с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обобщены основные выводы учебного пособия Ю.Н. Егорова «Логистика» об особенностях, содержании, основных методах и направлениях управления маркетингом. Автор приводит большое количество методик и практических примеров, характеризующих современную логистику.
логистика, управление логистикой, логистика качества, макрологистика, оптимизация запасов, показатели логистики, концепция JIT, KANBAN, Бережливое производство, планирование потребностей-ресурсов.
В деятельности современных организаций логистике принадлежит важная роль. Однако часто приходится сталкиваться с тем, что логистика отождествляется с простейшими «технологическими» функциями: транспортировкой или складированием. Ю.Н. Егоров в своем учебном пособии «Логистика» выделяет основные характеристики логистики, в числе важнейших из них: нацеленность на достижение оптимума издержек в процессе товародвижения, ускорение коммерческого процесса, повышение качества продукции и логистического сервиса [1, с. 36]. Автор дает понятие логистических издержек в производстве, к которым относит издержки незавершенного производства, энергетических потоков, контроля качеством, возникновения брака, а также издержки, возникающие в процессе утилизации продукции [1, с. 25]. Автор также выделяет логистические издержки в производстве, к которым относит издержки хранения, транспортировки и др.
В учебном пособии Ю.Н. Егоров на интересном материале прослеживает историю концепции логистики, получившую развитие в период мировых войн и великих географических открытий. При организации географических экспедиций важнейшими задачами были их продовольственное обеспечение и прокладка новых маршрутов, что происходило в условиях абсолютной неопределенности [1, с. 10].
В учебном пособии автор развивает идеи своих предшествующих публикаций. Так, вопросы оптимизации товарных запасов (складская логистика) и использование при этом инструментария АВС-анализа и ХУZ-анализа рассматривались на примере конкретной продукции текстильного холдинга в «Экономическом анализе» [7]. Логистическим концепциям JIT, KANBAN, MRP посвящены статьи «Концепция "Планирование потребностей/ресурсов" как пример координации логистики и маркетинга» [6, с .6-16] и «Логистика и маркетинг в стратегии диверсификации товаров и услуг»[2].
Большое значение в учебном пособии отводится вопросам создания условий, необходимых для эффективного управления логистикой, для чего следует обеспечить тесную координацию служб планирования, логистики и маркетинга[1, с. 221–226]. Эти же идеи автор развивает в своих учебниках «Основы маркетинга» и «Управление маркетингом».
Учебное пособие, в котором обобщены материалы многочисленных работ автора [2–10], рекомендовано студентам вузов, обучающимся по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»), слушателям различных форм подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также аспирантам и преподавателям.
В учебном пособии «Логистика» Ю.Н. Егоров акцентирует внимание на следующих основных идеях:
- в определении логистики следует выделить два ключевых термина: оптимумы и издержки товародвижения [1, с. 24];
- большое значение в современной логистике приобретает фактор времени [1, с. 36];
- среди видов логистики первостепенное значение приобретает производственная логистика [1, с. 70];
- в достижении высокой эффективности логистики необходимо соблюдать управленческие условия, прежде всего динамичность управления [1, с. 210].
Учебное пособие «Логистика» состоит из 17 глав, содержит итоговый тест, список литературы, словарь терминов и приложение. Предлагаются авторские задачи, используемые при разработке важнейших логистических концепций, в частности RP.
Учебное пособие опирается на современную источниковую базу, включающую работы ведущих зарубежных и российских ученых и специалистов. Учебное пособие содержит многочисленные рисунки и иллюстрации, в частности дизайнерские штрих-коды (подготовленные специально для этого издания), фотографии карточек Канбан и др.
Учебное пособие Ю.Н. Егорова «Логистика» отличает системный подход к изучению материала, который изложен доступным и интересным языком. Теоретические разделы сопровождают примеры из практики, которые отличаются оригинальностью. На протяжении всего пособия прослеживается судьба экспедиции Тура Хейердала «Кон-Тики» и других известных путешественников, что делает чтение пособия увлекательным.
1. Егоров Ю.Н. Логистика [Текст]: учебное пособие / Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2016.
2. Егоров Ю.Н. Логистика и маркетинг в стратегии диверсификации товаров и услуг [Текст] / Ю.Н. Егоров // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2012. - № 3.
3. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга [Текст]: учебник / Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2015.
4. Егоров Ю.Н. Управление маркетингом [Текст]: учебник / Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2015.
5. Егоров Ю.Н. Совершенствование товарной политики в международных цепях поставок [Текст] / Ю.Н. Егоров // Вестник московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки. - 2014. - № 54.
6. Егоров Ю.Н. Концепция «Планирование потребностей/ресурсов» как пример координации логистики и маркетинга [Текст] / Ю.Н. Егоров // Экономика. Бизнес. Банки. - 2013. - № 4 (5).
7. Егоров Ю.Н. Об условиях использования в логистических процессах системы тотального управления качеством (ТQM) [Текст] / Ю.Н. Егоров // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - № 10.
8. Александров О.А. О характеристике современного этапа развития логистики в России [Текст] / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров // Вестник московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: социально-экономические науки. - 2013. - № 48.
9. Александров О.А. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.:ИНФРА-М, 2010.
10. Егоров Ю.Н. Планирование на предприятии [Текст] / Ю.Н. Егоров, С.А. Варакута. - М.: ИНФРА-М, 2001.