АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА
Рубрики: АКСИОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены аксиологические основы труда и обоснованы пути поиска ценностных ориентиров трудовой деятельности.

Ключевые слова:
аксиология, этика труда, самоактуализация.
Текст

Аксиология труда охватывает собой мотивационную сферу личности, ее ценности и идеалы [3]. Смысл трудовой деятельности зачастую сокрыт в ее ложных и истинных мотивах, ложных и истинных ценностях и идеалах. Мотивация труда может быть внутренней, сформированной у человека внутри его «эго», ставшей частью его «я», и мотивации внешней, навязанной ему извне: родителями, общественным мнением, стереотипами образования и менталитета. От этого, в свою очередь, зависит проблема постановки производственных задач и их правильного решения. Мотивов этих на самом деле немного, можно выделить две их группы: группа мотивов низшего порядка, мотивов «страха» (от них – ценности и идеалы труда материального характера), и группа мотивов более высокого социального характера, мотивов удовлетворения, «блага» и ценностей саморазвития. Иными словами, мотив «кнута» и мотив «пряника». Человек бежит от страха и ищет удовлетворения. Чем больше счастья и удовлетворения в жизни человека, тем меньше страха. Какое все это имеет отношение к трудовой деятельности? Самое прямое: если мотивом деятельности выступает страх, т.е. мотив «кнута», человек бессознательно будет бежать от него. Вместо того чтобы искать в работе удовлетворение, человек будет искать пути закрытия своих страхов, страха быть непризнанным, страха потерять крышу над головой и др. При этом сами страхи будут расти в геометрической прогрессии. Достигнув чего-то из страха, человек будет бояться с утроенной силой, бояться потерять достигнутое, страх станет порождать новый страх, так как действовал человек, погоняемый «кнутом», неуверенный в себе. Казалось бы, нет ничего проще – поменять мотивацию и сформировать «правильные» ценности труда. Однако на этом пути человека поджидают две серьезные проблемы: 1) своего страха человек часто не замечает, психика надежно «защищает» его от его же собственных иллюзий; 2) человек, к сожалению, четко не осознает и не понимает, что является для него благом. В ценностной системе ложные приоритеты. Как правило, на поверку благом для него оказывается чье-то навязанное ему извне мнение. Сказали человеку, что деньги – это благо, он в это верит, и мотивом и ценностью его деятельности становятся деньги, которые на самом деле как самоцель к удовлетворению не ведут. Ему внушили, что быть руководителем – это высший идеал, благо, потому что мама и семья станут гордиться, или потому что все станут бояться и уважать, вот он и прикладывает все свои, порой недюжинные, силы для того, чтобы стать начальником. В результате такой мотивации человек менее всего находит удовлетворения. Если он и становится начальником, то в той сфере, в которой не является специалистом, поэтому вряд ли его будут уважать подчиненные и ценить непосредственные руководители. Это и есть подмена, замена истинной мотивации ложной, иллюзорной.

Для того чтобы яснее увидеть, насколько мотивы страха управляют человеком, рассмотрим пирамиду потребностей, сконструированную американским психологом российского происхождения Абрахамом Маслоу (см. рисунок 1). А. Маслоу утверждает, что человек живет «хлебом единым» лишь только тогда, когда он голоден. Когда человек сыт, когда удовлетворены его базовые биологические и социальные потребности, появляются более высокие потребности, высшая из которых – потребность в саморазвитии. 

 

Рисунок 1 – Пирамида потребностей по А. Маслоу

Потребности А. Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании – физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней – потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень – потребность в уважении и одобрении, над которой А. Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды – наивысшая – стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация, или благо, удовлетворение и счастье, истинная мотивация) [4]. 

Нижние четыре ступени пирамиды Маслоу – это, по сути, субъективные потребности, продиктованные страхом. Основанные на этих потребностях мотивы и есть субъективные «мотивы кнута». Например, человек боится потерять уважение и стремится купить новую дорогую машину. Ради «куска железа» работает, что называется, «не покладая рук». Покупка машины превращается для него во благо. На самом деле он ищет возможность закрыть свои страхи через внешний мир. Покупка машины к искомому удовлетворению не приводит, потому что обязательно находится тот, у кого машина дороже и престижней, а статус выше. В результате человек вместо счастья и удовлетворения своей деятельностью получает новые страхи и бесконечно растущее раздражение. Чем выше он поднимается по социальной лестнице, тем страшнее ему становится упасть. В итоге он получает пустоту, все более походит на сумасшедшего, плодит вокруг себя конфликты, система, где он работает, становится от его усилий только более несовершенной, а он все интенсивнее усиливает свое давление на нее. Уровень страха начинает возрастать, человека обуревают усталость и болезни. И в конце этого пути – кризис, увеличение усилий начинает приводить к ухудшению результата. Жизнь все расставляет по своим местам: в итоге человек более не справляется с работой, вынужден уйти, а нового витка деятельности может и не произойти, человека банально может «съесть» серьезная болезнь. Исследования ученых подтверждают, что депрессивный страх ведет ко многим психосоматическим заболеваниям, в том числе смертельным болезням [2]. Для того чтобы лучше понять, как работает этот механизм увеличения усилий, порождающий ухудшение результата, приведу простой пример. Мальчик-подросток просит у мамы деньги. Сначала на мороженое, потом на сигареты, потом ему вовсе не хочется взрослеть и работать, он начинает просить все больше и все интенсивней. Степень его давления на мать многократно усиливается, в конце концов, мать устает и принимает решение: сын взрослый и должен сам зарабатывать на жизнь. После этого любые усилия мальчика, как мы понимаем, приведут только к ухудшению результата… 

Что необходимо предпринять вместо этого? Изменить ценностную основу трудовой деятельности, научиться получать удовольствие от работы как процесса. Работать по-другому можно научиться, но только после того, как человек находит ту сферу деятельности, к которой у него есть призвание, талант, предназначение. В процессе ее выполнения приходит энергия, работа дается легко. Даже если он устает, то остается в хорошем настроении, у него нет конфликтов в семье и с коллегами. Значит, это и есть его место в жизни. На таком месте у него автоматически пропадает страх, он уже не страшится конкуренции, на него уже не ругается глава компании. Каждый день для такого человека становится творчеством. Человек начинает развиваться и «самоактуализироваться» (в понимании А. Маслоу). И здесь для человека становится важным не конечный продукт, а сама деятельность, целью становится процесс, а не его конечный результат. Так, если врач работает по призванию, у него может быть только один истинный мотив – сама профессиональная врачебная деятельность, помощь людям, любовь к ним, в конце концов, но не мотив стать светилом науки, известным медиком (это ложная мотивация). Конечно, на этом пути он может стать светилом науки, но это произойдет исподволь, само собой. Сам путь выведет его туда, где он и должен быть, где будет счастлив он и его пациенты. Враги этому удовлетворению – навязанные мнения и стереотипы, «ошибки нашего мышления», как говорил философ Френсис Бэкон [1, с. 307].  

Как же научиться получать удовольствие от деятельности? Надо «добраться» до своей истинной мотивации. И первым шагом на этом пути будет осознание себя, понимание тех мотивов, которые сейчас тобой управляют. 

Если, например, Вы поняли, что Вами движет мотив непременно стать руководителем. Вы должны проанализировать, почему Вы хотите им стать? Для удовлетворения своих амбиций или для продвижения дела, к которому чувствуете призвание? Вы хотите стать руководителем, чтобы продвинуть газовую отрасль вперед? Или перевести человечество на новые, более экологичные, виды энергоносителей? Или Вы мечтаете стать начальником только тому, что престижно быть руководителем такой компании, как, к слову, «Газпром»? Это ведь и деньги, и статус одновременно. И если Вы обнаружите, что мотивы Вашей деятельности именно деньги и статус, надо менять свой образ мыслей и, вероятно, всю свою жизнь. Как это резко сделал в свое время биржевой маклер Поль Гоген, превратив свое хобби – живопись – в профессию. Он оставил работу и Париж, уехал на Таити, где стал заниматься свободным творчеством, совершенно забыв про деньги и статус. В итоге этого процесса его ждала всемирная слава. Хотя, следует отметить, не при жизни. В принципе, то же сделал и М.В. Ломоносов, когда осознал, что занятие рыболовством не является его призванием. Он изменил свой образ мыслей и жизни, сформулировал идеалы и ценности, актуализировал свои способности и отправился пешком в Москву. Мотивом его деятельности стал процесс получения знания и развития науки, и этот мотив не только сделал из самого Ломоносова «светило» российской науки, но и способствовал мощному развитию всей отечественной науки и образования. 

Какой главный тезис из всего изложенного можно вывести? Когда человек выбирает не то, что ему нравится, что является его предназначением, когда ценности и идеалы его профессиональной деятельности имеют материальный, а не ценностный характер, он совершает иллюзорную подмену в образе мыслей, ценностей и идеалов, он совершает измену по отношению к своей жизни. Увидеть свое предназначение мешают страхи, подмены понятий, «идолов мышления», когда вместо процесса «творчество, призвание = счастье» появляются мотивы «деньги = счастье», или «статус = счастье». Необходимо это осознать и совершить как бы обратную подмену в сторону блага. Что мотивирует человека, когда он на своем пути? Удовлетворение в процессе познания, изучения, удовлетворение от роста навыков и научения решения системных задач. 

В таком случае возникает довольно серьезная проблема аксиологического характера: если в обществе (а наше общество, по сути, превратилось именно в такое) преобладают мотивации страха, если большинство его членов работают из побуждений страха, если уже семилетние дети мечтают о профессии «руководителя», причем, неважно, в какой сфере, если уже много лет при поступлении в вузы востребованы профессии «менеджера» и «управленца», ценностью трудовой деятельности стала карьера как таковая, – какова будет судьба человека с «истинной», внутренней мотивацией среди системы, в которой все индивиды с мотивацией страха? Это феномен «белой вороны». И себя, и удовлетворение от своей деятельности такой человек, скорее, не найдет. Его раздавит система. И возникают в таком случае серьезные аксиологические вопросы: как выживать в таком обществе со своим предназначением, со своим личным смыслом? И что ждет такое общество? Для ответа на эти вопросы требуется переосмысление всей аксиологической науки, обоснование новых компенсаторных подходов в философии и психологии.

Список литературы

1. Бэкон Ф. Великое восстановление наук [Текст] / Ф. Бэкон // Соч. - В 2-х т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1977.

2. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания [Электронный ресурс] / Ю.Ю. Елисеев. - 2003. - URL: http://www.booksite.ru/localtxt/obs/cha/ya/Eliseev.htm#_Toc108453817

3. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации [Текст] / Д.А. Лентьев // Сборник. - М.: Смысл, 2002.

4. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс] / А. Маслоу; пер. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - URL: http://www.psylib.org.ua/books/masla01/index.htm

5. Фрейджер Р. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология [Электронный ресурс] / Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен // URL: http://www.psychology.ru/library/00010.shtml

Войти или Создать
* Забыли пароль?