РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И КИТАЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается роль и место аудиторской деятельности в экономике страны. На основе элементов концепции аудиторской деятельности проводится сравнительный анализ норм Закона КНР от 31 августа 1994г. № 32 «Об аудите» и Закона Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Определено место аудита в модели функционирования хозяйствующих субъектов в России и Китае, рассматривается обоснованность признания аудита как самостоятельной инфраструктурной отрасли экономики двух стран, анализируется конфликт интересов участников аудиторской деятельности в России и отмечается законодательный подход к решению данной проблемы, обосновывается отсутствие в Китае конфликта интересов при проведении аудита. Особое внимание уделено вопросам регулирования аудиторской деятельности, подтверждающим концепцию аудиторской деятельности. На основе проведенного анализа сформулированы выводы, позволяющие признать рыночный характер концепции аудиторской деятельности в России и административный – в Китае.

Ключевые слова:
аудиторская деятельность, правовое регулирование, государственный контроль, субъекты аудита.
Текст

В новейшей истории России аудит как предпринимательская деятельность появляется и начинает развиваться в конце    80-х годов ХХ века, что было обусловлено потребностями экономики страны, переходившей на рыночные отношения. Несмотря на многогранность содержания понятия аудита, который, как отмечают О.В. Голосов и Е.М. Гутцайт, «относится к трем различным понятиям: наука, предпринимательская деятельность, конкретная аудиторская проверка» [1, c.18], именно как предпринимательская деятельность аудит занимает свое место и играет роль в экономике государств, включая экономику аграрного бизнеса. Вопросы развития предпринимательской аудиторской деятельности, обусловленные задачами бизнеса в России, рассматривались многими учеными (Шеремет А.Д., Запорожцева В.В., Фомина А.Н., Федорова Е.А., Воронин Б.А., Крапивин Н.П. и др.). Разграничение и консолидация деятельности аудиторов и бухгалтеров с целью предоставления менеджерам организаций АПК информации о деятельности хозяйствующих субъектов данной сферы явились предметом наших исследований [2,3] и исследований Л.И. Хоружий [4].Однако оценка роли аудиторской деятельности в экономике страны через призму ее нормативного регулирования не предпринималась специалистами, что послужило стимулом для проведения предпринятого нами исследования. Условия, материалы и методы исследования. Регламентация аудиторской деятельности на государственном уровне и, следовательно, определение ее роли и места в аграрной экономике страны, осуществляется Законом об аудиторской деятельности. Анализ норм законов позволяет понять содержание аудиторской деятельности, взаимоотношения субъектов аудита, очертить границы и рамки их полномочий. В свою очередь законодательные нормы строятся на концептуальных основах деятельности, позволяющих согласовать интересы ее участников. Сравнительный анализ в соответствии с концептуальной логикой норм Федерального Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», принятого Государственной Думой 24 декабря 2008г. (далее – Закон «Об аудиторской деятельности») [5] и Закона Китайской Народной Республики        от 31 августа 1994г. № 32 «Об аудите», принятого на 9-й сессии Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва 31 августа 1994 года (далее – Закон «Об аудите») [6], позволит определить роль аудита в экономике государства.Анализ и обсуждение результатов. По мнению О.В. Голосова и Е.М. Гутцайта, «концепция аудита должна состоять из следующих разделов:модель функционирования экономических субъектов и место аудита в ней;аудит как инфраструктурная отрасль рыночной экономики и ее функционирование;интересы в аудите;регулирование аудиторской деятельности» [1, c.22].Согласно нормам п. 2 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности» специально создаваемые организации осуществляют деятельность по проведению проверок – аудита. Смысловое содержание этой нормы заключается в том, что в России продукт аудиторской деятельности необходим неограниченному кругу субъектов. 

Список литературы

1. Голосов О.В., Гутцайт, Е.М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. - М.: Бухгалтерский учет, 2005. - 512 с.

2. Баутин В.М., Карзаева, Н.Н. Совершенствование организации бухгалтерского учета в соответствии с нормами Федерального Закона «О бухгалтерском учете» // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2012. - № 2 - С.7-11;

3. Карзаева Н.Н. Проблемы формирования достоверной бухгалтерской отчетности // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2014. - № 12. - С.47-53;

4. Хоружий Л.И. Направления консолидации бухгалтерской и аудиторских профессий //Бухучет в сельском хозяйстве. - 2015. - № 7 - С.8-13.

5. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.04.2016г);

6. Закон Китайской Народной Республики от 31 августа 1994г. № 32 «Об аудите» URL: http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=549 (дата обращения: 20.04.2016г).

Войти или Создать
* Забыли пароль?