006.

19. Мацкерле Ю. Современный экономичный автомобиль / Пер. с чешск. В.Б. Иванова; Под ред. А. Р. Бенедиктова. - М.: Машиностроение, 1987. 320 с.

20. Dunikov D., Borzenko V., Malyshenko S. Influence of impurities on hydrogen absorption in a metal hydride reactor // International Journal of Hydrogen Energy. 2012. V. 37. pp. 13843-13848. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.ijhydene.2012.04.078.

21. Бурцев С.А., Кочуров Д.С., Щеголев Н.Л. Исследование влияния состава бинарных смесей инертных газов на их теплофизические свойства // Наука и Образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2015. № 11. С. 217-237. DOI:https://doi.org/10.7463/1115.0822897

22. Дуников Д.О., Борзенко В.И., Малышенко С.П., Блинов Д.В., Казаков А.Н. Перспективные технологии использования биоводорода в энергоустановках на базе топливных элементов (обзор) //Теплоэнергетика. 2013. № 3. С. 48-57.

23. Abbas H.F., Wan Daud W.M.A. Hydrogen production by methane decomposition: A review // International Journal of Hydrogen Energy. 2010. V. 35, Iss. 3, pp. 1160-1190. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.ijhydene.2009.11.036.

24. 潘相敏,林瑞,李昕等. 氢能与燃料电池的研发及商业化进 展[J]. 科技导报, 2011, 29(27): 第73-79页

25. 李建秋, 方川与徐梁飞, 燃料电池汽车研究现状及发展.汽 车安全与节能学报, 2014. 5(1): 第17-29页.

26. Семенов В.Л. Возможности реализации инфраструктуры заправки, хранения и использования водорода // Насосы. Турбины. Системы. 2012. № 2. С. 14-18.

Войти или Создать
* Забыли пароль?